Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема отдыха

  • Текст: Б. Л. Васильев. О труде и отдыхе
    (1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.
    (5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.
    (19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.
    (22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.
    (27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».
    (33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.
    (36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.
    (40)...Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.
    (По Б. Васильеву*)
    * Борис Львович Васильев (1924−2013) — русский советский писатель и сценарист.
22.01.2023 01:17:35
Автор: Полина Мокринская

Как правильно отдыхать? Над этим вопросом задается Б.Л.Васильев.
  Раскрывая проблему, автор рассказывает про свою семью, члены которой не знали «безделья». Так, «сёстры попеременно читают вслух», «мать и тетка тоже латают», «отец сапожничает» во время отдыха. Никто «не подозревает, что можно развалиться в кресле…часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь…», все проводят время с пользой, даже во время перерыва между трудом занимаются полезными делами
     Также автор размышляет о том, что для народа, который вынужден трудиться, чтобы заработать на «хлеб свой», отдых всегда выражался в « смене деятельности». Человек не должен бездействовать, иначе он  «воспринимается с отрицательным знаком». Так, Б.Л.Васильев подчёркивает, что отдых для него-это не бессмысленная трата времени, а смена работы.
    Приведённые примеры дополняют друг друга, и показывают, что правильный перерыв  -это не безделье, а изменение вида труда.
    Авторская позиция такова:отдыхать нужно с пользой.
    Я полностью согласна с мнением автора в том, что перерыв между работой должен быть продуктивным.
   В доказательство своей точки зрения приведу пример из жизненного опыта. Мой дед рассказывал, как в юности, приходя с работы домой, он занимался какими-то бытовыми делами, а не бездействием. Так он и отдыхал умственно, и проводил время с пользой, помогая моей бабушке по дому.
   Стоит помнить, что во время  перерыва  можно заниматься чем-то полезным и не уставать, нужно лишь менять виды деятельности.
Количество слов - 216

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Полина!

Работа показывает, что вы хорошо знаете требования, предъявляемые к сочинению в формате ЕГЭ. Хочу отметить, что в сочинении нет орфографических ошибок, это обстоятельство радует.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно.

K2 - Комментарий + 4 баллов

Первый пример указан (отношение к труду и отдыху в семье), пояснён.

Второй пример указан (размышления о народном восприятии труда) пояснён.

На мой взгляд, второй пример выглядит менее убедительно, чем первый.

Анализ связи между примерами выполнен, но думаю, что анализ связи нужно усилить.

Приведённые примеры дополняют друг друга, и показывают, что правильный перерыв  -это не безделье, а изменение вида труда.
Рекомендация: связь лучше анализировать способом "разведение примеров", то есть примеры обобщаются и показываются во взаимосвязи. Нужно указать "вес" и значение каждого примера в рамках рассматриваемой проблемы.

Приведу несколько примеров из своих работ (по другим текстам):

Противопоставляя два выбора, две жизненные позиции: «отказ от любви и доброты» и «самоотверженную и терпеливую любовь» -  А.А.Лиханов убеждает нас в том, что недопустимо предавать забвению нестареющий завет педагога, потому что отказ от подлинных ценностей приведёт к человеческим драмам, когда ничего уже невозможно будет исправить.

Гармоничное соединение двух примеров, дополняющих друг друга, позволяет сделать очевидный и правильный вывод: невозможно жить без прошлого, нет ничего сильнее, чем память сердца. В первом примере автором сделан акцент на образе вербового куста - памятного знака из прошлого, а во втором этот образ дополняется другими детскими воспоминаниями рассказчика. Храня в душе «осколочки» прошлого, человеку легче преодолевать испытания, которые готовит ему жизнь.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки:

 Также автор размышляет о том, что для народа, который вынужден трудиться, чтобы заработать на «хлеб свой», отдых всегда выражался в « смене деятельности».
Нельзя начинать абзац союзом "также".
Я полностью согласна с мнением автора в том, что перерыв между работой должен быть продуктивным.
  В доказательство своей точки зрения приведу пример из жизненного опыта. Мой дед рассказывал, как в юности, приходя с работы домой, он занимался какими-то бытовыми делами, а не бездействием. Так он и отдыхал умственно, и проводил время с пользой, помогая моей бабушке по дому.
Нарушение абзацного членения. Абзац выделен необоснованно. Логичнее после согласия с позицией автора (в этом же абзаце) расположить обоснование.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Речевое оформление не отличается разнообразием, точностью выражения мысли. В работе есть речевые ошибки.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: ошибок нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Ошибки:

Приведённые примеры дополняют друг друга, и показывают, что правильный перерыв  -это не безделье, а изменение вида труда.
Лишняя запятая (однородные сказуемые, связанные сочинительным союзом "и").
Никто «не подозревает, что можно развалиться в кресле…часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь…», все проводят время с пользой, даже во время перерыва между трудом занимаются полезными делами ТОЧКА
Не забывайте о знаках завершения! (балл за это не снижается).

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Над этим вопросом задается Б.Л.Васильев.
Нарушение управления. Нельзя задаваться над вопросом. Правильно: беспредложное управление (этим вопросом задаётся), предложное управление (над этим вопросом размышляет Б.Л. Васильев).

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

Никто «не подозревает, что можно развалиться в кресле…часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь…», все проводят время с пользой, даже во время перерыва между трудом занимаются полезными делами
Лексическая несочетаемость.

Вариант исправления:

даже в минуты отдыха занимаются полезным делом.

Приведённые примеры дополняют друг друга, и показывают, что правильный перерыв  -это не безделье, а изменение вида труда.
Нарушение лексической сочетаемости. Правильно: смена вида деятельности.
Авторская позиция такова:отдыхать нужно с пользой.
   Я полностью согласна с мнением автора в том, что перерыв между работой должен быть продуктивным.
Повторы.

Мой дед рассказывал, как в юности, приходя с работы домой, он занимался какими-то бытовыми делами, а не бездействием.
Нарушение лексической сочетаемости. Заниматься бездействием нельзя. Вариант исправления: занимался делами (всегда был занят полезным делом; не бездельничал).

В доказательство своей точки зрения приведу пример из жизненного опыта. Мой дед рассказывал, как в юности, приходя с работы домой, он занимался какими-то бытовыми делами, а не бездействием. Так он и отдыхал умственно, и проводил время с пользой, помогая моей бабушке по дому.
  Стоит помнить, что во время  перерыва  можно заниматься чем-то полезным и не уставать, нужно лишь менять виды деятельности.
Тенденция к единообразию из-за повторов.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над содержанием сочинения, речевым оформлением, смысловой цельностью, речевой связностью. Советую вам смотреть бесплатные вебинары на сайте "Могу писать" по подготовке к итоговому сочинению. Вебинары проводятся по понедельникам в 17.00 по московскому времени. Первый вебинар -- 6 февраля. В расписании будет и анализ текста Б.Л. Васильева. Настоятельно рекомендую его посмотреть, чтобы расширить представление об этом непростом тексте.

Проявляйте терпение, прикладывайте все усилия -- тогда вы сможете написать достойную работу на ЕГЭ по русскому языку.

Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку