Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема ужасов войны

  • Текст: К. Паустовский. Лефортовские ночи
    (1)Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. (2)С него отправлялись эшелоны на фронт. (3)По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых.
    (4)Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны. (5)Внутри вагонов были устроены подвесные пружинные койки.
    (6)Ждать приходилось долго. (7)Мы курили около вагонов. (8)Каждый раз к нам подходили женщины в теплых платках и робко спрашивали, скоро ли будут грузить раненых. (9)Самые эти слова - "грузить раненых",- то есть втаскивать в вагоны, как мертвый груз, живых, изодранных осколками людей, были одной из нелепостей, порожденных войной.
    - (10)Ждите!- отвечали мы. (11)Женщины, вздохнув, отходили на тротуар, останавливались в тени и молча следили за тяжелой вокзальной дверью.
    (12)Женщины эти приходили к вокзалу на всякий случай - может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе.
    (13)Все мы, кондукторы, люди разных возрастов, характеров и взглядов, больше всего боялись, чтобы какая-нибудь из этих женщин не нашла при нас родного искалеченного человека.
    (14)Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. (15)Иные из женщин плакали от жалости. (16)Раненые, сдерживая стоны, успокаивали женщин доходчивыми словами. (17)Эти слова простой русский человек носит в себе про черный день и поверяет только такому же простому, своему человеку.
    (18)Раненых вносили в вагоны, и начинался томительный рейс через ночную Москву. (19)Вожатые вели вагоны медленно и осторожно.
    (20)Чаще всего мы возили раненых в главный военный госпиталь в Лефортово. (21)С тех пор воспоминание о Лефортове связано у меня с осенними холодными ночами. (22)Прошло уже много лет, а мне все чудится, что в Лефортове всегда стоит такая ночь и в ней светятся скучными рядами окна военного госпиталя. (23)Я не могу отделаться от этого впечатления потому, что с той поры я ни разу не был в Лефортове и не видел военный госпиталь и обширный плац перед ним при дневном свете.
    (24)В Лефортове мы помогали санитарам переносить тяжелораненых в палаты и бараки, разбросанные в саду вдалеке от главного корпуса. (25)Там по дну оврага шумел пахнувший хлором ручей. (26)Переносили раненых мы медленно и потому зачастую простаивали в Лефортове до рассвета.
    (27)Иногда мы возили раненых австрийцев. (28)В то время Австрию насмешливо называли "лоскутной империей", а австрийскую армию - "цыганским базаром". (29)Разноплеменная эта армия производила на первый взгляд впечатление скопища чернявых и невероятно худых людей в синих шинелях и выгоревших кепи с оловянной кокардой и насквозь пробитыми на ней буквами "Ф" и "И". (30)Это были инициалы впавшего в детство австрийского императора Франца-Иосифа.
    (31)Мы расспрашивали пленных и удивлялись: кого только не было в этой армии! (32)Там были чехи, немцы, итальянцы, тирольцы, поляки, босняки, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, цыгане, герцеговинцы, гуцулы и словаки... (33)О существовании некоторых из этих народов я и не подозревал, хотя окончил гимназию с пятеркой по географии.
    (34)Однажды вместе с нашими ранеными ко мне в вагон внесли длинного, как жердь, австрийца в серых обмотках. (35)Он был ранен в горло и лежал, хрипя и поводя желтыми глазами. (36)Когда я проходил мимо, он пошевелил смуглой рукой. (37)Я думал, что он просит пить, нагнулся к его небритому, обтянутому пересохшей кожей лицу и услышал клекочущий шепот. (38)Мне показалось, что австриец говорит по-русски, и я даже отшатнулся. (39)Тогда я с трудом повторил:
    - (40)Есмь славянин! (41)Полоненный у велика-велика битва... брат мой.
    (42)Он закрыл глаза. (43)Очевидно, он вкладывал в эти слова очень важный для него и непонятный мне смысл. (44)Очевидно, он долго ждал случая, чтобы сказать эти слова. (45)Потом я долго раздумывал над тем, что хотел сказать этот умирающий человек с запекшимся от крови бинтом на горле. (46)Почему он не пожаловался, не попросил пить, не вытащил из-за пазухи за стальную цепочку полковой значок с адресом родных, как это делали все раненые австрийцы? (47)Очевидно, он хотел сказать, что сила ломит и солому и не его вина, что он поднял оружие против братьев. (48)Эта мысль соединилась в горячечном его сознании с памятью о кровавом сражении, куда он попал по воле "швабов" прямо из своей деревни. (49)Из той деревни, где растут вековые ореховые деревья, бросая широкую тень, и по праздникам пляшет на базаре под шарманку ручной динарский медведь.

    (По К. Г. Паустовскому*)
    * Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.
28.05.2022 13:44:24
Автор: Ильнур Нигматьянов

В чём проявлялись ужасы войны? Ответ на этот вопрос даёт К. Паустовский в тексте.

Повествование начинается с того, что рассказчик вспоминает, как он, будучи трамвайщиком, каждую ночь грузил в вагоны раненых: "...втаскивать в вагоны, как мертвый груз, живых, изодранных осколками людей, были одной из нелепостей, порожденных войной". Читатель понимает: каждый день на войне происходят ожесточённые бои, в которых всегда есть тяжело пострадавшие.

Нельзя не упомянуть женщин, которые каждую ночь приходили "на всякий случай - может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе". Рассказчик пишет, что самым страшным было, если какая-нибудь из них найдёт родного искалеченного человека. Все те эмоции, что испытывали встретившиеся, сильно давили на окружающих, именно поэтому кондукторы и не хотели сталкиваться с подобным.

Между примерами прослеживается причинно-следственная связь: женщины приходили к вокзалу потому, что надеялись узнать любые новости насчёт своих близких. Радость, что они испытывают при встрече с родными, позволяет лучше проникнуться бесчеловечностью ужасов войны.

Мнение автора таково: ужасы войны проявлялись в том, что приходилось постоянно видеть израненных людей, бояться, что уже не встретишь в живых своих близких.

Я согласен с мнением автора. Мучительно ждать любой весточки о родном, не имея возможности помочь ему, - вот настоящие ужасы войны. Помню, как в первом классе спросил свою прабабушку: "А что было самым сложным во время войны?". Тогда она ответила, что долгие месяцы ожиданий письма с фронта были для нее самым тяжёлым временем в жизни. Её состояние тогда может оправданно называться одним из ужасов войны.

Война - преступление против человечества. Хочется еще раз подчеркнуть, что невозможность знать состояние родных, постоянное сталкивание со смертью и ранениями, - одни из тех страшных вещей, что несёт в себе война.
Количество слов - 277

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Ильнур! Вы создали довольно грамотную, логичную работу.  Есть ошибки, недочёты, на которые я хотела бы обратить внимание.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен, но пояснение не совсем соотносится с текстом.

Нельзя не упомянуть женщин, которые каждую ночь приходили "на всякий случай - может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе". Рассказчик пишет, что самым страшным было, если какая-нибудь из них найдёт родного искалеченного человека. Все те эмоции, что испытывали встретившиеся, сильно давили на окружающих, именно поэтому кондукторы и не хотели сталкиваться с подобным.
В пояснении есть момент домысливания. В тесте не сказано, что женщины находили своих близких. Прочитайте ещё раз текст внимательно. Женщины надеялись найти родных или тех, кто что-нибудь сообщит о родных. Пояснение, к сожалению, не будет засчитано.

(12)Женщины эти приходили к вокзалу на всякий случай - может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе.

(13)Все мы, кондукторы, люди разных возрастов, характеров и взглядов, больше всего боялись, чтобы какая-нибудь из этих женщин не нашла при нас родного искалеченного человека.

(14)Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. (15)Иные из женщин плакали от жалости. (16)Раненые, сдерживая стоны, успокаивали женщин доходчивыми словами. (17)Эти слова простой русский человек носит в себе про черный день и поверяет только такому же простому, своему человеку.

Взаимосвязь, на мой взгляд, между примерами определена неверно.

Между примерами прослеживается причинно-следственная связь: женщины приходили к вокзалу потому, что надеялись узнать любые новости насчёт своих близких. Радость, что они испытывают при встрече с родными, позволяет лучше проникнуться бесчеловечностью ужасов войны.

В анализе связи, на мой взгляд, первый пример выпадает. Второе предложение -- это домысливание.

Возможно, на экзамене эксперты будут более лояльными, но я хочу, чтобы вы обратили внимание на эти важные нюансы и на экзамене постарались не допускать таких ошибок, чтобы ни у кого не было сомнений в выставлении баллов.

Предлагаю несколько своих вариантов анализа связи для примера (в них есть три  обязательных компонента: указание на вид связи + расшифровка вида связи (как именно дополняет, как противопоставлены и т.д.) + роль связи):
Примеры, дополняя друг друга, помогают лучше понять авторский замысел. В первом примере сделан акцент на чувстве единения, которое возникло у трамвайщиков, женщин и раненых, потому что каждый из них проникся жалостью и состраданием к другому человеку.  Во втором эпизоде мысль о единении людей, связанных общей бедой, усиливается благодаря образу умирающего австрийца, осмыслившего происходящие события и сумевшего это донести до рассказчика. У читателя возникает ощущение сопричастности с персонажами текста и понимание того, насколько важно, несмотря на войну, оставаться человеком, не терять нравственные ориентиры.

Гармоничное соединение двух примеров, дополняющих друг друга,  позволяет сделать очевидный и правильный вывод: невозможно жить без прошлого, нет ничего сильнее, чем память сердца. В первом примере автором сделан акцент на образе вербового куста - памятного знака из прошлого, а во втором этот образ дополняется другими детскими воспоминаниями рассказчика. Храня в душе «осколочки» прошлого, человеку легче преодолевать испытания, которые готовит ему жизнь.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

Мнение автора таково: ужасы войны проявлялись в том, что приходилось постоянно видеть израненных людей, бояться, что уже не встретишь в живых своих близких.
Советую избегать указательных местоимений в формулировке позиции автора. Указательное местоимение часто используется как средство связи между предложениями в тексте. Позиция автора -- это новый абзац, поэтому нелогично использовать слово "такова".

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл

Ошибки:

Нельзя не упомянуть женщин, которые каждую ночь приходили "на всякий случай - может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе".
Куда приходили? Логический провал (смысловая лакуна). Старайтесь писать так, чтобы было всё понятно без постоянного обращения к тексту.
Война - преступление против человечества. Хочется еще раз подчеркнуть, что невозможность знать состояние родных, постоянное сталкивание со смертью и ранениями, - одни из тех страшных вещей, что несёт в себе война.
В заключении сочинения происходит небольшое расширение проблемы.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: нет максимума по К10.

Её состояние тогда может оправданно называться одним из ужасов войны.
Не ошибка -- речевой недочёт. Можно было бы сказать лучше, точнее.

Варианты:

Состояние людей, ожидавших известий с фронта, -- это тоже одно из проявлений ужасов войны.

Одним из проявлений ужасов войны было состояние родных, ожидавших известий с фронта.

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла

Ошибки:

Помню, как в первом классе спросил свою прабабушку: "А что было самым сложным во время войны?".
Точка в данном случае лишняя, так как предложение представляет собой прямую речь. Знак завершения (?) уже есть.

K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла

Ошибки: нет.

K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл

Ошибки:

Читатель понимает: каждый день на войне происходят ожесточённые бои, в которых всегда есть тяжело пострадавшие.
Лексическая несочетаемость.

Тогда она ответила, что долгие месяцы ожиданий письма с фронта были для нее самым тяжёлым временем в жизни. Её состояние тогда может оправданно называться одним из ужасов войны.
Неоправданные повторы.
Хочется еще раз подчеркнуть, что невозможность знать состояние родных, постоянное сталкивание со смертью и ранениями, - одни из тех страшных вещей, что несёт в себе война.
Неуместное использование слова "вещи". Совет: постарайтесь это слово в сочинении не использовать.

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Ошибки:

Рассказчик пишет, что самым страшным было, если какая-нибудь из них найдёт родного искалеченного человека.
К сожалению, вы путаете  понятия "автор" и "рассказчик". В данном случае уместно писать об авторе, а не рассказчике.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием. Обратите внимание, что вы задействовали в комментарии только первую часть текста. А ведь в тексте есть ещё прекрасный пример проявления ужасов войны. Вспомните раненого автрийца. Художественный текст повествовательного типа (а именно к таким относится текст К.Г. Паустовского) обладает большим потенциалом для удачного комментария.

Постарайтесь избегать повторов. У вас есть шанс на экзамене написать сочинение на высокий балл.

Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку