Запомни!
проблема взаимоотношений
-
Текст: Л. Толстой. О любви...(1)Для того, чтобы общение с людьми не было страданием для тебя и для них, не вступай в общение с людьми, если не чувствуешь любви к ним. (2)Без любви можно обращаться только с вещами: без любви можно рубить деревья, делать кирпичи, ковать железо, но с людьми нельзя обращаться без любви, так же как нельзя обращаться с пчелами без осторожности. (3)Свойство пчел таково, что если станешь обращаться с ними без осторожности, то им повредишь и себе. (4)То же людьми.
(5)Не чувствуешь любви к людям, сиди смирно, занимайся собой, вещами, чем хочешь, но только не людьми. (6)Только позволь себе обращаться с людьми без любви, и не успеешь оглянуться, как станешь не человеком, а зверем, и людям повредишь и себя замучаешь.
(7)Если ты обижен человеком, то на обиду ты можешь отвечать, как собака, как корова, как лошадь: либо бежать от обидчика, если обидчик сильнее тебя, либо огрызаться, бодаться, брыкаться. (8)А можешь отвечать на обиду как разумный человек, – можешь сказать себе: человек этот обидел меня, это его дело; мое же дело – делать то, что я считаю хорошим: делать ему то, чего я себе желаю.
(9)Когда видишь людей, всегда всем недовольных, всех и все осуждающих, хочется сказать им: «Ведь вы не затем живете, чтобы понять нелепость жизни, осудить ее, посердиться и умереть. (10)Не может этого быть. (11)Подумайте: не сердиться вам надо, не осуждать, а трудиться, чтобы исправить то дурное, которое вы видите.
(12)Устранить же то дурное, которое вы видите, вы можете никак не раздражением, а только тем чувством доброжелательства ко всем людям, которое всегда живет в вас и которое вы сейчас же почувствуете, как только перестанете заглушать его».
(13)Надо привыкать к тому, чтобы быть недовольным другим человеком только так же, как бываешь недоволен собой. (14)Собой бываешь недоволен только так, что недоволен своим поступком, но не своей душой. (15)Так же надо быть и с другим человеком: осуждать его поступки, а его любить.
(16)Для того, чтобы не делать ближнему своему дурного – любить его, нужно приучать себя не говорить ни ему, ни о нем дурного, а для того, чтобы приучить себя к этому, надо приучить себя не думать о нем дурного, не допускать в свою душу чувство недоброжелательства даже в мыслях.
(17)Можешь ли ты сердиться на человека за то, что у него гнойные раны? (18)Он не виноват, что вид его ран тебе неприятен. (19)Точно так же относись и к чужим порокам.
(20)Но ты скажешь, что у человека есть разум для того, чтобы он мог сознавать и исправлять свои пороки. (21)Это верно. (22)Стало быть, и у тебя есть разум, и ты можешь обсудить то, что тебе не сердиться надо на человека за его пороки, а, напротив, постараться разумным и добрым обхождением без гнева, нетерпения и надменности пробудить в человеке его совесть.
(23)Есть такие люди, что любят быть сердитыми. (24)Они всегда чем-нибудь заняты и всегда рады случаю оборвать, обругать того, кто к ним обратится за каким-нибудь делом. Такие люди бывают очень неприятны. (25)Но надо помнить, что они очень несчастны, не зная радости доброго расположения духа, и потому надо не сердиться на них, а жалеть их.
(По Л.Н. Толстому)
Размышляя над проблемой, автор пишет, что на обиду можно отвечать "как собака, как корова, как лошадь: либо бежать от обидчика, если обидчик сильнее тебя, либо огрызаться, бодаться, брыкаться". Можно и как разумный человек: "можешь сказать себе: человек этот обидел меня, это его дело; мое же дело – делать то, что я считаю хорошим: делать ему то, чего я себе желаю". Таким образом Толстой хочет сказать, что самое главное - относиться к собеседнику так же, как ты обращаешься с собой, не воспринимать унизительные слова близко к сердцу.
Важны и следующие слова: "Но надо помнить, что они очень несчастны, не зная радости доброго расположения духа, и потому надо не сердиться на них, а жалеть их". Этими словами автор хочет сказать, что дурной характер у человека - его же несчастье, поэтому к такому человеку нужно относиться с сочувствием и пониманием.
Между примерами прослеживается аналогия: оба примера в той или иной форме несут в себе мысль о том, что относиться к людям со скверным характером следует так же, как и к себе: с пониманием и уважением.
Позиция автора дана в предложении 25: "...надо не сердиться на них, а жалеть их".
Я согласен с мнением автора. Действительно, встретив человека, настроенного негативно ко всему вокруг, не следует начинать ругаться с ним по поводу его убеждений, нужно чётко понимать: у человека неприятности в жизни, злобу от чего он и хочет выместить на окружении. Показателен следующий пример: в седьмом классе у меня был одноклассник, который каждый день к чему-нибудь придирался: к моей причёске, к росту, к манере речи. Меня это сильно задевало, и я пытался спорить с ним, что, конечно, было безрезультатно. Позже я узнал, что мальчик был из многодетной семьи, дом у них был небольшой, так что весь стресс, что накапливался им дома, он вымещал на мне. После этого я смотрел на него с сочувствием, стараясь всячески помогать, затем он изменил своё отношение ко мне. Вот так сострадание к человеку с дурным характером помогло мне изменить его к лучшему.
Хочется еще раз подчеркнуть: скверный характер у человека не должен вызывать у окружающих злобу, он должен вызывать сочувствие. Только относясь к людям вокруг так, как ты относишься к себе, можно по-настоящему помочь и им, и себе!
Здравствуйте, Ильнур! Вы создали грамотную, логичную работу. Ваша речь развита. Есть шероховатости - укажу на них.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена неверно, проанализирована формально (дублирует пояснения)
Пример 1
Не воспринимать унизительные слова близко к сердцу
ПОЧЕМУ?
Пример 2
потому что обидчики несчастны
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
Позиция автора дана в предложении 25: "...надо не сердиться на них, а жалеть их". |
Замените выделенное красным одним словом ТАКОВА
Позиция автора такова.
Цитировать в ПА публицистического текста допустимо. И всё-таки лучше, если Вы все цитаты оставите в комментарии, а ПА напишете своими словами.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 2 балла
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Ошибки: нет максимума по К10
K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла
Ошибки:
Можно и как разумный человек: "можешь сказать себе: человек этот обидел меня, это его дело; мое же дело – делать то, что я считаю хорошим: делать ему то, чего я себе желаю". |
Таким образом ЗПТ Толстой хочет сказать |
K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла
каждый день к чему-нибудь придирался: к моей причёске, к росту, к манере речи |
K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл
Ошибки:
самое главное - относиться к собеседнику так же, как ты обращаешься с собой |
ТЫ - это кто? Некорректное использование личного местоимения
Важны и следующие слова: "Но надо помнить, что они очень несчастны, не зная радости доброго расположения духа, и потому надо не сердиться на них, а жалеть их". Этими словами автор хочет сказать, что дурной характер у человека - его же несчастье, поэтому к такому человеку нужно относиться с сочувствием и пониманием. |
оба примера в той или иной форме несут в себе мысль о том |
Лишние слова
не следует начинать ругаться с ним по поводу его убеждений |
Действительно, встретив человека, настроенного негативно ко всему вокруг, не следует начинать ругаться с ним по поводу его убеждений, нужно чётко понимать: у человека неприятности в жизни, злобу от чего (этого) он и хочет выместить на окружении. |
скверный характер у человека не должен вызывать у окружающих злобу, он должен вызывать сочувствие. |
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над связью. Пользуйтесь словесными маркерами для определения связи, укажите её роль, не повторяясь.
Ильнур, чтение Вашей работы доставило мне удовольствие. Поработайте с рецензией. У Вас есть шанс на экзамене написать сочинение на максимальный балл.
Удачи на ЕГЭ!