Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема влияния на судьбу

  • Текст: Б. Пастернак. О музыке
    (1)Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина. (2)Музыкально лепетать я стал незадолго до первого с ним знакомства. (3)К его возвращенью я был учеником одного поныне здравствующего композитора. (4)Мне оставалось еще только пройти оркестровку. (5)Говорили всякое, впрочем, важно лишь то, что, если бы говорили и противное, все равно жизни вне музыки я себе не представлял. (6)Но у меня не было абсолютного слуха. (7)Так называется способность узнавать высоту любой произвольно взятой ноты. (8)Отсутствие качества, ни в какой связи с общею музыкальностью не стоящего, но которым в полной мере обладала моя мать, не давало мне покоя. (9)Если бы музыка была мне поприщем, как казалось со стороны, я бы этим абсолютным слухом не интересовался. (10)Я знал, что его нет у выдающихся современных композиторов, и, как думают, может быть, и Вагнер, и Чайковский были его лишены. (11)Но музыка была для меня культом, то есть той разрушительной точкой, в которую собиралось все, что было самого суеверного и самоотреченного во мне, и потому всякий раз, как за каким-нибудь вечерним вдохновеньем окрылялась моя воля, я утром спешил унизить ее, вновь и вновь вспоминая о названном недостатке.
    (12)Тем не менее у меня было несколько серьезных работ. (13)Теперь их предстояло показать моему кумиру. (14)Устройство встречи, столь естественной при нашем знакомстве домами, я воспринял с обычной крайностью. (15)Первую вещь я играл еще с волнением, вторую – почти справясь с ним, третью – поддавшись напору нового и непредвиденного. (16)Случайно взгляд мой упал на слушавшего.
    (17)Следуя постепенности исполнения, он сперва поднял голову, потом – брови, наконец, весь расцветши, поднялся и сам и, сопровождая изменения мелодии неуловимыми изменениями улыбки, проплыл ко мне по её ритмической перспективе.
    (18)Все это ему нравилось. (19)Я поспешил кончить. (20)Он сразу пустился уверять меня, что о музыкальных способностях говорить нелепо, когда налицо несравненно большее, и мне в музыке дано сказать свое слово. (21)В ссылках на промелькнувшие эпизоды он подсел к роялю, чтобы повторить один, наиболее его привлекший. (22)Оборот был сложен, я не ждал, чтобы он воспроизвел его в точности, но произошла другая неожиданность, он повторил его не в той тональности, и недостаток, так меня мучивший все эти годы, брызнул из-под его рук, как его собственный.
    (23)Полагаясь, на превратность гаданья, я задумал надвое. (24)Если на признанье он возразит мне: «Боря, но ведь этого нет и у меня», тогда – хорошо, тогда, значит, не я навязываюсь музыке, а она сама суждена мне. (25)Если же речь в ответ зайдет о Вагнере и Чайковском, о настройщиках и так далее, – но я уже приступал к тревожному предмету и, перебитый на полуслове, уже глотал в ответ:
    – (26)Абсолютный слух? (27)После всего, что я сказал вам? (28)А Вагнер? (29)А Чайковский? (30)А сотни настройщиков, которые наделены им?
    (31)Он говорил о вреде импровизации, о том, когда, зачем и как надо писать. (32)Он справился о моем образовании и, узнав, что я избрал юридический факультет за его легкость, посоветовал немедленно перевестись на философское отделение историко-филологического, что я на другой день и исполнил.
    (33)Пока он говорил, я думал о происшедшем. (34)Сделки своей с судьбою я не нарушал. (35)О худом выходе загаданного помнил. (36)Развенчивала ли эта случайность моего кумира? (37)Нет, никогда, – с прежней высоты она подымала его на новую. (38)Отчего он отказал мне в том простейшем ответе, которого я так ждал? (39)Это его тайна. (40)Когда-нибудь, когда уже будет поздно, он подарит меня этим упущенным признаньем. (41)Как одолел он в юности свои сомненья? (42)Это тоже его тайна, она-то и возводит его на новую высоту.
    (43)Я шел переулками, чаще надобности переходя через дорогу. (44)Совершенно без моего ведома во мне таял и надламывался мир, еще накануне казавшийся навсегда прирожденным. (45)Я шел, с каждым поворотом все больше прибавляя шагу, и не знал, что в эту ночь уже рву с музыкой.
    (По Б.Л. Пастернаку)
    Борис Леонидович Пастернак (1890 – 1960) – русский поэт, писатель и переводчик. Один из крупнейших русских поэтов ХХ века.
17.04.2022 18:33:56
Автор: Елена

    Что может повлиять на судьбу человека?  Над этим вопросом  размышляет  Б.Л.Пастернак   в предложенном для анализа тексте.
    Рассуждая о проблеме, автор знакомит  читателя с рассказчиком, молодым человеком, влюблённым в музыку.  Герой учился у композитора, сам писал пьесы, но его смущало одно:  отсутствие абсолютного слуха. Встретясь со своим кумиром Скрябиным, рассказчик представил на его суд несколько произведений, и они были приняты  с восторгом. Б.Л.Пастернак так описывает реакцию композитора на услышанное: «Он сразу пустился уверять меня, что о музыкальных способностях говорить нелепо, когда налицо несравненно большее, и мне в музыке дано сказать свое слово». Этот пример показывает, что, если  от природы дан талант , следует  послушать своё сердце и , возможно, посвятить жизнь выбранному делу.
      Далее автор пишет, что рассказчик решил признаться в отсутствии абсолютного слуха композитору Скрябину,  у которого тоже, как оказалось, был этот небольшой недостаток. «Полагаясь, на превратность гаданья, я задумал надвое», - пишет Б.Л.Пастернак. Композитор должен был  или ответить, что тоже обделён абсолютным слухом, или начать приводить в качестве примера великих Чайковского и Вагнера. Случилось второе, а значит, рассказчику следовало «порвать» с музыкой, что он и сделал впоследствии. Это свидетельствует о том, что глупый спор с самим собой вынудил прирождённого музыканта отказаться от дела всей жизни.
    Примеры противопоставлены друг другу: в первом мы видим, сколько радости  и наслаждения дарит  рассказчику написание музыкальных произведений, а во втором  -  как  «надламывается мир»  и герой отказывается от своего призвания.
     Авторская позиция такова: на судьбу человека могут повлиять  разные события, и иногда  пустяк, например «гаданье», способен изменить жизнь.
    Я согласна с Б.Л.Пастернаком. Действительно, нередко мы осознаём, какому делу хотим посвятить себя, к чему имеем способности, но незначительные, на первый взгляд, обстоятельства могут  внести коррективы. Так, мне всегда нравилась математика, поскольку в ней  всё точно, по формулам,  можно не ждать «сюрпризов». Русский язык  как школьный предмет казался необъяснимым, нелогичным, с огромным количеством исключений. Так было до тех пор, пока к нам не пришла новая учительница. Она доказала, что и в русском языке всё подчиняется правилам–«формулам» , а исключения существуют не просто так, а объясняются, например, происхождением слова.
    Хочется верить, что после прочтения текста многие задумаются о влиянии на нашу жизнь разных событий, которые могут как разрушить мечты, так и открыть новый мир.  
Количество слов - 347

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Елена! Вы знаете структуру работы, грамотны, у Вас хорошо развита речь. Но текст понят  поверхностно. К чему это привело, покажу подробнее.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.
Такой проблемы нет в ключах, но она засчитана: в тексте есть.

Ключи
1. Как найти свое призвание?
2. Может ли человек реализовать себя в профессии, если у него нет природных способностей?
3. Почему важно быть честным с самим собой?
4. Почему бывает сложно найти свое призвание?
5. Как преодолеть сомнения при принятии судьбоносных решений?

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 выбран неверно, пояснён тоже: искажена позиция автора.
Связь и её анализ в таком случае обнуляются.  

K3 - Отражение позиции автора исходного текста : 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

Авторская позиция такова: на судьбу человека могут повлиять  разные события, и иногда  пустяк, например «гаданье», способен изменить жизнь.
Неуверенность в себе повлияла на выбор

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста : 0 баллов

При К3=0 К4 автоматически обнуляется.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл

Ошибки:

Это свидетельствует о том, что глупый спор с самим собой вынудил прирождённого музыканта отказаться от дела всей жизни.
А почему ГЛУПЫЙ?
Б. Л. Пастернак говорит о том, что важно быть честным с самим собой.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла

K10 - Соблюдение речевых норм + 2 балла

Шероховатость

Действительно, нередко мы осознаём, какому делу хотим посвятить себя, к чему имеем способности
МЫ-кто? Кого Вы имеете в виду? Некорректное использование личного местоимения

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над глубиной анализа текста.

Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку