Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема проявления мужества

  • Текст: Ф. Абрамов. Об истинном мужестве
    (1)Лида, бухгалтер, попала в беду: пять месяцев без работы! (2)Выгнали за то, что отказалась подписать фальшивые документы на списание уцененных товаров.
    (3)Дело разбирал комитет народного контроля, партбюро – все признали: честный человек Лида. (4)Немедленно восстановить на работе.
    (5)Но Москва уперлась: нет и нет. (6)Потому что восстановить на работе Лиду – значит признать виновной Т., а заодно с нею и кое-кого из московских тузов. (7)Одна шайка-лейка. (8)Да и первого секретаря РК пришлось бы потревожить: она горой встала за Т. (…)
    (9)Мне начали названивать разные люди:
    –(10)Федор Александрович, да что же это у нас делается? (11)Человек пропадает за правду! (12)Где мы живем? (13)До ручки довели бабу. (14)Затравили. (15)С голоду подыхает, белье продает. (16)И если бы, говорит, не ребенок малый, давно бы петлю на шею накинула.
    (17)Не хотелось мне влезать в эту грязь – время, нервы, а с другой стороны, если я не помогу, если другой не поможет, то кто же поможет?
    (18)Пошел в обком к А. (19)Нравился мне этот человек. (20)Простой, демократичный. (21)Не глуп. (22)Умеет пошутить, выпить, наконец, не дурак. (23)А его прошлое? (24)Помню, козырнул как-то в разговоре с ним своим ранением: дескать, воевал. (25)Немецкими пулями на теле записан патриотизм.
    –(26)А у меня, Федор Александрович, тоже сорок девять дырок в теле, – очень скромно, как бы между прочим заметил А.
    (27)Я так и присел. (28)А потом кое-какие подробности из его фронтовой жизни и до меня дошли. (29)Рядовой матрос. (30)Бесстрашно, с одной финкой в зубах на врага ползал. (31)Двумя орденами Славы, тремя медалями «За боевые заслуги» награжден, а этими наградами, как известно, и в войну не кидались. (32)Свой, одним словом, парень, нашенский, как сказал о нем один приятель.
    (33)Встретил меня А. радушно, просто, вышел из-за стола (так теперь заведено у крупных партийных работников, так меня и Демичев встречал), от души пожал руку.
    –(34)Ну как живем-можем, Федор Александрович? (35)Как здоровье? (36)Как творческие успехи?
    –(37)Благодарю, вашими молитвами.
    –(38)Ну, ежели нашими молитвами – отлично. (39)Мы тут частенько молимся за здоровье творческой интеллигенции. (40)На этот счет у обкома взгляды широкие – признаем Господа Бога.
    (41)В таком вот непринужденном тоне – с шутками, с прибаутками – мы поговорили о моем круизе вокруг Европы, дали надлежащую – партийную – оценку поступку Рябкова, оставшегося в Англии, и только после этого я начал излагать суть дела, по поводу которого я пришел.
    –(42)Так, так, – время от времени кивал мне А. – (43)Дальше. – (44)И лицо его при этом все более и более каменело.
    (45)Я решил зайти с другой стороны – может, там у него незащищенное место? (46)Стыд ведь, срам, говорю. (47)Вся организация взбудоражена. (48)Весь город языком чешет. (49)Обком треплют…
    –(50)Разберемся, – бесстрастно роняет А., и кумачовое, чернобровое лицо его еще больше мрачнеет.
    –(51)Да чего разбираться-то! – уже совсем выхожу из себя. – (52)Разобрались. (53)Народный контроль разбирался, партбюро. (54)Все сказали: покарать жуликов!
    –(55)Разобраться всегда полезно, товарищ Абрамов.
    (56)Да, уже не Федор Александрович, а товарищ Абрамов. (57)И с угрозой, с начальственным рыком в голосе.
    (58)И я смотрю на этого раскормленного, краснорожего дядю, смотрю на его мрачно сдвинутые брови, на стиснутый рот, и мне понятно, какие заботы и мысли обуревают его секретарскую голову. (59)Прихлопнуть надо. (60)И нетрудно прихлопнуть. (61)Да стукнешь в Т., а попадешь в Д., в М. (62)Вот ведь как жизнь устроена. (63)А что значит тронуть их? (64)Рубить сук, на котором ты сидишь. (65)Потому что они держат в своих руках две могущественные организации. (66)От них зависит твой авторитет. (67)А их связи с верхами? (68)Ты, к примеру, секретарь Ленинградского обкома, бывал хоть раз на приеме у Генерального? (69)А М. вхож к нему запросто. (70)Публично, перед всесоюзной телекамерой, был обласкан и расцелован Генеральным.
    (71)Да, что делается у А. в голове, мне понятно. (72)Непонятно другое – откуда у него дремучий чертополох в сердце? (73)Человек молодым парнишкой не щадил себя, жизнь в любую минуту готов был отдать за Родину, а тут надо вступиться за оклеветанного, затравленного человека – струсил? (74)И только ли дело в нежелании рисковать своей карьерой? (75)А может, все проще? (76)Может, дело все в том, что умереть за Родину – это ему внушали, вколачивали с детства, а человеком быть не учили? (77)И не потому ли у нас сплошь и рядом: люди спокойно и мужественно умирают на войне и оказываются совершенно несостоятельными в повседневной, будничной жизни?

    (По Ф.А. Абрамову)
17.04.2022 18:42:15
Автор: Никита Мальцев

Когда проявляется мужество в жизни человека?
Чтобы привлечь внимание читателя к этому вопросу, Абрамов рассказывает, как однажды он, несмотря на свое нежелание "влезать в эту грязь", помог бухгалтеру Лиде, которая потеряла работу из-за отказа "подписать фальшивые документы" и осталась одна с маленьким ребенком без средств к существованию. Так писатель указывает на то, что мужество проявляется тогда, когда человек искренне желает помогать людям, попавшим в беду.

Кроме того, автор повествует об одном скромном и простом человеке, который во время войны "бесстрашно, с одной финкой в зубах на врага ползал" и был награжден "двумя орденами Славы" и "тремя медалями "За боевые заслуги". Этот пример показывает, что мужество часто проявляется во время войны, когда люди способны отважно защищать свою родину даже под страхом смерти.

Примеры противопоставлены друг другу. Они помогают понять, что мужество одинаково может проявляться как в повседневной жизни человека, так и на войне.

Позиция автора такова: мужество должно всегда сопутствовать человеку и проявляться не только в героических поступках на поле боя, но и в будничной жизни.

Я согласен с позицией автора. Действительно, важно, чтобы человек старался проявлять свою стойкость и оставался мужественным в любой жизненной ситуации. Например, мой прадедушка, воевавший в годы Великой Отечественной войны, совершил ряд героических поступков и был впоследствии награжден за них, но даже после окончания войны он сохранял свои качества, проявленные во время боевых действий, и всячески помогал нуждающимся.

В заключение хотелось бы сказать, что в жизни каждого человека бывают моменты, когда необходимо принять мужественное решение.
Количество слов - 239

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Никита!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена неверно, проанализирована.
Никита, Ваша подача примеров- ДОПОЛНЕНИЕ (= А ЕЩЁ).
Чтобы БЫЛО ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ, второй пример надо было дать по-другому. Обратите внимание на предложения, которые я выделила.
Бесстрашный воин оказался бесчувственным бюрократом.

(44)И лицо его при этом все более и более каменело.
(72)Непонятно другое – откуда у него дремучий чертополох в сердце?
(76)Может, дело все в том, что умереть за Родину – это ему внушали, вколачивали с детства, а человеком быть не учили?

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
Я засчитала собственную позицию, но на реальном ЕГЭ не все эксперты могут согласиться с баллом- кто-то захочет обнулить этот критерий (см. К5)

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0 баллов

Ошибки:

Вы совершили логическую подмену в собственной позиции.
Пишете о мужестве в экстремальной ситуации- на войне. Текст о другом: иметь мужество поступить человечно в "неудобных" случаях, житейских, обыденных.

В заключение хотелось бы сказать, что в жизни каждого человека бывают моменты, когда необходимо принять мужественное решение.
И?.. Вы не закончили мысль, не обобщили сказанное. Нужно не повториться, а подвести итоги.  

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла

K10 - Соблюдение речевых норм + 2 балла

Ошибки:

Абрамов рассказывает, как однажды он, несмотря на свое нежелание "влезать в эту грязь", помог бухгалтеру Лиде
ЭТУ- какую? Чтобы избежать неверного употребления указательного местоимения, при цитировании слово ЭТУ можно исключить и поставить многоточие (купюра).

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
Рекомендация

Абрамов
Напишите инициалы автора: это будет уважительно по отношению к нему.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Общие рекомендации
Никита, Вы грамотны, знаете структуру сочинения. Следует усилить работу над глубиной анализа текста, продумать связь между примерами ДО написания черновика. Проанализируйте рекомендации, данные в рецензии, и Вы сможете на экзамене создать прекрасное сочинение.

Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 22

Возврат к списку