Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема утраты нравственных ценностей

  • Текст: К. Симонов. О жизненных ценностях
    К. М. Симонов о жизненных ценностях
    (1)Таня вышла из госпиталя, еще не зная, что делать: до девятнадцати оставалось больше часа. (2)И вдруг с испугом вспомнила, что оставила там, на Сретенке, бумажку с телефоном Артемьева. (3)Положила на кухонный стол, под будильник, чтоб не забыть, а потом из-за всей этой суматохи забыла. (4)Она торопливо перебежала Садовую и пошла по Сретенке, все время думая о том, что Надина мама, разбираясь на кухне, могла вынуть эту бумажку из-под будильника, изорвать и выбросить…
    (5)Когда она открыла дверь и шагнула в переднюю, она сначала ничего не могла понять. (6)Почти вся передняя была засыпана чем-то белым, а Надина мама, «папочка» и майор, их попутчик, – все трое стояли в разных углах передней на четвереньках и что-то делали.  
    (7)Белое – был сахарный песок. (8)Он горой лежал у двери на кухню, и из-под этой горы торчали углы наволочки. (9)Наверное, его несли через переднюю в этой наволочке, и она лопнула, и песок рассыпался по всему полу. (10)И теперь его собирали, а чтобы собрать, тесно прижав к полу пальцами листы бумаги, подгребали на них песок и понемножку ссыпали в стоявшие на полу два таза и суповую миску.
    (11)Когда Таня вошла, все трое, не вставая с корточек, подняли головы и посмотрели на нее, и ей стало смешно на секунду и почему-то страшно – тоже на секунду, а потом Надина мама, по-прежнему не вставая с корточек, крикнула ей:
    – Ну, что ж вы стоите? (12)Помогайте!
    (13)Она крикнула это таким голосом, что Таня почувствовала себя как на пожаре и, скинув шинель и повесив ее на ручку двери, тоже, как они, опустилась на четвереньки. (14)И Надина мама, с треском выдрав несколько листов из лежавшей на полу толстой книги, дотянулась до Тани и отдала ей эти листы. (15)И Таня взяла один лист и, прижимая его к полу, стала подгребать сахар и ссыпать его в суповую миску, стоявшую между нею и майором. (16)Сначала она думала только о том, что это сахар, и что он лежит на полу, и что надо поскорее помочь подобрать его, подгребая с полу глянцевитым, вырванным из книги листом, на котором были нарисованы антилопы с детенышами. (17)Она почувствовала, как ей мешает, упираясь в бедро, подаренный Кашириным маленький трофейный «вальтер», и передвинула его на поясе подальше на спину.
    (18)Все работали молча. (19)«Как на операции», – подумала Таня, но «папочка» вдруг нарушил молчание.
    –(20)Вот видишь, понемножку и подвигается, – заискивающим тоном сказал он Надиной маме.
    –(21)А я вообще не желаю с тобой разговаривать, – тяжело дыша, ответила Надина мама. – (22)Только идиот мог вот так взять и потащить наволочку за углы, через весь дом. (23)А вы тоже хороши, – сказала она майору, уже совсем задыхаясь («Наверное, у нее астма», – подумала Таня), – приспичило сегодня, не могли до утра отложить!
    –(24)Не мог, потому что у меня завтра машины не будет, – сердито сказал майор и, не вставая с четверенек, потер рукой поясницу.
    –(25)Дали бы шоферу полкило, и завтра машина была бы, – отозвалась Надина мама. –(26)Так нет, приспичило сегодня! (27)Можно подумать, что мы за ночь без вас отсыпали бы! (28)Крохобор несчастный!
    –(29)Я попросил бы вас… – продолжая стоять на четвереньках, с достоинством сказал майор.
    (30)И Таня, повернувшись и посмотрев на его багровое лицо с белыми бровями, вспомнила, как он тогда, днем, пересчитывал вещи и как Надина мама сказала ему: «Не хотелось бы сегодня вечером», а он сказал: «Ну посмотрим», – вспомнила и поняла сразу все. (31)Они вместе везли, а теперь делили этот сахар, а может быть, и еще что-то другое, что они притащили сюда днем в своих тюках и обвязанных веревками тяжелых больших чемоданах. (32)И этот майор помогал им откуда-то все это везти, потому что он в форме и ему легче верили и разрешали, а теперь он получает за это с них свою долю. (33)А она, как дура, ползает на четвереньках и помогает этим спекулянтам собирать с полу их сахар, которого, наверное, столько не дают на целую неделю на весь тети Полин госпиталь…
    (34)Она встала и обдернула гимнастерку.
    –(35)Ужели устали? – спросила Надина мама.
    –(36)Нет. (3)Но мне надо пройти к вам на кухню.
    –(37)Обождите, – сказала Надина мама, – вот соберем все, и пройдете. (38)Если поможете – быстрее будет…
    –(39)А я спешу…
    –(40)На всякое хотение есть терпение! – сказала Надина мама. (41)Она была раздражена, но все еще не хотела ссориться.
    (42)Таня ничего не ответила. (43)Высматривая, как бы ей получше, поаккуратней пройти, она заметила то, на что раньше не обратила внимания: в углу у вешалки стояли кульки с, наверно, уже поделенным сахаром.
    –(44)Вы извините, но я все же пройду.
    –(45)Да вы что, человеческий язык понимаете или нет?! – повысила голос Надина мама. –(46)Вы что, по нашему сахару, что ли, пойдете!
    (47)«Да, вот именно, по сахару, по их сахару!» – с ожесточением подумала Таня, хотя еще совсем недавно смотрела на эту гору прекрасного, белого, красивого сахара, не представляя себе, как можно наступить ногой на такую драгоценность. (48)Она шагнула и пошла, хрустя сапогами, прямо через всю переднюю к дверям кухни. (49)И Надина мама, вскочив с четверенек, закричала: «Сумасшедшая, дура! Сука!» (50)И рванулась к ней, но вдруг вся пошла багровыми пятнами и, закашлявшись, опустилась и села прямо на пол на свой сахар. (51)Хромоногий бросился к ней на помощь. (52)А майор, в первый раз за все время вскочив с четверенек, закричал очень строго, словно Таня стояла перед ним в строю: «Товарищ военврач!» (53)И это так разозлило ее, что она, стоя в сахаре, уже у самых дверей на кухню, заскрипев сапогами, повернулась к нему и, расстегивая за спиной кобуру «вальтера», медленно, с ненавистью сказала:
    –А я вот постреляю сейчас вас всех к черту, спекулянты паршивые!
    (54)Несмотря на обманчиво спокойный голос, она была вне себя, и, если бы майор или хромоногий кинулись сейчас к ней, она бы стала стрелять. (55)Но, на свое счастье, они кинулись не к ней, а от нее. (56)Майор побледнел и, спиной открыв двери в столовую, отступил туда, схватившись за створки руками, готовый в любую секунду захлопнуть их за собой. (57)А хромоногий необычайно быстро, словно паук, боком, не вставая с пола, обогнул жену и оказался за ее спиной.
    (58)Только одна Надина мама не испугалась, а сквозь душивший ее кашель прохрипела что-то мужу и, извернувшись, всей пятерней влепила ему пощечину – за трусость!
    –(59)Вы хуже фашистов, – сказала Таня, вынимая из-за спины пустую руку, без пистолета. –(60)Только мараться о вас не хочется!
    (61)Сказала, повернулась и, уже не оглядываясь на них и не боясь, что они что-нибудь могут с ней сделать, последний раз хрустнув сапогами по их сахару, шагнула в кухню и закрыла за собой дверь.
30.05.2022 02:47:11
Автор: Танзила Дулаева

     К чему приводит утрата моральных ценностей? Этот вопрос находится в центре внимания К.М.Симонова.
     Раскрывая проблему, писатель знакомит нас с героями: Таней, Надиной мамой, "папочкой"и майором. Девочка приходит домой к матери подруги и обнаруживает, что та вместе с мужем и майором, сидя на полу, собирает сахар, который намеревались перепродавать. Автор обращает внимание читателей на мысли героини, которая подмечает, что украденного спекулянтами сахара больше, чем его получает госпиталь. "А она, как дура, ползает на четвереньках и помогает этим спекулянтам собирать с полу их сахар, которого, наверное, столько не дают на целую неделю на весь тети Полин госпиталь…", — думает Таня. Данный пример показывает, что люди в интересах улучшения собственного благополучия стали настолько жадными, что потеряли человеческое лицо.
     Продолжая размышления над данным вопросом, прозаик делает акцент на эпизоде, где Надина мама, еще недавно мило разговаривавшая с девочкой, в порыве гнева повышает на нее голос: «Сумасшедшая, дура! Сука!» — восклицает женщина. Это свидетельствует о том, что алчность и эгоизм придают человеку животный облик, делают его диким и безжалостным.
     Оба примера, дополняющие друг друга, демонстрируют последствия потери нравственных ориентиров, которые в первом случае проявляются в виде жалкой скупости, а во втором – в виде агрессии и бескультурного поведения.
     Позиция автора такова: утрата духовных ценностей обличает худшие человеческие пороки и постепенно превращает личность в дикаря.
     Я согласна с мнением автора.  В романе Л.Н.Толстого "Война и мир" проблема утраты духовных ценностей звучит особенно остро. Людьми, которые забыли о жизни по совести, милосердии, сострадании, добре, становятся представители «высшего света». У Анны Павловны Шерер и Элен Безуховой одни интересы: возможность завести нужные знакомства, выгодно выйти замуж. Пустые разговоры, сплетни, интриги – главное, чему посвящена жизнь этих людей. К таким людям можно отнести и князя Курагина, интригана, который, почуяв выгоду, уже никогда её не упустит; и Бориса Друбецкого, всеми силами стремящегося сделать карьеру и готового крутиться возле Жюли Карагиной – наследницы огромного состояния; и семью Бергов. В их образах Толстой показал представителей высшего света с их паразитизмом, полным безразличием к судьбе народа и Отечества. Автор вскрыл их патологическую неспособность к эволюции и духовному росту.
     Таким образом, моральные ценности образуют нравственную культуру личности. Именно поэтому важно воспитывать их в себе с ранних лет, ведь их утрата может привести к печальным последствиям.
Количество слов - 373

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Танзила! Вы написали очень хорошую работу, демонстрирующую высокий уровень подготовки к экзамену. К сожалению, есть некоторые шероховатости и ошибки, анализ которых, я уверена, позволит вам написать на ЕГЭ сочинение, которое получит высокий балл.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 (проявление скупости)  в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (проявление агрессии и бескультурья)  указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

Позиция автора такова: утрата духовных ценностей обличает худшие человеческие пороки и постепенно превращает личность в дикаря.
На мой взгляд, в формулировке есть речевой недочёт. Напрашивается вместо слова "личность" "человек".

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие и пример.

К сожалению, вынуждена констатировать, что в данном фрагменте сочинения отсутствует тезис. После согласия с ПА следует пример из романа Л.Н. Толстого. А какую мысль он иллюстрирует? Несмотря на убедительный пример, я не могу выставить балл по данному критерию.

Я согласна с мнением автора.  В романе Л.Н.Толстого "Война и мир" проблема утраты духовных ценностей звучит особенно остро. Людьми, которые забыли о жизни по совести, милосердии, сострадании, добре, становятся представители «высшего света». У Анны Павловны Шерер и Элен Безуховой одни интересы: возможность завести нужные знакомства, выгодно выйти замуж. Пустые разговоры, сплетни, интриги – главное, чему посвящена жизнь этих людей. К таким людям можно отнести и князя Курагина, интригана, который, почуяв выгоду, уже никогда её не упустит; и Бориса Друбецкого, всеми силами стремящегося сделать карьеру и готового крутиться возле Жюли Карагиной – наследницы огромного состояния; и семью Бергов. В их образах Толстой показал представителей высшего света с их паразитизмом, полным безразличием к судьбе народа и Отечества. Автор вскрыл их патологическую неспособность к эволюции и духовному росту.
 И ещё один неприятный факт: в этом фрагменте есть позаимствованные мысли.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки:

Продолжая размышления над данным вопросом, прозаик делает акцент на эпизоде, где Надина мама, еще недавно мило разговаривавшая с девочкой, в порыве гнева повышает на нее голос: «Сумасшедшая, дура! Сука!» — восклицает женщина.
Выражение "над данным вопросом" логически неуместно, потому что это уже второй абзац комментария, а  вопрос был задан в первом (формулировка проблемы).

Можно говорить о непропорциональности частей: по объёму комментарий получился примерно таким же, как и согласие с позицией автора. Старайтесь так не делать. Комментарий должен составлять примерно 2/3 работы. Я понимаю, что вы хорошо знаете роман Л.Н. Толстого, вам есть что сказать, но всё же не смещайте акценты. Обратите внимание, что второй пример по объёму и глубине несколько уступает первому.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла

Ошибки:

Автор обращает внимание читателей на мысли героини, которая подмечает, что украденного спекулянтами сахара больше, чем его получает госпиталь.
Речевой недочёт.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

Девочка приходит домой к матери подруги и обнаруживает, что та вместе с мужем и майором, сидя на полу, собирает сахар, который намеревались перепродавать.
Неудачно построенное предложение. Множественное число глагола-сказуемого. Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм.
Надина мама, еще недавно мило разговаривавшая с девочкой, в порыве гнева повышает на нее голос: «Сумасшедшая, дура! Сука!» — восклицает женщина.
Дважды употребляется глагол "говорения" (повышает голос, восклицает).

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Девочка приходит домой к матери подруги и обнаруживает, что та вместе с мужем и майором, сидя на полу, собирает сахар, который намеревались перепродавать.
По-моему, не совсем уместно называть героиню девочкой. Приведу несколько предложений из текста К.М. Симонова:
(52)А майор, в первый раз за все время вскочив с четверенек, закричал очень строго, словно Таня стояла перед ним в строю: «Товарищ военврач!» (53)И это так разозлило ее, что она, стоя в сахаре, уже у самых дверей на кухню, заскрипев сапогами, повернулась к нему и, расстегивая за спиной кобуру «вальтера», медленно, с ненавистью сказала:
–А я вот постреляю сейчас вас всех к черту, спекулянты паршивые!
Героиню текста называют военврачом, у неё есть пистолет. Согласитесь, что назвать персонаж девочкой  навряд ли уместно.

Общие рекомендации: не забывайте прописывать тезис, когда выражаете своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. У вас всё получится!

Желаю удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 21

Возврат к списку