Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема влияния на судьбу

  • Текст: Б. Пастернак. О музыке
    (1)Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина. (2)Музыкально лепетать я стал незадолго до первого с ним знакомства. (3)К его возвращенью я был учеником одного поныне здравствующего композитора. (4)Мне оставалось еще только пройти оркестровку. (5)Говорили всякое, впрочем, важно лишь то, что, если бы говорили и противное, все равно жизни вне музыки я себе не представлял. (6)Но у меня не было абсолютного слуха. (7)Так называется способность узнавать высоту любой произвольно взятой ноты. (8)Отсутствие качества, ни в какой связи с общею музыкальностью не стоящего, но которым в полной мере обладала моя мать, не давало мне покоя. (9)Если бы музыка была мне поприщем, как казалось со стороны, я бы этим абсолютным слухом не интересовался. (10)Я знал, что его нет у выдающихся современных композиторов, и, как думают, может быть, и Вагнер, и Чайковский были его лишены. (11)Но музыка была для меня культом, то есть той разрушительной точкой, в которую собиралось все, что было самого суеверного и самоотреченного во мне, и потому всякий раз, как за каким-нибудь вечерним вдохновеньем окрылялась моя воля, я утром спешил унизить ее, вновь и вновь вспоминая о названном недостатке.
    (12)Тем не менее у меня было несколько серьезных работ. (13)Теперь их предстояло показать моему кумиру. (14)Устройство встречи, столь естественной при нашем знакомстве домами, я воспринял с обычной крайностью. (15)Первую вещь я играл еще с волнением, вторую – почти справясь с ним, третью – поддавшись напору нового и непредвиденного. (16)Случайно взгляд мой упал на слушавшего.
    (17)Следуя постепенности исполнения, он сперва поднял голову, потом – брови, наконец, весь расцветши, поднялся и сам и, сопровождая изменения мелодии неуловимыми изменениями улыбки, проплыл ко мне по её ритмической перспективе.
    (18)Все это ему нравилось. (19)Я поспешил кончить. (20)Он сразу пустился уверять меня, что о музыкальных способностях говорить нелепо, когда налицо несравненно большее, и мне в музыке дано сказать свое слово. (21)В ссылках на промелькнувшие эпизоды он подсел к роялю, чтобы повторить один, наиболее его привлекший. (22)Оборот был сложен, я не ждал, чтобы он воспроизвел его в точности, но произошла другая неожиданность, он повторил его не в той тональности, и недостаток, так меня мучивший все эти годы, брызнул из-под его рук, как его собственный.
    (23)Полагаясь, на превратность гаданья, я задумал надвое. (24)Если на признанье он возразит мне: «Боря, но ведь этого нет и у меня», тогда – хорошо, тогда, значит, не я навязываюсь музыке, а она сама суждена мне. (25)Если же речь в ответ зайдет о Вагнере и Чайковском, о настройщиках и так далее, – но я уже приступал к тревожному предмету и, перебитый на полуслове, уже глотал в ответ:
    – (26)Абсолютный слух? (27)После всего, что я сказал вам? (28)А Вагнер? (29)А Чайковский? (30)А сотни настройщиков, которые наделены им?
    (31)Он говорил о вреде импровизации, о том, когда, зачем и как надо писать. (32)Он справился о моем образовании и, узнав, что я избрал юридический факультет за его легкость, посоветовал немедленно перевестись на философское отделение историко-филологического, что я на другой день и исполнил.
    (33)Пока он говорил, я думал о происшедшем. (34)Сделки своей с судьбою я не нарушал. (35)О худом выходе загаданного помнил. (36)Развенчивала ли эта случайность моего кумира? (37)Нет, никогда, – с прежней высоты она подымала его на новую. (38)Отчего он отказал мне в том простейшем ответе, которого я так ждал? (39)Это его тайна. (40)Когда-нибудь, когда уже будет поздно, он подарит меня этим упущенным признаньем. (41)Как одолел он в юности свои сомненья? (42)Это тоже его тайна, она-то и возводит его на новую высоту.
    (43)Я шел переулками, чаще надобности переходя через дорогу. (44)Совершенно без моего ведома во мне таял и надламывался мир, еще накануне казавшийся навсегда прирожденным. (45)Я шел, с каждым поворотом все больше прибавляя шагу, и не знал, что в эту ночь уже рву с музыкой.
    (По Б.Л. Пастернаку)
    Борис Леонидович Пастернак (1890 – 1960) – русский поэт, писатель и переводчик. Один из крупнейших русских поэтов ХХ века.
17.04.2022 18:33:56
Автор: Елена

    Что может повлиять на судьбу человека?  Над этим вопросом  размышляет  Б.Л.Пастернак   в предложенном для анализа тексте.
    Рассуждая о проблеме, автор знакомит  читателя с рассказчиком, молодым человеком, влюблённым в музыку.  Герой учился у композитора, сам писал пьесы, но его смущало одно:  отсутствие абсолютного слуха. Встретясь со своим кумиром Скрябиным, рассказчик представил на его суд несколько произведений, и они были приняты  с восторгом. Б.Л.Пастернак так описывает реакцию композитора на услышанное: «Он сразу пустился уверять меня, что о музыкальных способностях говорить нелепо, когда налицо несравненно большее, и мне в музыке дано сказать свое слово». Этот пример показывает, что, если  от природы дан талант , следует  послушать своё сердце и , возможно, посвятить жизнь выбранному делу.
      Далее автор пишет, что рассказчик решил признаться в отсутствии абсолютного слуха композитору Скрябину,  у которого тоже, как оказалось, был этот небольшой недостаток. «Полагаясь, на превратность гаданья, я задумал надвое», - пишет Б.Л.Пастернак. Композитор должен был  или ответить, что тоже обделён абсолютным слухом, или начать приводить в качестве примера великих Чайковского и Вагнера. Случилось второе, а значит, рассказчику следовало «порвать» с музыкой, что он и сделал впоследствии. Это свидетельствует о том, что глупый спор с самим собой вынудил прирождённого музыканта отказаться от дела всей жизни.
    Примеры противопоставлены друг другу: в первом мы видим, сколько радости  и наслаждения дарит  рассказчику написание музыкальных произведений, а во втором  -  как  «надламывается мир»  и герой отказывается от своего призвания.
     Авторская позиция такова: на судьбу человека могут повлиять  разные события, и иногда  пустяк, например «гаданье», способен изменить жизнь.
    Я согласна с Б.Л.Пастернаком. Действительно, нередко мы осознаём, какому делу хотим посвятить себя, к чему имеем способности, но незначительные, на первый взгляд, обстоятельства могут  внести коррективы. Так, мне всегда нравилась математика, поскольку в ней  всё точно, по формулам,  можно не ждать «сюрпризов». Русский язык  как школьный предмет казался необъяснимым, нелогичным, с огромным количеством исключений. Так было до тех пор, пока к нам не пришла новая учительница. Она доказала, что и в русском языке всё подчиняется правилам–«формулам» , а исключения существуют не просто так, а объясняются, например, происхождением слова.
    Хочется верить, что после прочтения текста многие задумаются о влиянии на нашу жизнь разных событий, которые могут как разрушить мечты, так и открыть новый мир.  
Количество слов - 347

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Елена! Вы знаете структуру работы, грамотны, у Вас хорошо развита речь. Но текст понят  поверхностно. К чему это привело, покажу подробнее.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.
Такой проблемы нет в ключах, но она засчитана: в тексте есть.

Ключи
1. Как найти свое призвание?
2. Может ли человек реализовать себя в профессии, если у него нет природных способностей?
3. Почему важно быть честным с самим собой?
4. Почему бывает сложно найти свое призвание?
5. Как преодолеть сомнения при принятии судьбоносных решений?

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 выбран неверно, пояснён тоже: искажена позиция автора.
Связь и её анализ в таком случае обнуляются.  

K3 - Отражение позиции автора исходного текста : 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

Авторская позиция такова: на судьбу человека могут повлиять  разные события, и иногда  пустяк, например «гаданье», способен изменить жизнь.
Неуверенность в себе повлияла на выбор

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста : 0 баллов

При К3=0 К4 автоматически обнуляется.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл

Ошибки:

Это свидетельствует о том, что глупый спор с самим собой вынудил прирождённого музыканта отказаться от дела всей жизни.
А почему ГЛУПЫЙ?
Б. Л. Пастернак говорит о том, что важно быть честным с самим собой.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла

K10 - Соблюдение речевых норм + 2 балла

Шероховатость

Действительно, нередко мы осознаём, какому делу хотим посвятить себя, к чему имеем способности
МЫ-кто? Кого Вы имеете в виду? Некорректное использование личного местоимения

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над глубиной анализа текста.

Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку