Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема отношения к своей стране

  • Текст: К. Паустовский. Базарный Сызган
    (1)Базарный Сызган. (2)Я запомнил эту станцию из-за одного пустого случая. (3)Мы простояли на запасных путях в Сызгане всю ночь. (4)Была вьюга. (5)К утру поезд сплошь залепило снегом. (6)Я пошел со своим соседом по вагону, добродушным увальнем Николашей Рудневым, студентом Петровской сельскохозяйственной академии, в вокзальный буфет купить баранок.
    (7)Как всегда после вьюги, воздух был пронзительно чист и крепок. (8)В буфете было пусто. (9)Пожелтевшие от холода цветы гортензии стояли на длинном столе, покрытом клеенкой. (10)Около двери висел плакат, изображавший горного козла на снеговых вершинах Кавказа. (11)Под козлом было написано: «Пейте коньяк Сараджева». (12)Пахло горелым луком и кофе.
    (13)Курносая девушка в фартуке поверх кацавейки сидела, пригорюнившись, за столиком и смотрела на мальчика с землистым лицом. (14)Шея у мальчика была длинная, прозрачная и истертая до крови воротом армяка. (15)Редкие льняные волосы падали на лоб.
    (16)Мальчик, поджав под стол ноги в оттаявших опорках, пил чай из глиняной кружки. (17)Он отламывал от ломтя ржаного хлеба большие куски, потом собирал со стола крошки и высыпал их себе в рот.
    (18)Мы купили баранок, сели к столику и заказали чай. (19)За дощатой перегородкой булькал закипавший самовар.
    (20)Курносая девушка принесла нам чай с вялыми ломтиками лимона, кивнула на мальчика в армяке и сказала:
    – Я его всегда кормлю. (21)От себя, а не от буфета. (22)Он милостыней питается. (23)По поездам, по вагонам.
    (24)Мальчик выпил чай, перевернул кружку, встал, перекрестился на рекламу сараджевского коньяка, неестественно вытянулся и, глядя остановившимися глазами за широкое вокзальное окно, запел. (25)Пел он, очевидно, чтобы отблагодарить сердобольную девушку. (26)Пел высоким, скорбным голосом, и в ту пору песня этого мальчика показалась мне лучшим выражением сирой деревенской России. (27)Из слов его песни я запомнил очень немного.
    ...(28)Схоронил ее
            во сыром бору,
            во сыром бору
            под колодою,
            под колодою,
            под дубовою...
    (29)Я невольно перевел взгляд туда, куда смотрел мальчик. (30)Снеговая дорога сбегала в овраг между заиндевелыми кустами орешника. (31)За оврагом, за соломенными крышами овинов вился струйками к серенькому, застенчивому небу дым из печей. (32)Тоска была в глазах у мальчика – тоска по такой вот косой избе, которой у него нет, по широким лавкам вдоль стен, по треснувшему и склеенному бумагой окошку, по запаху горячего ржаного хлеба с пригоревшими к донцу угольками.
    (33)Я подумал: как мало в конце концов нужно человеку для счастья, когда счастья нет, и как много нужно, как только оно появляется.
    (34)С тех пор я помногу живал в деревенских избах и полюбил их за тусклый блеск бревенчатых стен, запах золы и за их суровость. (35)Она была сродни таким знакомым вещам, как ключевая вода, лукошко из лыка или невзрачные цветы картошки.
    (36)Без чувства своей страны – особенной, очень дорогой и милой в каждой ее мелочи – нет настоящего человеческого характера. (37)Это чувство бескорыстно и наполняет нас великим интересом ко всему. (38)Александр Блок написал в давние тяжелые годы:
    (39)Россия, нищая Россия,
         Мне избы серые твои,
         Твои мне песни ветровые —
         Как слезы первые любви!
    (40)Блок был прав, конечно. (41)Особенно в своем сравнении. (42)Потому что нет ничего человечнее слез от любви, нет ничего, что бы так сильно и сладко разрывало сердце. (43)И нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, ее прошлому, настоящему и будущему, к ее языку, быту, к ее лесам и полям, к ее селениям и людям, будь они гении или деревенские сапожники.
    (44)В те годы, во время службы моей на санитарном поезде, я впервые ощутил себя русским до последней прожилки. (45)Я как бы растворился в народном разливе, среди солдат, рабочих, крестьян, мастеровых. (46)От этого было очень уверенно на душе. (47)Даже война не бросала никакой тревожной тени на эту уверенность. (48)«Велик Бог земли русской, – любил говорить Николаша Руднев. – (49)Велик гений русского народа! (50)Никто не сможет согнуть нас в бараний рог. (51)Будущее – за нами!»
    (52)Я соглашался с Рудневым. (53)В те годы Россия предстала передо мной только в облике солдат, крестьян, деревень с их скудными достатками и щедрым горем. (54)Впервые я увидел многие русские города и фабричные посады, и все они слились своими общими чертами в моем сознании и оставили после себя любовь к тому типичному, чем они были наполнены.
    (К.Г. Паустовский)
22.05.2022 12:22:53
Автор: Дарья Шилова

Как нужно относиться к своей стране? Этот вопрос находится в центре внимания К.Г.Паустовского.
Размышляя над проблемой, автор пишет о нищем мальчике, поющем о России: "Пел высоким, скорбным голосом, и в ту пору песня этого мальчика показалась мне лучшим выражением сирой деревенской России". Рассказчик видел в его глазах тоску по "такой вот косой избе, которой у него нет, по запаху горячего ржаного хлеба с пригоревшими к донцу угольками". Этот пример помогает понять, что даже те люди, у которых ничего нет, чувствуют огромную любовь к своей стране, тоскуют о её былых временах.
Далее Паустовский обращает наше внимание на воспоминания рассказчика, служившего на санитарном поезде: "...я впервые ощутил себя русским до последней прожилки. Я как бы растворился в народном разливе, среди солдат, рабочих, крестьян, мастеровых. От этого было очень уверенно на душе". Так автор убеждает нас в том, что причастность человека к народу и Родине делает его сильнее, пробуждает в нём уважение и любовь к России.
Таким образом, эти примеры, дополняющие друг друга, помогают понять, что к родной стране нужно относиться с уважением, любовью.
Авторская позиция заключается в том, что нельзя быть равнодушным к своей стране, любому человеку необходимо чувствовать её, быть одним целым с народом. Искренняя любовь, уважение и восхищение - те эмоции, которые должен испытывать человек, вспоминая о своей Родине.
Я согласна с позицией Паустовского. Действительно, родная страна должна быть святым местом для каждого человека, он обязан чтить её, уважать традиции. Для обоснования своей позиции приведу пример из читательского опыта. Так, в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" люди шли на жестокую, кровопролитную войну, защищая Родину. Люди, всю жизнь жившие по французским идеалам, как Андрей Болконский, осознали, что ничего роднее и любимее, чем Россия, у них не будет, и потому шли защищать её. Этот пример ещё раз убеждает нас в том, что к Родине нужно относиться с огромной любовью и уважением, не давать её "в обиду".
В заключение хотелось бы отметить, что каждый человек должен беречь свою страну, уважительно отзываться о ней и делать всё, чтобы она процветала.
Количество слов - 331

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Дарья!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен не совсем корректно.

Этот пример помогает понять, что даже те люди, у которых ничего нет, чувствуют огромную любовь к своей стране, тоскуют о её былых временах.
Дарья, какие времена Вы имеете в виду? Разве об этом в тексте есть? Говорится о "сиротской России"- мальчик разве об этом тоскует?

Взаимосвязь между примерами определена неверно, проанализирована. Но анализ связи дублирует пояснение 2, поэтому засчитан быть не может.

Так автор убеждает нас в том, что причастность человека к народу и Родине делает его сильнее, пробуждает в нём уважение и любовь к России.
Таким образом, эти примеры, дополняющие друг друга, помогают понять, что к родной стране нужно относиться с уважением, любовью.
Пример 1. Рассказчик видит поющего мальчика, который

пример 2. вызывает воспоминания

Песня нищего стала ПРИЧИНОЙ воспоминаний рассказчика. Связь причинно-следственная.
Проверим: рассказчик стал вспоминать ПОТОМУ ЧТО тоскливую песню мальчика услышал.

(29)Я невольно перевел взгляд туда, куда смотрел мальчик.

(33)Я подумал...

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл

Ошибки:

В заключение хотелось бы отметить, что каждый человек должен беречь свою страну, уважительно отзываться о ней и делать всё, чтобы она процветала.
Дарья, Вы 5 раз в сочинении пишете мысль "относиться уважительно". Повторы бывают не только речевыми, но и логическими.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: нет максимума по К10

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

Ошибки:

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла
Пометка-вопрос

не давать её "в обиду"
Почему Вы ставите кавычки? Используете слово в переносном значении?

K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл

Люди, всю жизнь жившие по французским идеалам, как Андрей Болконский, осознали...
Рекомендация: изменить порядок слов
Люди, как Андрей Болконский, всю жизнь жившие...
Люди, всю жизнь жившие по французским идеалам
жившие (ЧЕМ?) французскими идеалами

K10 - Соблюдение речевых норм: 0 баллов

Ошибки:

автор пишет о нищем мальчике, поющем о России: "Пел высоким, скорбным голосом
Тавтология
Далее Паустовский обращает наше внимание на воспоминания рассказчика

Так автор убеждает нас в том,  причастность человека к народу и Родине делает его сильнее, пробуждает в нём уважение и любовь к России.

Этот пример ещё раз убеждает нас в том, что...
Шероховатость

Некорректное использование личного местоимения: НАС, НАШЕ- кого Вы имеете в виду? Можно пропустить выделенные местоимение.

...причастность человека к народу и Родине делает его сильнее, пробуждает в нём уважение и любовь к России.
Неверное использование личных местоимений рождает двусмысленность:

ЕГО, В НЁМ- человек? Народ? Кого Вы имеет в виду?

Авторская позиция заключается в том, что нельзя быть равнодушным к своей стране
Авторская позиция такова: нельзя быть...
Люди, 2. всю 1. жизнь жившие по французским идеалам
1. Тавтология
2. лишнее слово

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием. Используйте смысловые маркеры для определения связи. Внимание на повторы.

Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку