Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема любви к родине

  • Текст: К. Паустовский. Базарный Сызган
    (1)Базарный Сызган. (2)Я запомнил эту станцию из-за одного пустого случая. (3)Мы простояли на запасных путях в Сызгане всю ночь. (4)Была вьюга. (5)К утру поезд сплошь залепило снегом. (6)Я пошел со своим соседом по вагону, добродушным увальнем Николашей Рудневым, студентом Петровской сельскохозяйственной академии, в вокзальный буфет купить баранок.
    (7)Как всегда после вьюги, воздух был пронзительно чист и крепок. (8)В буфете было пусто. (9)Пожелтевшие от холода цветы гортензии стояли на длинном столе, покрытом клеенкой. (10)Около двери висел плакат, изображавший горного козла на снеговых вершинах Кавказа. (11)Под козлом было написано: «Пейте коньяк Сараджева». (12)Пахло горелым луком и кофе.
    (13)Курносая девушка в фартуке поверх кацавейки сидела, пригорюнившись, за столиком и смотрела на мальчика с землистым лицом. (14)Шея у мальчика была длинная, прозрачная и истертая до крови воротом армяка. (15)Редкие льняные волосы падали на лоб.
    (16)Мальчик, поджав под стол ноги в оттаявших опорках, пил чай из глиняной кружки. (17)Он отламывал от ломтя ржаного хлеба большие куски, потом собирал со стола крошки и высыпал их себе в рот.
    (18)Мы купили баранок, сели к столику и заказали чай. (19)За дощатой перегородкой булькал закипавший самовар.
    (20)Курносая девушка принесла нам чай с вялыми ломтиками лимона, кивнула на мальчика в армяке и сказала:
    – Я его всегда кормлю. (21)От себя, а не от буфета. (22)Он милостыней питается. (23)По поездам, по вагонам.
    (24)Мальчик выпил чай, перевернул кружку, встал, перекрестился на рекламу сараджевского коньяка, неестественно вытянулся и, глядя остановившимися глазами за широкое вокзальное окно, запел. (25)Пел он, очевидно, чтобы отблагодарить сердобольную девушку. (26)Пел высоким, скорбным голосом, и в ту пору песня этого мальчика показалась мне лучшим выражением сирой деревенской России. (27)Из слов его песни я запомнил очень немного.
    ...(28)Схоронил ее
            во сыром бору,
            во сыром бору
            под колодою,
            под колодою,
            под дубовою...
    (29)Я невольно перевел взгляд туда, куда смотрел мальчик. (30)Снеговая дорога сбегала в овраг между заиндевелыми кустами орешника. (31)За оврагом, за соломенными крышами овинов вился струйками к серенькому, застенчивому небу дым из печей. (32)Тоска была в глазах у мальчика – тоска по такой вот косой избе, которой у него нет, по широким лавкам вдоль стен, по треснувшему и склеенному бумагой окошку, по запаху горячего ржаного хлеба с пригоревшими к донцу угольками.
    (33)Я подумал: как мало в конце концов нужно человеку для счастья, когда счастья нет, и как много нужно, как только оно появляется.
    (34)С тех пор я помногу живал в деревенских избах и полюбил их за тусклый блеск бревенчатых стен, запах золы и за их суровость. (35)Она была сродни таким знакомым вещам, как ключевая вода, лукошко из лыка или невзрачные цветы картошки.
    (36)Без чувства своей страны – особенной, очень дорогой и милой в каждой ее мелочи – нет настоящего человеческого характера. (37)Это чувство бескорыстно и наполняет нас великим интересом ко всему. (38)Александр Блок написал в давние тяжелые годы:
    (39)Россия, нищая Россия,
         Мне избы серые твои,
         Твои мне песни ветровые —
         Как слезы первые любви!
    (40)Блок был прав, конечно. (41)Особенно в своем сравнении. (42)Потому что нет ничего человечнее слез от любви, нет ничего, что бы так сильно и сладко разрывало сердце. (43)И нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, ее прошлому, настоящему и будущему, к ее языку, быту, к ее лесам и полям, к ее селениям и людям, будь они гении или деревенские сапожники.
    (44)В те годы, во время службы моей на санитарном поезде, я впервые ощутил себя русским до последней прожилки. (45)Я как бы растворился в народном разливе, среди солдат, рабочих, крестьян, мастеровых. (46)От этого было очень уверенно на душе. (47)Даже война не бросала никакой тревожной тени на эту уверенность. (48)«Велик Бог земли русской, – любил говорить Николаша Руднев. – (49)Велик гений русского народа! (50)Никто не сможет согнуть нас в бараний рог. (51)Будущее – за нами!»
    (52)Я соглашался с Рудневым. (53)В те годы Россия предстала передо мной только в облике солдат, крестьян, деревень с их скудными достатками и щедрым горем. (54)Впервые я увидел многие русские города и фабричные посады, и все они слились своими общими чертами в моем сознании и оставили после себя любовь к тому типичному, чем они были наполнены.
    (К.Г. Паустовский)
16.04.2022 15:19:18
Автор: Елена

       В предложенном для анализа тексте К.Паустовский, известный советский писатель, ставит  проблему осознания любви к родине.
        Чтобы раскрыть проблему, автор приводит два примера-иллюстрации. В первом он повествует о встрече с мальчиком-сиротой в пустом вокзальном буфете на станции Базарный Сызган.  По рассказам буфетчицы, ребёнок просил милостыню в поездах,  иногда она подкармливала его  за свой счёт. В благодарность за обед мальчик начал петь , с тоской глядя за заснеженное окно.  Именно эта тоска с глазах ребёнка и поразила К. Паустовского. По чему горевал сирота? Куда смотрел? Автор с удивлением понимает, что тосковал мальчишка по «косой избе», по  «треснувшему окошку», по запаху пригоревшего хлеба.  Этот пример показывает, что любовь к родине, к дому, к корням  - это и любовь вот к таким изъянам, недостаткам, роднее и милее которых ничего быть не может.
        Также важен для понимания проблемы и второй эпизод, где автор размышляет о том, как  пришёл к осознанию «чувства своей страны – особенной, очень дорогой и милой в каждой её мелочи». Он много жил в деревнях, в  суровых бревенчатых избах, общался с солдатами, рабочими, крестьянами, служа на санитарном поезде, ездил по разным русским городам.  Благодаря всему этому, К. Паустовский по-настоящему ощутил себя русским. «От этого было очень уверенно на душе»,- пишет автор. Это свидетельствует о том, что осознание своей любви к родине приходит к человеку постепенно и становится крепким фундаментом  в жизни.
   Автор в своих размышлениях идёт от частного, конкретного случая к общему:  встреча с мальчиком, который с тоской смотрел на покосившиеся избы, заставила задуматься о сущности любви к своей земле, а последующие годы жизни К. Паустовского, поездки по русским деревням и городам, общение с народом только подтвердили выводы и открытия.
    Авторская позиция такова: человек  с годами начинает осознавать  свою любовь к родине, со всеми её  (родины) достоинствами и недостатками, и чувство это становится для человека надёжной опорой в жизни.
     С позицией автора трудно не согласиться. Действительно, родину, свою землю, свой народ любишь не за чо-то, а часто вопреки чему-то.  В качестве примера можно вспомнить большое число  русских эмигрантов, которые на протяжении последнего столетия по разным причинам уезжали из России жить за границу. Кто-то ехал по политическим соображениям, кто-то - за красивой жизнью, за перспективой, за возможностями. Но большинство  из них (некоторые открыто, некоторые нет)   спустя время начинали тосковать «по берёзкам», по людям, по русским песням, даже по неустроенности.   Свидетельств в этому - в мемуарах, интервью – множество.
        Хочется верить, что после прочтения текста К. Паустовского многие прислушаются к себе, осознают в своей  душе чувство трепетной и крепкой любви ко всему, что зовётся простым словом «родина» .
Количество слов - 407

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Елена!

Вы хорошо знаете структуру сочинения, умеете строить рассуждение, логично выражать свои мысли, но есть некоторые аспекты, на которые я рекомендую обратить внимание, чтобы набрать больше баллов.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

Хочу дать совет: лучше формулировать проблему в виде вопроса, потому что так легче  выстроить рассуждение, проверить, насколько соотносятся проблема и позиция автора. Но решение за вами, потому что оба способа формулирования проблемы (в виде утверждения (проблема + сущ. в Р.п и вопрос) правильны).

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

Замечания:

Чтобы раскрыть проблему, автор приводит два примера-иллюстрации.
Какова смысловая нагрузка этого предложения? На мой взгляд, никакая. Не стоит так вводить комментарий.
В первом он повествует о встрече с мальчиком-сиротой в пустом вокзальном буфете на станции Базарный Сызган. <...> Именно эта тоска с глазах ребёнка и поразила К. Паустовского. <...>
Благодаря всему этому, К. Паустовский по-настоящему ощутил себя русским.
Кто встретился с мальчиком сиротой? Вы явно путаете понятие "автор" и "рассказчик". Я привожу несколько примеров из вашего сочинения (это отразится на выставлении балла по критерию К12).

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно. К сожалению, не обошлось без повтора.

Авторская позиция такова: человек  с годами начинает осознавать  свою любовь к родине, со всеми её  (родины) достоинствами и недостатками, и чувство это становится для человека надёжной опорой в жизни.
Кроме того, слово "родина", заключённое с скобки, на мой взгляд, неуместно. Повторы.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки:

 Также важен для понимания проблемы и второй эпизод, где автор размышляет о том, как  пришёл к осознанию «чувства своей страны – особенной, очень дорогой и милой в каждой её мелочи».
Нельзя начинать абзац со слов "также", "ведь": это логическая ошибка.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балла

Снижение балла по К10 ведёт к снижению балла по К6.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки:

Действительно, родину, свою землю, свой народ любишь не за чо-то, а часто вопреки чему-то.  
Опечатка.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Свидетельств в этому - в мемуарах, интервью – множество.
Нарушение управления. Лучше внести коррективы в предложение. Возможный вариант исправления. Примеры мы можем найти в мемуарах...

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Автор с удивлением понимает, что тосковал мальчишка по «косой избе», по  «треснувшему окошку», по запаху пригоревшего хлеба.
Нарушение лексической сочетаемости. С удивлением можно отмечать, сказать и т.д. Но выражение "с удивлением понимает" неудачное.
«От этого было очень уверенно на душе»,- пишет автор. Это свидетельствует о том, что осознание своей любви к родине приходит к человеку постепенно и становится крепким фундаментом  в жизни.
Повторы.
Хочется верить, что после прочтения текста К. Паустовского многие прислушаются к себе, осознают в своей  душе чувство трепетной и крепкой любви ко всему, что зовётся простым словом «родина» .
Неудачное употребление местоимений.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов

Ошибки:

Именно эта тоска с глазах ребёнка и поразила К. Паустовского. <...> Автор с удивлением понимает, что тосковал мальчишка по «косой избе», по  «треснувшему окошку», по запаху пригоревшего хлеба.  

Также важен для понимания проблемы и второй эпизод, где автор размышляет о том, как  пришёл к осознанию «чувства своей страны – особенной, очень дорогой и милой в каждой её мелочи».
Несмотря на автобиографический характер текста, будет ошибкой называть рассказчика фамилией автора. Природа художественного стиля налицо.

Общие рекомендации: следует усилить работу над речевым оформлением. Постарайтесь избегать повторов, будьте осторожнее с местоимениями, не путайте понятия "автор" -- "рассказчик" -- "герой". Для этого определяйте тип текста (художественный или публицистический). Не начинайте абзац со слова "также", чтобы не терять балл по К5.  

Желаю удачи на ЕГЭ! У вас есть прекрасная возможность набрать высокие баллы на ЕГЭ.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 20

Возврат к списку