Запомни!
Как проявляется горечь утраты?
-
Текст: М. Глушко. О горечи утраты(1)С работы в этот раз Нина возвращалась поздно.
(2)Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту.
—(3)Что это вы в темноте? — спросила Нина.
(4)Евгения Ивановна не взглянула в ее сторону.
(5)Нина вышла, раздалась, принялась растапливать плиту и все оглядывалась на Евгению Ивановну — та сидела все так же неподвижно, изредка роняя:
—(6)Вот беда-то...
(7)Свое «Вот беда-то» она проговаривала так обычно и нестрашно, как проговаривают по привычке, когда никакой особенной беды нет, и Нину тревожили не слова, а эта напряженная поза и глаза, которые никуда не смотрели, хотя были открыты.
(8)Она чистила картошку, мыла ее, ставила на плиту и все кружила, кружила словами и все думала: где и какая беда, уж не передавали ли чего по радио? (9)Что-нибудь про Сталинград или Ленинград?.. (10)И тут ей показалось, что Евгения Ивановна улыбнулась, в черном оскале блеснули металлические коронки, и задохнувшийся голос забормотал бессмыслицу:
—(11)Вот тебе и гривенники... (12)Вот и гривенники...
(13)Теперь Нине стало по-настоящему страшно. (14)Она выскользнула тихонько в сени, оттуда, боясь стукнуть дверью, — во двор, побежала к Ипполитовне.
—(15)Пойдемте к нам. (16)Там тетя Женя чего-то... (17)Сидит... (18)Она вроде не в себе, помешалась. (19)Я боюсь...
(20)Старушка пошла, держась за стенки, перехватываясь руками, Нина поддерживала ее.
(21)Евгения Ивановна все так же сидела лицом к плите и не взглянула на них, только опять выхватила гребенку, раз-другой поскребла по голове.
—(22)Ты чего это, в одеже — с порога окликнула Ипполитовна, а Евгения Ивановна будто и не слышала, только заелозила шершавыми ладонями по клеенке, как будто сметала крошки. (23)Припадая на ноги, Ипполитовна подошла, тяжело опустилась на стул, взяла ее за руки, потянула к себе.
(24)Евгения Ивановна осмысленно посмотрела на неё, сдвинув брови, как будто силилась и не могла понять обращенные к ней слова.
—(25)Сон-то, сон мой вещий — больным, переливчатым голосом выкрикивала Евгения Ивановна, — (26)Мужики мои вон... —(27)Она упала головой на стол, стала перекатываться лбом по клеенке. —(28)Мужа убили!.. (29)А Колюшка, сын — без вести...
(30)Нина зажала рот рукой, увидела, как сразу уменьшилась, осела Ипполитовна, будто растеклась по стулу, и как некрасиво раскрылся ее запавший рот.
(31)Ипполитовна постепенно оправлялась от испуга, приходила в себя и уже скребла маленькими пухлыми руками по спине Евгении Ивановны.
—(32)Ты погоди, девка... (33)Сразу-то не верь. — (34)Она оглядывалась на Нину, словно ждала подмоги. (35)А Нина стояла, вся съежившись, чувствуя себя почему-то виноватой перед этим горем, и ничем помочь не могла.
—(36)Ты погоди... (37)Похоронки-то кто пишет? (38)Писаря. (39)А они при штабах, там бумаг страсть сколько... (40)Вот и попутали. (41)Вон и Нинка скажет, она грамотная.
(42)Нина молчала. (43)А Евгения Ивановна со стоном перекатывалась лбом по столу, гребенка выпала из ее волос, волосы рассыпались, липли к мокрым щекам. (44)Вдруг она оторвала голову от стола и замерла, вроде к чему-то прислушиваясь. (45)Пошарила в карманах ватника, вытащила бумагу, всхлипнула, подала Нине.
(46)Нина прочитала. (47)Эта бумага была из горвоенкомата, ней значилось, что, по наведенным справкам, рядовой Завалов Николай Артамонович погиб в декабре 1941 года, а младший сержант Николай Николаевич с ноября 1941 года числится в пропавших без вести.
(48)И опять Евгения Ивановна стала плакать, припав головой к столу.
—(49)Ну, дак что? — и тут нашлась Ипполитовна. —(50)Нюрку Милованову знаешь? (51)Энту, с Кирпичной?.. (52)Пришел мужик домой без ноги, а через месяц на него похоронка, сам и получил... (53)Война большая, сколько людей в ней, кого и попутают...
(54)Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, конечно, ничему этому она не верила, смотрела и слушала просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе.
(55)А Нина думала о Луке из пьесы «На дне», про которого все говорят, что он жулик и вредный утешитель... (56)А Нина видела его доброту, ведь он один пожалел умершую Анну, за это она любила его. (57)И сейчас думала, что в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит... (58)Даже металл не выдерживает огромного одноразового удара, а если нагрузку распределять порциями, металл будет жить долго, до последней усталости... (59)А человеческая душа — не металл, она хрупка и ранима...
(По М.В. Глушко)
Рассуждая об этой проблеме, автор пишет от лица героя:" Она вроде не в себе, помешалась. Я боюсь..." Так писатель указывает на то, что человек, потерявший близких, не в своём уме из-за большого количества боли.
Далее автор описывает будущее переживающих сложные времена людей: "... в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа..." Читатель понимает, что человек внутри умирает, поскольку много горя от чего-либо перенести очень трудно, но он может справится с помощью чьей-нибудь поддержки.
Два примера, дополняя друг друга, помогают осознать проявления горечи утраты: люди не только находятся не в своём уме, но и погибают внутренне.
М.В. Глушко имеет следующую позицию: если человек теряет тех, кто ему дорог, то он лишается рассудка. Таким людям нужна посторонняя помочь, иначе их душа сломается.
Я согласна с позицией автора, поскольку у меня есть пример из жизни. Мой прадед погиб во время войны, и когда про его участь сообщили прабабушке, то она была глубоко потрясена. Родственница перестала есть, пить и спать, а через несколько дней умерла от горя.
В заключение хочется сказать, что очень тяжело переносить потери своих близких. Людям, испытавшим подобное, постепенно становится всё хуже и хуже, а в самых плохих случаях возможна даже смерть.
Здравствуйте, Дарья! Вы написали сочинение по художественному тексту повествовательного типа (в нём есть сюжет, герои, повествование ведётся от 3 лица). К сожалению, работу нельзя назвать удачной, потому что нет конкретики в комментарии. Вы ни разу не назвали героев. Совершенно непонятно, по какому тексту написано сочинение. Если исключить фамилию автора, работа обезличивается, догадаться, на основе какого исходного текста написано сочинение, на мой взгляд, практически невозможно. Совет: писать нужно так, чтобы всё было понятно без постоянного обращения проверяющего к тексту. Потенциал сюжетных художественных текстов очень хорошо позволяет это сделать.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 2 балла
Пример 1 в сочинении указан не очень чётко и понятно и от этого пояснение выглядит неубедительно. То же самое происходит и во втором примере. Засчитываю только примеры без пояснений.
Рассуждая об этой проблеме, автор пишет от лица героя:" Она вроде не в себе, помешалась. Я боюсь..." Так писатель указывает на то, что человек, потерявший близких, не в своём уме из-за большого количества боли. Далее автор описывает будущее переживающих сложные времена людей: "... в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа..." Читатель понимает, что человек внутри умирает, поскольку много горя от чего-л |
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена не совсем корректно.
Проблема: Как проявляется горечь утраты? Над этим вопросом размышляет М. В. Глушко. Позиция автора: М.В. Глушко имеет следующую позицию: если человек теряет тех, кто ему дорог, то он лишается рассудка. Таким людям нужна посторонняя помочь, иначе их душа сломается. |
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис отсутствует, обоснование несуществующего тезиса.
Я согласна с позицией автора, поскольку у меня есть пример из жизни. Мой прадед погиб во время войны, и когда про его участь сообщили прабабушке, то она была глубоко потрясена. Родственница перестала есть, пить и спать, а через несколько дней умерла от горя. |
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
Ошибки:
Рассуждая об этой проблеме, автор пишет от лица героя:" Она вроде не в себе, помешалась. Я боюсь..." Так писатель указывает на то, что человек, потерявший близких, не в своём уме из-за большого количества боли. |
И кто этот "я"? Кто боится? Какой человек потерял близких? При каких обстоятельствах? Одни вопросы, а ответов нет.
Далее автор описывает будущее переживающих сложные времена людей: "... в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа..." Читатель понимает, что человек внутри умирает, поскольку много горя от чего-либо перенести очень трудно, но он может справится с помощью чьей-нибудь поддержки. |
K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла
Так как есть речевые ошибки, недочёты (К10) автоматически снижается балл по К6.
Ошибки:
М.В. Глушко имеет следующую позицию... |
Позиция автора такова...
По мнению автора...
Писатель убеждён и т.д.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
Ошибки: нет.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла
Ошибки: нет.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла
Ошибки: нет.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Ошибки:
Так писатель указывает на то, что человек, потерявший близких, не в своём уме из-за большого количества боли. |
Большое количество боли -- это тоже неудачный оборот речи. Нужно было написать конкретнее: назвать имя героини, указать причину её невыносимых душевных страданий. Ведь речь идёт о потере самых дорогих людей: о муже, сыне...
Два примера, дополняя друг друга, помогают осознать проявления горечи утраты: люди не только находятся не в своём уме, но и погибают внутренне. |
М.В. Глушко имеет следующую позицию: если человек теряет тех, кто ему дорог, то он лишается рассудка. Таким людям нужна посторонняя помочь, иначе их душа сломается. |
Людям, испытавшим подобное, постепенно становится всё хуже и хуже, а в самых плохих случаях возможна даже смерть. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки: нет.
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, речевым оформлением, логикой развития мысли. С помощью комментария вы доказываете, что в тексте автором поднимается именно та проблема, которую вы заявляете.
Мне кажется, проблема состоит в том, что у вас мало опыта написания сочинений, хотя структуру знаете.Постарайтесь в оставшиеся дни поработать с образцами хороших сочинений. А главное - пишите. Дорогу осилит идущий.
Желаю удачи на ЕГЭ!