Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема значимости природной красоты для человека

  • Текст: Б. П. Екимов. О красоте
    (1)Двор мой последние годы всё более полонит пустая трава. (2)То ли сил стало меньше от неё отбиваться, а скорее — охоты: растёт... и пускай растёт. (З)Места много. (4)И огород затравел. (5)Да и какой это теперь огород! (6)Лишь названье. (7)Грядка лука, грядка чеснока, полсотни помидорных кустов да кое-какая зелень. (8)3емли пустует много и много, но вот цветы остались.
    (9)Цветы... (10)Пусть простые, нашенские, но сажаем, пропалываем, поливаем, бережём. (11)Без цветов нельзя.
    (12)В соседнем дворе доживает век старая Миколавна. (13)По дому еле ползает, во двор не выходит, лишь на крылечке сидит порой. (14)Во двор выйти не может, но каждый год молодым своим помогальщикам наказывает: «Возле порожков посадите мне георгину». (15)Её слушаются, сажают. (16)Цветёт георгиновый куст. (17)Миколавна глядит на него, на ступеньках сидя вечерами.
    (18)Через улицу, напротив, живёт старая Гордеевна. (19)У неё одышка, больное сердце. (20)Ей нагибаться никак нельзя. (21)Но каждое лето цветут у неё в палисаднике «зорьки». (22)«Это наш цветок, хуторской... — объясняет она. — (23)Я его люблю...»
    (24)Сосед Юрий. (25)Человек нездоровый, больной. (26)Какой с него спрос! (27)Но в летнюю пору расцветает посреди вконец запущенного двора могучий куст розовых пионов. (28) «Мама посадила... — объясняет он. — (29)Я поливаю». (30)Мама его давным-давно умерла. (31)А этот цветочный куст — словно привет далёкий.
    (32)У тётки Лиды земли возле дома немного. (33)«В ладошку... — жалуется она. — (34)А надо и картошку, и свёклу, и помидоры, того и другого посадить. (35)А земли — в ладошку». (36)Но анютины глазки цветут возле дома, золотятся «царские кудри». (37)Без этого нельзя.
    (38)У Ивана Александровича с супругой тоже земли не хватает. (39)У них на подворье с математической точностью рассчитан каждый миллиметр. (40)Приходится исхитряться. (41)После картошки успевает ещё и капуста созреть до морозов. (42)Убрали лук, поздние помидоры растут. (43)Но и у них — пара кустов «зорьки», несколько георгинов, «солнышко» стелется и цветёт.
    (44)Там, где хозяева молодые, в силах, там — розы, там — лилии, там много всего во дворах, в палисадах.
    (45)А ведь с цветами — столько забот. (46)Сами собой они не вырастут. (47)Посади, гляди за ними, рыхли, пропалывай, коровяком подкорми. (48)А попробуй не полей хотя бы день при нашей жаре! (49)Тут же засохнут. (50)Не то что цвета, листьев не увидишь. (51)Цветы вырастить — труд немалый. (52)Но радости больше.
    (53)Августовское раннее утро. (54)3автрак на воле. (55)Солнце за спиной. (56)Перед глазами — цветы. (57)Сколько их... (58)Десятки, сотни, тысячи... (59)Алые, синие, лазоревые, золотисто-медовые... (60)Все на меня глядят. (61)А если вернее, через плечо моё, на утреннее встающее солнце. (б2)Светит перед глазами желтизна и бель, нежная васильковая голубизна, зелень, алость, небесная синь. (63)Смотрят и дышат в лицо мне простые наши цветы.
    (64)Летнее утро. (65)Впереди — долгий день...
    (66)Порою, когда начинают о людях худое говорить: мол, народ пошёл никудышный, изленился... — при таких разговорах я всегда вспоминаю о цветах. (67)Они есть в каждом дворе. (68)3начит, не так уж всё плохо. (69)Потому что цветок — это ведь не просто поглядел да понюхал... (70)Скажите, шепните женщине ли, девушке: «Цвет ты мой лазоревый...» — и вы увидите, какое счастье плеснётся в её глазах.
    (По Б. Екимову*)
    * Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) — русский прозаик и публицист.
18.01.2023 21:44:58
Автор: Анастасия Фокина

Какова значимость природной красоты для человека? Над этой проблемой размышляет Б.П. Екимов.
Герой-рассказчик описывает собственное отношение к цветам. Он продолжает выращивать цветы и бережно ухаживать за ними, несмотря на нехватку сил и времени для работ во дворе, потому что твердо убежден, что без них нельзя обойтись. Для рассказчика простые «зорьки», георгины, розы не только чудесные растения, удивляющие и завлекающие своей красотой, но и показатель трудолюбия и дисциплины человека, их вырастившего. Действительно, цветы, разнообразие их бутонов и оттенков способны радовать, поражать и вдохновлять человека, способного понять очарование окружающего мира и осознающего потребность в созерцании прекрасного.
Затем рассказчик повествует о соседях в деревне и значимости природной красоты для каждого из них. Пожилая Миколавна, хотя и не выходит из дома, но просит каждый год сажать георгины, на которые подолгу любуется, сидя на ступеньках. Этот цветочный куст – настоящая услада для глаз и каждодневная радость для соседки, поэтому он так важен ей. У Юрия, испытывающего проблемы со здоровьем, всегда летом цветут розовые пионы. Они напоминают мужчине о матери, которая когда-то посадила их. Так, для соседей рассказчика цветы оказались очень важны, для каждого по своей причине, но все герои, несмотря на обстоятельства, продолжают ухаживать за растениями, а они продолжают радовать людей.
Примеры построены на приеме аналогии. Это позволяет убедиться в важности красоты, как для главного героя, так и для других сельчан, более того, понять, почему обычные цветы оказались значимы для людей.
Авторская позиция ясна: очарование природы играет большую роль в жизни каждого, оно способно стать отрадой и подарить счастье, но, кроме того, оно воспитывает человека.
Я согласна с мнением Б.П. Екимова и считаю, что природная красота –  это совершенство, которое познается человеком, духовно развивает его. Влияние природы на людей мастерски передано в стихотворении К. Бальмонта «Песня без слов». Описание окружающего мира, звуков и пейзажей, знакомых каждому, вызывает восхищение и упоение при прочтении, ощущение, что единство с природой – «миг невозможного, счастья миг».
Таким образом, природная красота необходима для человека, как труд, как общение с людьми, только если он не лишен способности видеть прекрасное.
Количество слов - 329

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Анастасия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ — 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 2 балла

Ошибки:

Таким образом, природная красота необходима для человека, как труд, как общение с людьми, только если он не лишен способности видеть прекрасное.
Новый тезис, требующий доказательства.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла

Ошибки:

Таким образом, природная красота необходима для человека, как труд, как общение с людьми
Запятая перед словом как, имеющим значение «в качестве», не нужна.

Для рассказчика простые «зорьки», георгины, розы ТИРЕ не только чудесные растения, удивляющие и завлекающие своей красотой, но и показатель трудолюбия и дисциплины человека, их вырастившего.
Тире между подлежащим и сказуемым. НЕ не перед сущ.–сказуемым, а перед первой частью составного союза не только, но и — знаки расставляются по правилу.
Это позволяет убедиться в важности красоты, как для главного героя, так и для других сельчан, более того, понять, почему обычные цветы оказались значимы для людей.
Лишняя запятая
Пожилая Миколавна, хотя и не выходит из дома, но просит каждый год сажать георгины
Лишняя запятая

K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла

K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл

Шероховатости:

Примеры построены на приеме аналогии.
Аналогия не приём, а способ развёртывания авторской мысли.
Можно употребить такую формулировку: примеры аналогичны. Или второй пример аналогичен первому — и дальше анализ связи.

очарование природы играет большую роль в жизни каждого
В формулировке позиции автора лучше уходить от метафоричности. Роль играет не очарование, а природа.

Ошибки:

Таким образом, природная красота необходима для человека, как труд, как общение с людьми, только если он не лишен способности видеть прекрасное.
Неверное употребление личного местоимения рождает двусмысленность.

Он — труд или человек?

Авторская позиция ясна: очарование природы играет большую роль в жизни каждого, оно способно стать отрадой и подарить счастье, но, кроме того, оно воспитывает человека.

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Анастасия, Вы создали качественную, достойную работу. Молодец!

Желаю Вам на ЕГЭ максимального балла за сочинение.


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку