Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема мужества и героизма

  • Текст: В. П. Катаев. О героизме
    (1)Солдаты, расположившиеся вокруг своей пушки, были заняты каждый своим делом. (2)Кто, пристроившись к сосновому ящику со снарядами, писал письмо, слюня химический карандаш и сдвинув на затылок шлем; кто сидел на лафете, пришивая к шинели крючок; кто читал маленькую артиллерийскую газету.
    (3)Ваня стоял у колеса орудия, которое было одной с ним вышины, и рассматривал бумажку, наклеенную на косой орудийный щит. (4)На этой бумажке были крупно написаны тушью какие-то номера и цифры, которые мальчик безуспешно старался прочесть и понять.
    — (5)Ну, Ванюша, нравится наше орудие? — услышал он за собой густой, добродушный бас.
    (6)Мальчик обернулся и увидел наводчика Ковалёва.
    — (7)Так точно, товарищ Ковалёв, очень нравится, — быстро ответил Ваня и, вытянувшись в струнку, отдал честь.
    (9)Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта. (10)Прежде всего, он был не молод. (11)В представлении мальчика он был уже не «дяденька», а, скорее, принадлежал к категории «дедушек». (12)До войны он был заведующим большой птицеводческой фермой. (13)На фронт он мог не идти. (14)Но в первый же день войны он записался добровольцем.
    (15)Во время Первой мировой войны он служил в артиллерии и уже тогда считался выдающимся наводчиком. (16)Вот почему и в эту войну он попросился в артиллерию наводчиком. (17)Сначала в батарее к нему относились с недоверием — уж слишком у него была добродушная, сугубо гражданская внешность. (18)Однако в первом же бою он показал себя таким знатоком своего дела, таким виртуозом, что всякое недоверие кончилось раз и навсегда.
    (19)Его работа при орудии была высочайшей степенью искусства. (20)Бывают наводчики хорошие, способные. (21)Бывают наводчики талантливые. (22)Бывают выдающиеся. (23)Он был наводчик гениальный. (24)И самое удивительное заключалось в том, что за четверть века, которые прошли между двумя мировыми войнами, он не только не разучился своему искусству, но как-то ещё больше в нём окреп. (25)Новая война поставила артиллерии много новых задач. (26)Она открыла в старом наводчике Ковалёве качества, которые в прежней войне не могли проявиться в полном блеске. (27)Он не имел соперника в стрельбе прямой наводкой.
    (28)Вместе со своим расчётом он выкатывал пушку на открытую позицию и под градом пуль спокойно, точно и вместе с тем с необыкновенной быстротой бил картечью по немецким цепям или бронебойными снарядами — по немецким танкам. (29)3десь уже мало было одного искусства, как бы высоко оно ни стояло. (30)3десь требовалось беззаветное мужество. (31)И оно было. (32)Несмотря на свою ничем не замечательную гражданскую внешность, Ковалёв был легендарно храбр.
    (33)В минуту опасности он преображался. (34)В нём загорался холодный огонь ярости. (35)Он не отступал ни на шаг. (36)Он стрелял из своего орудия до последнего патрона. (37)А выстрелив последний патрон, он ложился рядом со своим орудием и продолжал стрелять из автомата. (38)Расстреляв все диски, он спокойно подтаскивал к себе ящики с ручными гранатами и, прищурившись, кидал их одну за другой, пока немцы не отступали.
    (39)Среди людей часто попадаются храбрецы. (40)Но только сознательная и страстная любовь к Родине может сделать из храбреца героя. (41)Ковалёв был истинный герой.
    (42)Несколько раз командование пыталось выдвинуть Ковалёва на более высокую должность. (43)Но каждый раз Ковалёв просил оставить его наводчиком и не разлучать с орудием.
    — (44)Наводчик — это моё настоящее дело, — говорил Ковалёв, — с другой работой я так хорошо не справлюсь. (45)Уж вы мне поверьте. (46)3а чинами я не гонюсь. (47)Тогда был наводчиком и теперь до конца войны хочу быть наводчиком. (48)А для командира я уже не гожусь. (49)Стар. (50)Надо молодым давать дорогу. (51)Покорнейше вас прошу.
    (52)В конце концов его оставили в покое. (53)Впрочем, может быть, Ковалёв был прав: каждый человек хорош на своём месте. (54)И, в конце концов, для пользы службы лучше иметь выдающегося наводчика, чем посредственного командира взвода.
    (55)Всё это было Ване известно, и он с робостью и уважением смотрел на знаменитого Ковалёва.
    (По В. Катаеву*)
    * Валентин Петрович Катаев (1897−1986) — русский советский писатель, поэт, драматург, журналист, военный корреспондент.


17.01.2023 16:15:12
Автор: Арина Петрова

В чем проявляется мужество и героизм? Над этой проблемой задумывается В.П.Катаев.
Отвечая на вопрос, автор рассказывает нам о наводчике Ковалеве, который отправился на фронт добровольно. Он был уже в возрасте, но его патриотизм брал вверх и герой решил встать на защиту Родины. "Несмотря на свою ничем не замечательную гражданскую внешность, Ковалёв был легендарно храбр". Он был мастером своего дела, "в минуту опасности он преображался" и стрелял по врагам до последнего патрона. Этот пример показывает, что наводчик является настоящим героем, человеком, который будет сражаться до конца во что бы то ни стало.
Далее автор рассказывает о том, как Ковалев отказывался от более высокого чина. Несколько раз его пытались повысить, но герой утверждал: "наводчик - это мое настоящее дело". Он был предан своему мастерству и умению, а также хотел уступить дорогу молодому поколению. Данный пример служит доказательством того, что лучше быть мастером своего дела на незначительной должности, нежели иметь престижный чин и искать в этом выгоду.
Эти примеры, дополняя друг друга, дают ясно понять, что Ковалев является настоящим героем и патриотом. Его мужество проявляется в его поступках, которые идут лишь на благо Отчизны.
Писатель убеждает читателя в том, среди людей часто попадаются храбрецы, но "..только сознательная и страстная любовь к Родине может сделать из храбреца героя...".
Я согласна с мнением автора, ведь действительно, мужество и смелость может проявиться только в поступках. Обратимся к произведению Бориса Васильева "А зори здесь тихие".
Пять девушек-пулеметчиц, у каждой из них свое прошлое, свое будущее, но связывало их одно - война. Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Маргарита Осянина, Женя Комелькова и Галя Четвертак показали свою храбрость и даже мужество, отправившись на фронт добровольно. На своем пути им пришлось столкнуться с большим количеством испытаний, из-за которых, к сожалению, погибли все. Но эти девушки - настоящие герои своей страны, которые не побоялись пойти на фронт и встать на защиту своей Родины ради мирного неба над головой. Именно этот пример доказывает, что лишь самоотверженный человек станет совершать героические поступки.
В заключении хочется сказать, что проявить свое мужество могут лишь те, кто смогли переступить свои страхи. Это поступки сильных личностей, которые готовы даже умереть ради чего-то важного и ценного для них.

Количество слов - 353

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Арина! Вы создали самостоятельную работу. Это, безусловно, её достоинство.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ — 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована верно.
Слова «в чём» лучше заменить на «как».

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 выбран неправильно: он не связан с проблемой, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена неверно, проанализирована.


Арина, проблема — проявление  мужества. Пример 2 никак не связан ни с мужеством, ни с героизмом.

Эти примеры, дополняя друг друга, дают ясно понять
Связь — конкретизация

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно:

ПА (позиция автора) и ПВ (проблемный вопрос) должны иметь вопросно-ответную связь.


Вопрос: В чем проявляется мужество и героизм?
Ответ: Писатель убеждает читателя в том, среди людей часто попадаются храбрецы, но "..только сознательная и страстная любовь к Родине может сделать из храбреца героя...".
Написанная Вами ПА требует другой формулировки проблемы:
Что помогает храбрецу стать героем?

Цитаты из текста нужно вынести в комментарий. Формулируйте ПА своими словами.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

Я согласна с мнением автора, ведь действительно, мужество и смелость может проявиться только в поступках.
Собственная позиция дублирует анализ связи (— по К5)

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения — 0 баллов

Ошибки:

Если Вы поменяете местами анализ связи и ПА, логика сочинения восстановится.

В заключении хочется сказать, что проявить свое мужество могут лишь те, кто смогли переступить свои страхи.
Вывод = обобщение
В финале сочинения появляется новый тезис, требующий доказательства.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла

Ошибки:

В заключении
Производный предлог в заключениЕ

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла

Ошибки:

Он был уже в возрасте, но его патриотизм брал вверх ЗПТ и герой решил встать на защиту Родины.
Запятая между частями ССП

Несколько раз его пытались повысить, но герой утверждал: "наводчик - это мое настоящее дело".
Ошибка при оформлении цитаты.

K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл

Ошибки:

Пять девушек-пулеметчиц, у каждой из них свое прошлое, свое будущее, но связывало их одно - война.
Пропуск сказуемого в первом ПП подразумевает н.вр., а во втором ПП глагол-сказуемое в пр.вр.
Нарушение временной соотнесённости
В заключении хочется сказать, что проявить свое мужество могут лишь те, кто смогли переступить свои страхи.
Кто (кто сделал?) смог
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл

Он был уже в возрасте, но его патриотизм брал вверх
Повтор форм слова
Фразеологизм брать верх
Смешение стилей: патриотизм — слово высокого стиля, бать верх — разг.

На своем пути им пришлось столкнуться с большим количеством испытаний, из-за которых, к сожалению, погибли все. Но эти девушки - настоящие герои своей страны, которые не побоялись пойти на фронт и встать на защиту своей Родины ради мирного неба над головой.
повтор неоправданный
Писатель убеждает читателя в том, ЧТО среди людей часто попадаются храбрецы,
пропуск слова

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Пять девушек-пулеметчиц, у каждой из них свое прошлое, свое будущее
Будущее как раз у них одно на всех. И Вы об этом пишете ниже.  
На своем пути им пришлось столкнуться с большим количеством испытаний, из-за которых, к сожалению, погибли все.
Аккуратнее с красивыми обобщениями.

Общие рекомендации: следует усилить работу над точностью формулировки проблемы. Обратите внимание, что примеры в комментарии — это не любые цитаты. Не должно быть дублирования анализа связи и собственной позиции.

Арина, Вы грамотны, имеете развитую речь — у Вас есть все основания претендовать на высокий балл за сочинение. Не хватает опыта анализа текста. У Вас ещё есть время — пишите больше сочинений, прорабатывайте ошибки, и тогда на экзамене сможете раскрыть потенциал.
Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 1
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку