Запомни!
Борьба со страхами
-
Текст: Б. Пастернак. О музыке(1)Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина. (2)Музыкально лепетать я стал незадолго до первого с ним знакомства. (3)К его возвращенью я был учеником одного поныне здравствующего композитора. (4)Мне оставалось еще только пройти оркестровку. (5)Говорили всякое, впрочем, важно лишь то, что, если бы говорили и противное, все равно жизни вне музыки я себе не представлял. (6)Но у меня не было абсолютного слуха. (7)Так называется способность узнавать высоту любой произвольно взятой ноты. (8)Отсутствие качества, ни в какой связи с общею музыкальностью не стоящего, но которым в полной мере обладала моя мать, не давало мне покоя. (9)Если бы музыка была мне поприщем, как казалось со стороны, я бы этим абсолютным слухом не интересовался. (10)Я знал, что его нет у выдающихся современных композиторов, и, как думают, может быть, и Вагнер, и Чайковский были его лишены. (11)Но музыка была для меня культом, то есть той разрушительной точкой, в которую собиралось все, что было самого суеверного и самоотреченного во мне, и потому всякий раз, как за каким-нибудь вечерним вдохновеньем окрылялась моя воля, я утром спешил унизить ее, вновь и вновь вспоминая о названном недостатке.
(12)Тем не менее у меня было несколько серьезных работ. (13)Теперь их предстояло показать моему кумиру. (14)Устройство встречи, столь естественной при нашем знакомстве домами, я воспринял с обычной крайностью. (15)Первую вещь я играл еще с волнением, вторую – почти справясь с ним, третью – поддавшись напору нового и непредвиденного. (16)Случайно взгляд мой упал на слушавшего.
(17)Следуя постепенности исполнения, он сперва поднял голову, потом – брови, наконец, весь расцветши, поднялся и сам и, сопровождая изменения мелодии неуловимыми изменениями улыбки, проплыл ко мне по её ритмической перспективе.
(18)Все это ему нравилось. (19)Я поспешил кончить. (20)Он сразу пустился уверять меня, что о музыкальных способностях говорить нелепо, когда налицо несравненно большее, и мне в музыке дано сказать свое слово. (21)В ссылках на промелькнувшие эпизоды он подсел к роялю, чтобы повторить один, наиболее его привлекший. (22)Оборот был сложен, я не ждал, чтобы он воспроизвел его в точности, но произошла другая неожиданность, он повторил его не в той тональности, и недостаток, так меня мучивший все эти годы, брызнул из-под его рук, как его собственный.
(23)Полагаясь, на превратность гаданья, я задумал надвое. (24)Если на признанье он возразит мне: «Боря, но ведь этого нет и у меня», тогда – хорошо, тогда, значит, не я навязываюсь музыке, а она сама суждена мне. (25)Если же речь в ответ зайдет о Вагнере и Чайковском, о настройщиках и так далее, – но я уже приступал к тревожному предмету и, перебитый на полуслове, уже глотал в ответ:
– (26)Абсолютный слух? (27)После всего, что я сказал вам? (28)А Вагнер? (29)А Чайковский? (30)А сотни настройщиков, которые наделены им?
(31)Он говорил о вреде импровизации, о том, когда, зачем и как надо писать. (32)Он справился о моем образовании и, узнав, что я избрал юридический факультет за его легкость, посоветовал немедленно перевестись на философское отделение историко-филологического, что я на другой день и исполнил.
(33)Пока он говорил, я думал о происшедшем. (34)Сделки своей с судьбою я не нарушал. (35)О худом выходе загаданного помнил. (36)Развенчивала ли эта случайность моего кумира? (37)Нет, никогда, – с прежней высоты она подымала его на новую. (38)Отчего он отказал мне в том простейшем ответе, которого я так ждал? (39)Это его тайна. (40)Когда-нибудь, когда уже будет поздно, он подарит меня этим упущенным признаньем. (41)Как одолел он в юности свои сомненья? (42)Это тоже его тайна, она-то и возводит его на новую высоту.
(43)Я шел переулками, чаще надобности переходя через дорогу. (44)Совершенно без моего ведома во мне таял и надламывался мир, еще накануне казавшийся навсегда прирожденным. (45)Я шел, с каждым поворотом все больше прибавляя шагу, и не знал, что в эту ночь уже рву с музыкой.
(По Б.Л. Пастернаку)
Борис Леонидович Пастернак (1890 – 1960) – русский поэт, писатель и переводчик. Один из крупнейших русских поэтов ХХ века.
Размышляя над проблемой, автор отмечает переживания рассказчика, связанные со страхом оказаться неидеальным в сфере музыки: «Отсутствие качества, ни в какой связи с общею музыкальностью не стоящего, но которым в полной мере обладала моя мать, не давало мне покоя». Так Пастернак убеждает читателя в том, что опасения главного героя, хоть и были напрасны, но продолжали тревожить его. Это мешало рассказчику раскрепоститься и стать настоящим музыкантом, профессионалом. Также автор обращает внимание на то, как главный герой с уважением относиться к своему кумиру Скрябину: «Как одолел он в юности свои сомненья? Это тоже его тайна, она-то и возводит его на новую высоту». Так Пастернак заставляет читателя задуматься над тем, что преодоление своего страха — это сильный поступок. Но переборов себя Скрябин смог стать настоящим музыкантом. Таким образом, оба примера, дополняющие друг друга, помогают понять, что страх сложно преодолеть, но, если победить его, открывается путь к становлению выдающимся композитором.
Пастернак считает, что порой сложно бывает перебороть себя, свои страхи, комплексы. Но если смочь это сделать, то все дороги к успеху станут открыты.
Я согласна с мнением автора и считаю, что человеку сложно проходить жизненные испытания, но, как говорил Фридрих Ницше, «что не убивает нас, делает нас сильнее». Для подтверждения собственной позиции приведу пример из «Писем к Андрею» Евгения Гришковца. Автор пишет, что обычные люди, которые вдруг начали заниматься творчеством, получают от этого только удовольствие. А настоящие художники проходят через серьёзные испытания, чтобы впоследствии создавать произведения искусства.
В заключение сделаю вывод, что стоит бороться со страхами и не стоит бояться преодолевать жизненные преграды.
Здравствуйте, Мария! Вы создали хорошую работу: грамотную, логичную, композиционно гармоничную. Я получила от неё удовольствие.
Укажу на несколько ошибок и шероховатостей, которые Вам нужно проанализировать.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена неверно.
Таким образом, оба примера, дополняющие друг друга, помогают понять, что страх сложно преодолеть, но, если победить его, открывается путь к становлению выдающимся композитором. |
Можно увидеть и ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ:
пример 1
Рассказчик талантлив, но у него есть сомнения в себе: мучит отсутствие идеального слуха.
А, НО (словесные маркеры противопоставления)
пример 2
Скрябин - кумир рассказчика. Выдающийся композитор не обладает идеальным слухом, но у нет сомнений в себе.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 2 балла
Рекомендации
В заключение сделаю вывод, что стоит бороться со страхами и не стоит бояться преодолевать жизненные преграды. |
Таким образом, оба примера... |
K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла
Шероховатость
Так Пастернак убеждает читателя в том, что... Так Пастернак заставляет читателя задуматься над тем, что |
K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла
Ошибки:
главный герой с уважением относиться к своему кумиру |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла
Ошибки:
Но ЗПТ переборов себя ЗПТ Скрябин смог стать настоящим музыкантом |
K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл
Ошибки:
как говорил Фридрих Ницше, «что не убивает нас, делает нас сильнее» |
Так Пастернак убеждает читателя в том, что опасения главного героя, хоть и были напрасны, но продолжали тревожить его. |
K10 - Соблюдение речевых норм + 2 балла
Шероховатости (снижения нет)
Также автор обращает внимание на то |
1.В заключение 2.сделаю вывод, что стоит бороться со страхами и не стоит бояться преодолевать жизненные преграды. |
Оставьте какую-то одну фразу
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом связи. Используйте словесные маркеры для определения логики.
Удачи на ЕГЭ!