Запомни!
Какова роль книг в жизни человека?
-
Текст: И. А. Гончаров. О взглядах на жизнь— (1)Скажи, пожалуйста, ты так век думаешь прожить? — спросил Райский после обеда, когда они остались в беседке.
— (2)Да, а как же? Чего же мне еще? — спросил с удивлением Леонтий.
— (3)Ничего тебе не хочется, никуда не тянет тебя? (4)Не просит голова свободы, простора? (5)Не тесно тебе в этой рамке? (6)Ведь в глазах, вблизи — все вон этот забор, вдали — вот этот купол церкви, дома... под носом...
— (7)А под носом — вон что! — Леонтий указал на книги. — (8)Мало, что ли? (9)Книги, ученики... жена в придачу... (10)Чего больше?
— (11)Книги? (12)Разве это жизнь? (13)Старые книги сделали свое дело; люди рвутся вперед, ищут улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман, наконец привести в порядок и общественное хозяйство... (14)А он глядит в книгу, а не в жизнь!
— (15)Чего нет в этих книгах, того и в жизни нет или не нужно! — торжественно решил Леонтий. — (16)Вся программа, и общественной и единичной жизни, у нас позади: все образцы даны нам. (17)Умей напасть на свою форму, а она готова. (18)Не отступай только — и будешь знать, что делать. (19)Позади найдешь образцы форм и политических и общественных порядков. (20)И лично для себя то же самое. (21)Кто ты: полководец, писатель, сенатор, консул, или невольник, или школьный мастер, или жрец? (22)Смотри: вот они все живые здесь — в этих книгах. (23)Учи их жизнь и живи, учи их ошибки и избегай, учи их добродетели и, если можно, подражай. (24)Да, трудно! (25)Мы и давай выдумывать какую-то свою, новую жизнь! (26)Вот отчего мне никогда ничего и никуда дальше своего угла не хотелось: не верю я в этих нынешних великих людей...
(27)Он говорил с жаром, и черты лица у самого у него сделались, как у тех героев, о которых он говорил.
— (28)Стало быть, по-твоему, жизнь там и кончилась, а это все не жизнь? (29)Ты не веришь в развитие, в прогресс?
— (30)Как не верить, верю! (31)Вся эта дрянь, мелочь, на которую рассыпался современный человек, исчезнет: все это приготовительная работа, сбор и смесь еще неосмысленного материала. (32)Эти исторические крохи соберутся и сомнутся рукой судьбы опять в одну массу, и из этой массы выльются со временем опять колоссальные фигуры, опять потечет ровная, цельная жизнь, которая впоследствии образует вторую древность. (33)Мы потеряли дорогу, отстали от великих образцов, утратили многие секреты их бытия. (34)Низость, мелочи, дрянь — все побледнеет: выправится человек и опять встанет на железные ноги... (35)Вот и прогресс!
— (36)Ты все тот же старый студент, Леонтий! (37)Все нянчишься с отжившей жизнью, а о себе не подумаешь, кто ты сам?
— (38)Кто? — повторил Козлов. — (39)Учитель латинского и греческого языков. (40)Я так же нянчусь с этими отжившими людьми, как ты со своими никогда не жившими идеалами и образами.
— (41)Помилуй, Леонтий; ты ничего не делаешь для своего времени, ты пятишься, как рак. (42)Оставим римлян и греков — они сделали свое. (43)Будем же делать и мы, чтоб разбудить это (он указал вокруг на спящие улицы, сады и дома). (44)Будем превращать эти обширные кладбища в жилые места, встряхивать спящие умы от застоя!
— (45)Как же это сделать?
— (46)Я буду рисовать эту жизнь, отражать, как в зеркале, а ты...
— (47)Я... тоже кое-что делаю: несколько поколений к университету приготовил... — робко заметил Козлов и остановился, сомневаясь, заслуга ли это?
— (48)Хорошо, да все это не настоящая жизнь, — сказал Райский, — так жить теперь нельзя. (49)Многое умерло из того, что было, и многое родилось, чего не ведали твои греки и римляне. (50)Нужны образцы современной жизни, очеловечивания себя и всего около себя. (51)Это задача каждого из нас...
— (52)Ну, за это я не берусь: довольно с меня и того, если я дам образцы старой жизни из книг, а сам буду жить про себя и для себя.
— (53)Жизнь «для себя и про себя» — не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба. (54)А ты хочешь жить барашком!
— (55)Я уж сказал тебе, что я делаю свое дело и ничего знать не хочу, никого не трогаю и никто меня не трогает!
(По И. А. Гончарову*)
* Иван Александрович Гончаров (1812−1891) — русский писатель и литературный критик.
Автор повествует нам о споре между двумя личностями. Их спор заключается в том, что на сколько правильной является их взгляд на жизнь. В процессе их диалога начинают затрагиваться книги:”А под носом – вот что!- Леонтий указал на книги”.Для Леонтия книги являются источником знаний построенном на жизненном пути человека, в подтверждение это служат его слова:”Чего нет в этих книгах, того и в жизни нет или не нужно!”.
Действительно, множество книг написаны опираясь на всю жизнь. Они способны поражать и вдохновлять человека, способного понять трудность жизненных ситуаций.
Продолжая рассуждение также можно увидеть следующие слова:” Кто ты: полководец, писатель, сенатор, консул, или невольник, или школьный мастер, или жрец? Смотри: вот они все живые здесь — в этих книгах. Учи их жизнь и живи, учи их ошибки и избегай, учи их добродетели и, если можно, подражай”.Эти слова позволяют убедиться в том, что книги – это не только сборник каких либо событий ,но и сборник различных черт характера человека, которые могут помочь нам в изменении нашего внутреннего мира в лучшую из сторон .
Данные примеры уточняют друг друга. Они позволяют убедиться в благотворном влиянии книг на жизнь человека и способствует вдохновлять на те или иные действия.
Авторская позиция такова: книги могут поменять человека в лучшую сторону, изменить его судьбу, сделать его взгляды на жизнь оптимистичнее относительно суровой реальности.
Я согласен с мнением автора. И в правду книги оказывают сильное влияние на человека, они помогают отдохнуть от напряженности современной жизни.Читая, человек узнает что-то новое, испытывает эмоции в отношении героев романа или происходящих с ними событий.
Пример такого влияние можно встретить в произведении М.Горького “Книга”. В своем очерке автор говорит о том, что книги сыграли в его жизни большую роль. Ведь в минуты тяжелых испытаний именно они стали его спасением, опорой и поддержкой, советчиками и друзьями.
Таким образом, книга необходима для человека как опора в трудный ситуациях, ощущение новых эмоций, понимания правильно выбора своей судьбы .
Здравствуйте, Sena!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ – 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 5 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена неточно (второй пример детализирует первый), проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения – 0 баллов
Ошибки:
В процессе их диалога начинают затрагиваться книги:”А под носом – вот что!- Леонтий указал на книги” |
В процессе их диалога начинают затрагиваться книги:”А под носом – вот что!- Леонтий указал на книги”.Для Леонтия книги являются источником знаний построенном на жизненном пути человека, в подтверждение это служат его слова:”Чего нет в этих книгах, того и в жизни нет или не нужно!”. Действительно, множество книг написаны опираясь на всю жизнь. Они способны поражать и вдохновлять человека, способного понять трудность жизненных ситуаций. |
И в правду книги оказывают сильное влияние на человека, они помогают отдохнуть от напряженности современной жизни. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Ошибки:
Для Леонтия книги являются источником знаний построенном на жизненном пути человека, ТЧК в подтверждение это служат его слова:”Чего нет в этих книгах, того и в жизни нет или не нужно!”. |
K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла
Ошибки:
каких либо |
И в правду книги оказывают сильное влияние на человека |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла
Ошибки:
Для Леонтия книги являются источником знаний ЗПТ построенном на жизненном пути человека |
Для Леонтия книги являются источником знаний построенном на жизненном пути человека, в подтверждение это служат его слова:”Чего нет в этих книгах, того и в жизни нет или не нужно!”. |
Продолжая рассуждение ЗПТ также можно увидеть следующие слова |
K9 - Соблюдение грамматических норм — 0 баллов
Ошибки:
Читая, человек узнает что-то новое, испытывает эмоции в отношении героев романа |
Действительно, множество книг написаны опираясь на всю жизнь. |
Они позволяют убедиться в благотворном влиянии книг на жизнь человека и способствует вдохновлять на те или иные действия. |
Нарушение построения предложения с однородными членами.
K10 - Соблюдение речевых норм – 0 баллов
Шероховатости:
о споре между двумя личностями |
Автор повествует нам о |
Лишнее слово
Ошибки:
В процессе их диалога начинают затрагиваться книги |
Или
Книги становятся предметом спора.
В процессе их диалога начинают затрагиваться книги:”А под носом – вот что!- Леонтий указал на книги”.Для Леонтия книги являются источником знаний построенном на жизненном пути человека, в подтверждение это служат его слова:”Чего нет в этих книгах, того и в жизни нет или не нужно!”. |
источником знаний построенном на жизненном пути — непонятно, что значит эта фраза.
его — кого (чего?): Леонтия, человека, пути?
Продолжая рассуждение также можно увидеть следующие слова |
Читая, человек узнает что-то новое, испытывает эмоции в отношении героев романа |
Человек испытывает такие-то эмоции
Эти слова позволяют убедиться в том, что книги – это не только сборник каких либо событий ,но и сборник различных черт характера человека, которые могут помочь нам в изменении нашего внутреннего мира в лучшую из сторон . |
Книги рассказывают о различных событиях.
В характерах героев показаны черты характера, которые...
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над речью: разнообразием конструкций, точностью словоупотребления.
Удачи на ЕГЭ!