Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Отдых

  • Текст: Б. Л. Васильев. О труде и отдыхе
    (1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.
    (5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.
    (19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.
    (22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.
    (27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».
    (33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.
    (36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.
    (40)...Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.
    (По Б. Васильеву*)
    * Борис Львович Васильев (1924−2013) — русский советский писатель и сценарист.
23.01.2023 21:04:22
Автор: аркадий могильницкий

  Как отношение к отдыху характеризует человека? Именно над этим вопросом рассуждает автор.
   Б. Васильев раскрывает данную проблему, рассказывая читателю о том, как проводила вечер его семья. Отец сапожничал, столярничал, слесарничал, восстанавливает и латает. Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. Бабушка размалывает льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. Сёстры попеременно читают вслух. И все это автор называет "вечерним отдыхом" своей семьи. Рассказчик сравнивает отдых в своей семьи и отдых других людей, которые отдыхают иначе, а именно предпочитают "развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину". Такое времяпровождение автор не одобряет. Его отношение к этим людям описывают слова , сказанные в определенной эмоциональной окраске.
  Сравнивая два разных понимания о отдыхе, автор говорит читателю, что отдых не должен  являться бездумным времяпровождением человека. Отдых должен быть нацелен на самосовершенствование личности индивида.
  Позиция автора, на мой взгляд, такая : если человек привык бессмысленно проводить время, то он воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров психически и физически.
  Я согласен с мнением автора. В настоящее время, действительно, отдых у людей подразумевается как свободное от любой деятельности время. Во время отдыха люди убивают не только свое здоровье, выпивая алкогольные напитки, но и здоровье природы! Как по мне, целью отдыха должно быть саморазвитие!
  Таким образом, во время отдыха не стоит бездельничать, а лучше почитать книжки или сходить в спортивный зал!  
Количество слов - 241

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Аркадий!

Вы написали довольно грамотное сочинение, постарались выдержать рассуждение в рамках поставленных в инструкции задач.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 – Комментарий: + 3 балла

Пример 1 (описание отдыха в семье автора текста) в сочинении указан, не пояснен. Нужно было связать пример-иллюстрацию с проблемным вопросом, пояснив, как именно такой способ проведения свободного времени характеризует людей.

Пример 2 (описание отдыха других людей) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена не вполне верно, поскольку не показан результат сравнения -- противопоставление. Приведенные примеры-иллюстрации контрастны, это существенно для понимания смысла текста.  Вместе с тем название вида связи "сравнение" в данном случае допустимо. Анализ связи выполнен поверхностно, не показано, с какой целью автор использует именно этот вид связи, какую задачу выполняет сравнение.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно, однако авторская мысль несколько сужена: в комментарии вы говорите о разном отношении к отдыху, а в позиции автора -- только о неправильном. Балл по К3 ставится с натяжкой. Сужение проблемной области -- логическая ошибка.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Тезис, представленный в собственной позиции, не соответствует проблемному вопросу и является ответом на другой вопрос: каким должен быть отдых.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 балл.

Ошибки:

Позиция автора, на мой взгляд, такая : если человек привык бессмысленно проводить время, то он воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров психически и физически.
Нарушение логической связности в построении предложения с придаточными условия: непонятно, что является условием чего.
Во время отдыха люди убивают не только свое здоровье, выпивая алкогольные напитки, но и здоровье природы!
Нарушение последовательности рассуждения: непонятно, какова связь между употреблением алкогольных напитков и нанесением вреда природе. Логический провал.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл.

Ошибки:

Сравнивая два разных понимания о отдыхе, автор говорит читателю, что отдых не должен  являться бездумным времяпровождением человека. Отдых должен быть нацелен на самосовершенствование личности индивида.
Однообразие конструкций.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: не обнаружено.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Отсутствие кавычек при использовании фрагментов из исходного текста. Вы процитировали большой фрагмент почти дословно:

(7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух.
Необходимо оформлять чужой текст по правилам цитирования.
Позиция автора, на мой взгляд, такая : если человек привык бессмысленно проводить время, то он воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров психически и физически.
Необходимо оформлять чужой текст по правилам цитирования.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Именно над этим вопросом рассуждает автор.
Правильно: рассуждать О чем-то, размышлять НАД чем-то или О чем-то.
Отец сапожничал, столярничал, слесарничал, восстанавливает и латает. Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают.
Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.
Сравнивая два разных понимания о отдыхе
Ошибка 1: понимание (чего?) отдыха.
Ошибка 2: ОБ отдыхе.
отдых у людей подразумевается как
Правильно: люди считают отдыхом....

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Рассказчик сравнивает отдых в своей семьи и отдых других людей, которые отдыхают иначе
Повтор. Лишний предлог, обратите внимание.
Его отношение к этим людям описывают слова , сказанные в определенной эмоциональной окраске.
Слова нельзя сказать ни В окраске, ни С окраской. Речевая ошибка -- несочетаемость. Правильно: Отношение автора к таким людям описывают употребленные им эмоционально окрашенные слова.
Б. Васильев раскрывает данную проблему
Лишнее слово, постарайтесь обойтись без него. Недочет (не  ошибка).
И все это автор называет "вечерним отдыхом" своей семьи. Рассказчик сравнивает отдых в своей семьи и отдых других людей, которые отдыхают иначе, а именно предпочитают "развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину". Такое времяпровождение автор не одобряет. Его отношение к этим людям описывают слова , сказанные в определенной эмоциональной окраске.
Много указательных местоимений, будьте с ними аккуратнее (не ошибка).
Отдых должен быть нацелен на самосовершенствование личности индивида.
Плеоназм, использование стилистически маркированного слова (индивид). Ошибка.
Как по мне, целью отдыха должно быть саморазвитие!
Разговорное выражение. Ошибка.
Во время отдыха люди убивают не только свое здоровье, выпивая алкогольные напитки, но и здоровье природы!
Смешение паронимов. Правильно: распивая.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста, следить за логикой развития мысли и речевым оформлением сочинения.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку