Запомни!
- Не кто иной, как.
- Не что иное, как.
- Не кто другой, как.
- Не что другое, как.
Проблема труда в жизни человека
-
Текст: Б. Л. Васильев. О труде и отдыхе(1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.
(5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.
(19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.
(22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.
(27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».
(33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.
(36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.
(40)...Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.
(По Б. Васильеву*)
* Борис Львович Васильев (1924−2013) — русский советский писатель и сценарист.
Чтобы показать читателю важность поднятой проблемы, писатель создаёт конкретную жизненную ситуацию, рассказывая о своей семье. В начале предложенного текста писатель рассказывает о том, как каждый член его семьи трудится и постоянно чем-то занимается : "Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая, мать и тётка тоже латают, штопают или перешивают, бабушка тихо поскрипывает ручной мельницей, Галя и Оля переменно читают вслух." Действительно, труд - сделал из обезьяны человека, поэтому люди должны трудиться, иначе без него они совсем обленятся.
Второй пример указывает на следствие из первого, ведь когда человек не перестаёт трудиться, то он знает какие обязанности он должен выполнять. Так, например , в финале предложенного текста рассказчик показывает как все дела и обязанности распределены между всеми членами его семьи: " И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи , потому что каждый знал, что делать." И в самом деле, когда человек постоянно трудится и выполняет свои обязанности , то в любой ситуации он будет знать, что ему делать. Поэтому труд очень нужен в жизни человека и играет важную роль. Использование приёма на следствие позволяет автору продемонстрировать значимость поднятой проблемы.
Авторская позиция представляется очевидной : человек должен трудиться, ведь труд является важной частью на протяжении всей жизни.
Не могу не согласиться с автором в том , что трудиться нужно всегда, ведь труд способен помочь человеку самосовершенствоваться.
Таким образом, проблема труда в жизни человека является актуальной и требует осмысления.
Здравствуйте, Ольга! Структуру сочинения знаете, работа написана самостоятельно.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ – 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована не совсем корректно.
Важен ли труд в жизни человека? |
Что Вы хотите услышать в ответ на поставленный вопрос?
Да, важен.
Нет, важен.
поднимает проблему труда в жизни человека |
Проблема влияния труда на жизнь человека, роли труда, значения труда — добавьте отглагольное сущ.
K2 - Комментарий + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, не проанализирована.
Использование приёма на следствие позволяет автору продемонстрировать значимость поднятой проблемы. |
Ольга, я ставлю баллы Вам условно. Есть высокий шанс, что на экзамене больше двух баллов Вы за такой комментарий не получите: ясно сформулированы только пример и пояснение. Но и пояснение дублирует ПА.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.
Авторская позиция представляется очевидной : человек должен трудиться, ведь труд является важной частью на протяжении всей жизни. |
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста — 0 баллов
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснования тезиса нет.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения — 0 баллов
Ошибки:
Важен ли труд в жизни человека? Над этим вопросом размышляет Б.Л. Васильев. Автор предложенного для анализа текста поднимает проблему труда в жизни человека. |
Второй пример указывает на следствие из первого, ведь когда человек не перестаёт трудиться, то он знает какие обязанности он должен выполнять. |
Авторская позиция представляется очевидной : человек должен трудиться, ведь труд является важной частью на протяжении всей жизни. Не могу не согласиться с автором в том , что трудиться нужно всегда, ведь труд способен помочь человеку самосовершенствоваться. Таким образом, проблема труда в жизни человека является актуальной и требует осмысления. |
В выводе «вода», не содержащая информации.
Второй пример указывает на следствие из первого, ведь когда человек не перестаёт трудиться, то он знает какие обязанности он должен выполнять. Так, например , в финале предложенного текста рассказчик показывает как все дела и обязанности распределены между всеми членами его семьи: " И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи , потому что каждый знал, что делать." И в самом деле, когда человек постоянно трудится и выполняет свои обязанности , то в любой ситуации он будет знать, что ему делать. |
Обратите внимание: автор не только эту мысль высказывает.
K6 - Точность и выразительность речи – 0 баллов
Ошибки:
Однотипные конструкции, повторы, бедность словаря.
K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла
Ошибки:
Так, например , в финале предложенного текста рассказчик показывает ЗПТ как все дела и обязанности распределены между всеми членами его семьи: " И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи , потому что каждый знал, что делать." |
Действительно, труд - сделал из обезьяны человека |
Так, например , в финале предложенного текста рассказчик показывает ЗПТ как все дела и обязанности распределены между всеми членами его семьи |
K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл
Ошибки:
Использование приёма на следствие позволяет |
K10 - Соблюдение речевых норм – 0 баллов
Ошибки:
Чтобы показать читателю важность поднятой проблемы, писатель создаёт конкретную жизненную ситуацию, рассказывая о своей семье. В начале предложенного текста писатель рассказывает о том, как каждый член его семьи трудится и постоянно чем-то занимается: |
Повторы
Ольга, обратите внимание на повторы, логические и речевые: Вы словно не верите сказанному и ещё раз пишете то же самое частично теми же словами, частично заменяя их (но мысль оставляете прежней).
Использование приёма на следствие позволяет автору продемонстрировать значимость поднятой проблемы. |
Авторская позиция представляется очевидной : человек должен трудиться, ведь труд является важной частью ЧЕГО? на протяжении всей жизни. Не могу не согласиться с автором в том , что трудиться нужно всегда, ведь труд способен помочь человеку самосовершенствоваться. Таким образом, проблема труда (это тема) в жизни человека является актуальной и требует осмысления. |
является важной частью (чего?) на протяжении всей жизни — пропуск слова
является частью на протяжении — лексическая несочетаемость
K11 - Соблюдение этических норм — 0 баллов
Действительно, труд - сделал из обезьяны человека, поэтому люди должны трудиться, иначе без него они совсем обленятся. |
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале — 0 баллов
Ошибки:
Так, например , в финале предложенного текста рассказчик показывает |
Текст публицистический — не рассказчик, а автор.
Общие рекомендации
Обратите внимание на формулирование проблемы. Проблемный вопрос и позиция автора должны составлять вопросно-ответную связку. Обратитесь к анализу текста. Пока Вы ограничиваетесь лишь общими фразами.
Между терминами тема и идея, рассказчик и автор есть разница. Поработайте с этими понятиями.
Предстоит шлифовать речь. Время ещё есть — трудитесь. Как Вы писали, если это делать постоянно, успех придёт.
Удачи на ЕГЭ!