ЦЕ
Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.
ЦИ
Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.
ЦЫ
Судьба женщин во время войны
-
Текст: К. Паустовский. Лефортовские ночи(1)Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. (2)С него отправлялись эшелоны на фронт. (3)По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых.
(4)Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны. (5)Внутри вагонов были устроены подвесные пружинные койки.
(6)Ждать приходилось долго. (7)Мы курили около вагонов. (8)Каждый раз к нам подходили женщины в теплых платках и робко спрашивали, скоро ли будут грузить раненых. (9)Самые эти слова - "грузить раненых",- то есть втаскивать в вагоны, как мертвый груз, живых, изодранных осколками людей, были одной из нелепостей, порожденных войной.
- (10)Ждите!- отвечали мы. (11)Женщины, вздохнув, отходили на тротуар, останавливались в тени и молча следили за тяжелой вокзальной дверью.
(12)Женщины эти приходили к вокзалу на всякий случай - может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе.
(13)Все мы, кондукторы, люди разных возрастов, характеров и взглядов, больше всего боялись, чтобы какая-нибудь из этих женщин не нашла при нас родного искалеченного человека.
(14)Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. (15)Иные из женщин плакали от жалости. (16)Раненые, сдерживая стоны, успокаивали женщин доходчивыми словами. (17)Эти слова простой русский человек носит в себе про черный день и поверяет только такому же простому, своему человеку.
(18)Раненых вносили в вагоны, и начинался томительный рейс через ночную Москву. (19)Вожатые вели вагоны медленно и осторожно.
(20)Чаще всего мы возили раненых в главный военный госпиталь в Лефортово. (21)С тех пор воспоминание о Лефортове связано у меня с осенними холодными ночами. (22)Прошло уже много лет, а мне все чудится, что в Лефортове всегда стоит такая ночь и в ней светятся скучными рядами окна военного госпиталя. (23)Я не могу отделаться от этого впечатления потому, что с той поры я ни разу не был в Лефортове и не видел военный госпиталь и обширный плац перед ним при дневном свете.
(24)В Лефортове мы помогали санитарам переносить тяжелораненых в палаты и бараки, разбросанные в саду вдалеке от главного корпуса. (25)Там по дну оврага шумел пахнувший хлором ручей. (26)Переносили раненых мы медленно и потому зачастую простаивали в Лефортове до рассвета.
(27)Иногда мы возили раненых австрийцев. (28)В то время Австрию насмешливо называли "лоскутной империей", а австрийскую армию - "цыганским базаром". (29)Разноплеменная эта армия производила на первый взгляд впечатление скопища чернявых и невероятно худых людей в синих шинелях и выгоревших кепи с оловянной кокардой и насквозь пробитыми на ней буквами "Ф" и "И". (30)Это были инициалы впавшего в детство австрийского императора Франца-Иосифа.
(31)Мы расспрашивали пленных и удивлялись: кого только не было в этой армии! (32)Там были чехи, немцы, итальянцы, тирольцы, поляки, босняки, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, цыгане, герцеговинцы, гуцулы и словаки... (33)О существовании некоторых из этих народов я и не подозревал, хотя окончил гимназию с пятеркой по географии.
(34)Однажды вместе с нашими ранеными ко мне в вагон внесли длинного, как жердь, австрийца в серых обмотках. (35)Он был ранен в горло и лежал, хрипя и поводя желтыми глазами. (36)Когда я проходил мимо, он пошевелил смуглой рукой. (37)Я думал, что он просит пить, нагнулся к его небритому, обтянутому пересохшей кожей лицу и услышал клекочущий шепот. (38)Мне показалось, что австриец говорит по-русски, и я даже отшатнулся. (39)Тогда я с трудом повторил:
- (40)Есмь славянин! (41)Полоненный у велика-велика битва... брат мой.
(42)Он закрыл глаза. (43)Очевидно, он вкладывал в эти слова очень важный для него и непонятный мне смысл. (44)Очевидно, он долго ждал случая, чтобы сказать эти слова. (45)Потом я долго раздумывал над тем, что хотел сказать этот умирающий человек с запекшимся от крови бинтом на горле. (46)Почему он не пожаловался, не попросил пить, не вытащил из-за пазухи за стальную цепочку полковой значок с адресом родных, как это делали все раненые австрийцы? (47)Очевидно, он хотел сказать, что сила ломит и солому и не его вина, что он поднял оружие против братьев. (48)Эта мысль соединилась в горячечном его сознании с памятью о кровавом сражении, куда он попал по воле "швабов" прямо из своей деревни. (49)Из той деревни, где растут вековые ореховые деревья, бросая широкую тень, и по праздникам пляшет на базаре под шарманку ручной динарский медведь.
(По К. Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.
В тексте рассказывается о том, как женщины приходили на вокзал и выискивали среди множества раненных своих мужей, сыновей, или однополчан которые могли рассказать о судьбе родных.
Читатель понимает, что женщины оставшиеся дома испытывали постоянное моральное давление переживая за своих близких, которые отправились на фронт.
Приходя на вокзал, женщины не только выискивали родных среди множество раненных, но и помогали солдатам. Они просовывали им в руки яблоки, связки баранок и папиросы, а некоторые женщины плакали от жалости. Этим примером Константин Георгиевич Паустовский показывает, что в тяжелое время женщины не чувствовали разницы между родным и теми кто прибыл с фронта.
Эти примеры дополняют друг друга и в полной мере передают образ женщины тек времен.
Позиция автора ясна. Константин Георгиевич восхищался сплоченностью и эмоциональной выносливостью женщин.
Я согласен с автором. Действительно, в те тяжелые времена, женщины смогли сплотиться и выстоять перед натиском ударов судьбы.
Хочется верить, что, прочитав этот текст многие задумаются о тяжести женской судьбы в военные годы.
Здравствуйте, Максим!
Вы пишете кратко и стараетесь быть понятным, но многие моменты упускаете из виду. К примеру, у вас получился очень формальным абзац с собственной позицией по вопросу, не удался также вывод. Старайтесь все-таки при лаконичности добиваться и глубины сочинения.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами указана верно. Анализ связи не сделан.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора сформулирована верно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Отношение к позиции автора высказано, но сформулировано формально и неверно: о сплоченности женщин речи в тексте вашего сочинения нет
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.
В тексте рассказывается о том, как женщины приходили на вокзал и выискивали среди множества раненных своих мужей, сыновей, или однополчан которые могли рассказать о судьбе родных. Z Читатель понимает, что женщины оставшиеся дома испытывали постоянное моральное давление переживая за своих близких, которые отправились на фронт. |
Константин Георгиевич восхищался сплоченностью и эмоциональной выносливостью женщин. |
Хочется верить, что, прочитав этот текст многие задумаются о тяжести женской судьбы в военные годы. |
K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.
Нет максимума по К10, очень скудный лексический запас
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 1 балл.
между родным и теми кто прибыл с фронта. |
опечатка: между роднымИ
образ женщины тек времен. |
опечатка: теХ
среди множество раненных |
опечатка: множествА
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.
В предложенном для анализа тексте, Константин Георгиевич Паустовский размышляет |
запятая не нужна
испытывали постоянное моральное давление переживая за своих близких |
деепричастный оборот следует обособлять
не чувствовали разницы между родным и теми кто прибыл с фронта. |
нужна запятая перед придаточной частью СПП
женщины оставшиеся дома испытывали постоянное моральное давление |
причастный оборот, стоящий после главного слова, стоит обособлять
в те тяжелые времена, женщины смогли сплотиться и выстоять перед натиском ударов судьбы. |
запятая не нужна
Хочется верить, что, прочитав этот текст многие задумаются о тяжести женской судьбы в военные годы. |
деепричастный оборот нужно обособлять
среди множества раненных своих мужей, сыновей, или однополчан |
запятая перед "или" не нужна
выискивали среди множества раненных своих мужей, сыновей, или однополчан которые могли рассказать о судьбе родных. |
нужна запятая перед придаточной частью СПП
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Константин Георгиевич восхищался сплоченностью |
в тексте автор проявляет себя в настоящем времени: восхищается
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
испытывали постоянное моральное давление переживая за своих близких |
неточность: моральное давление испытывают, когда кто-то давит на волю человека, в вашем случае речь идет о беспокойстве. Ср: испытывали постоянное беспокойство, переживая за своих близких
Они просовывали им в руки яблоки, |
слово разговорное, неуместное в стиле сочинения. В случае, если вы берете его из текста, нужно его брать в кавычки
В тексте рассказывается о том, как женщины приходили на вокзал и выискивали среди множества раненных <...> Приходя на вокзал, женщины не только выискивали родных среди множество раненных, |
тавтология
размышляет о судьбе женщин во время войны. Z В тексте рассказывается о том, как женщины приходили на вокзал |
и далее по тексту тавтология слова "женщина"
передают образ женщины тек времен. |
указательное местоимение "не работает": оно должно указывать на значимое слово. Каких тех времен?
Хочется верить, что, прочитав этот текст многие задумаются о тяжести женской судьбы в военные годы. |
речевая недостаточность: верить во что? в то, что...
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Максим, вам стоит следить за тем, как вы переписываете слова, и за расстановкой знаков препинания.
Удачи на экзамене!