Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

О важности утешить человека

  • Текст: М. Глушко. О горечи утраты
    (1)С работы в этот раз Нина возвращалась поздно.
    (2)Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту.
    —(3)Что это вы в темноте? — спросила Нина.
    (4)Евгения Ивановна не взглянула в ее сторону.
    (5)Нина вышла, раздалась, принялась растапливать плиту и все оглядывалась на Евгению Ивановну — та сидела все так же неподвижно, изредка роняя:
    —(6)Вот беда-то...
    (7)Свое «Вот беда-то» она проговаривала так обычно и нестрашно, как проговаривают по привычке, когда никакой особенной беды нет, и Нину тревожили не слова, а эта напряженная поза и глаза, которые никуда не смотрели, хотя были открыты.
    (8)Она чистила картошку, мыла ее, ставила на плиту и все кружила, кружила словами и все думала: где и какая беда, уж не передавали ли чего по радио? (9)Что-нибудь про Сталинград или Ленинград?.. (10)И тут ей показалось, что Евгения Ивановна улыбнулась, в черном оскале блеснули металлические коронки, и задохнувшийся голос забормотал бессмыслицу:
    —(11)Вот тебе и гривенники... (12)Вот и гривенники...
    (13)Теперь Нине стало по-настоящему страшно. (14)Она выскользнула тихонько в сени, оттуда, боясь стукнуть дверью, — во двор, побежала к Ипполитовне.
    —(15)Пойдемте к нам. (16)Там тетя Женя чего-то... (17)Сидит... (18)Она вроде не в себе, помешалась. (19)Я боюсь...
    (20)Старушка пошла, держась за стенки, перехватываясь руками, Нина поддерживала ее.
    (21)Евгения Ивановна все так же сидела лицом к плите и не взглянула на них, только опять выхватила гребенку, раз-другой поскребла по голове.
    —(22)Ты чего это, в одеже — с порога окликнула Ипполитовна, а Евгения Ивановна будто и не слышала, только заелозила шершавыми ладонями по клеенке, как будто сметала крошки. (23)Припадая на ноги, Ипполитовна подошла, тяжело опустилась на стул, взяла ее за руки, потянула к себе.
    (24)Евгения Ивановна осмысленно посмотрела на неё, сдвинув брови, как будто силилась и не могла понять обращенные к ней слова.
    —(25)Сон-то, сон мой вещий — больным, переливчатым голосом выкрикивала Евгения Ивановна, — (26)Мужики мои вон... —(27)Она упала головой на стол, стала перекатываться лбом по клеенке. —(28)Мужа убили!.. (29)А Колюшка, сын — без вести...
    (30)Нина зажала рот рукой, увидела, как сразу уменьшилась, осела Ипполитовна, будто растеклась по стулу, и как некрасиво раскрылся ее запавший рот.
    (31)Ипполитовна постепенно оправлялась от испуга, приходила в себя и уже скребла маленькими пухлыми руками по спине Евгении Ивановны.
    —(32)Ты погоди, девка... (33)Сразу-то не верь. — (34)Она оглядывалась на Нину, словно ждала подмоги. (35)А Нина стояла, вся съежившись, чувствуя себя почему-то виноватой перед этим горем, и ничем помочь не могла.
    —(36)Ты погоди... (37)Похоронки-то кто пишет? (38)Писаря. (39)А они при штабах, там бумаг страсть сколько... (40)Вот и попутали. (41)Вон и Нинка скажет, она грамотная.
    (42)Нина молчала. (43)А Евгения Ивановна со стоном перекатывалась лбом по столу, гребенка выпала из ее волос, волосы рассыпались, липли к мокрым щекам. (44)Вдруг она оторвала голову от стола и замерла, вроде к чему-то прислушиваясь. (45)Пошарила в карманах ватника, вытащила бумагу, всхлипнула, подала Нине.
    (46)Нина прочитала. (47)Эта бумага была из горвоенкомата, ней значилось, что, по наведенным справкам, рядовой Завалов Николай Артамонович погиб в декабре 1941 года, а младший сержант Николай Николаевич с ноября 1941 года числится в пропавших без вести.
    (48)И опять Евгения Ивановна стала плакать, припав головой к столу.
    —(49)Ну, дак что? — и тут нашлась Ипполитовна. —(50)Нюрку Милованову знаешь? (51)Энту, с Кирпичной?.. (52)Пришел мужик домой без ноги, а через месяц на него похоронка, сам и получил... (53)Война большая, сколько людей в ней, кого и попутают...
    (54)Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, конечно, ничему этому она не верила, смотрела и слушала просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе.
    (55)А Нина думала о Луке из пьесы «На дне», про которого все говорят, что он жулик и вредный утешитель... (56)А Нина видела его доброту, ведь он один пожалел умершую Анну, за это она любила его. (57)И сейчас думала, что в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит... (58)Даже металл не выдерживает огромного одноразового удара, а если нагрузку распределять порциями, металл будет жить долго, до последней усталости... (59)А человеческая душа — не металл, она хрупка и ранима...
    (По М.В. Глушко)

28.03.2022 11:23:32
Автор: Елисеев Тимофей

Почему важно уметь утешить человека в трудную минуту? Именно эта проблема волнует М.Глушко.
Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, автор рассказывает историю из жизни героини. Евгения Ивановна получила письмо с известием о том, что её муж погиб на войне, а сын пропал без вести. Эта новость шокировала бедную женщину. Автор описывает её внешний вид, пустой, отречённый взгляд, напряжённую позу; он особенно акцентирует внимание на моменте, когда Евгения Ивановна рассказала о своём горе: "...она упала головой на стол, стала перекатываться лбом по клеёнке...". Показывая душевное состояние героини, писатель позволяет читателю осознать всю боль и внутренне опустошение человека, который потерял близких людей.
В следующем эпизоде на первый план выходит соседка Ипполитовна. Она нашла слова, чтобы утешить Евгению Ивановну: "Война большая, сколько людей в ней, кого и попутают...". Так она дала героине надежду, которая, возможно, стала для неё "последней душевной зацепкой, чтобы смирить первое горе". Читатель понимает, что в трудные минуты жизни человек больше всего нуждается в поддержке, участии и утешении. Только это может помочь ему не отчаяться и преодолеть утрату.
Приведённые примеры дополняют друг друга. Сначала автор описывает, как горе опустошает душу человека. Затем он показывает, что психологическая поддержка способна помочь ему не потерять смысл жить дальше, обрести надежду на будущее.
Ясна позиция М. Глушко: "...в жизни нельзя без утешений, иначе сломается душа..."
Я полостью согласен с автором. Участие другого человека позволяет не остаться наедине со своим несчастьем, найти выход из сложной жизненной ситуации. Хочу привести пример из романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир". Наташа Ростова, из-за своей наивности и неопытности, попытавшись сбежать вместе с Анатолем Курагиным, оказалась в жизненном тупике. Пьер Безухов, сказав героине несколько добрых слов, помог ей не отчаяться, облегчить груз вины, найти поддержку и прощение.
В заключение хочу сказать, что для того, чтобы уметь утешить человека, нужно обладать добротой, милосердием, быть способны разделить чужое горе. Люди, имеющие эти нравственные качества, – настоящая ценность нашего общества.
Количество слов - 314

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Тимофей!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена неверно.

Приведённые примеры дополняют друг друга. Сначала автор описывает, как горе опустошает душу человека. Затем он показывает, что психологическая поддержка способна помочь ему не потерять смысл жить дальше, обрести надежду на будущее.
Когда примеры дополняют друг друга, между ними можно вставить сочетание "кроме того". Попробуем сделать это для ваших примеров: горе опустошает душу человека, КРОМЕ ТОГО, психологическая поддержка помогает обрести надежду на будущее. Очевидно, что связка "кроме того" нелогична в этой конструкции: горе не может дополняться поддержкой, это разнонаправленные понятия. Я вижу причинно-следственную связь между приведенными вами примерами: горе опустошает душу человека, ПОЭТОМУ важно оказать ему психологическую поддержку, дать надежду на будущее. Можно усмотреть здесь и противопоставление: опустошенный горем человек теряет надежду, НО дружеское участие и поддержка помогают эту надежду обрести. Таким образом, Тимофей, вам следует более серьезно подойти к вопросу определения связи между примерами.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена  корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Ошибки: нет

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Речь богатая, выразительная! Молодец! Балл снижен из-за досадной ошибки в К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

быть способны разделить чужое горе
опечатка.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Наташа Ростова, из-за своей наивности и неопытности, попытавшись сбежать вместе с Анатолем Курагиным, оказалась в жизненном тупике.
Обособление не требуется.
Автор описывает её внешний вид, пустой, отречённый взгляд, напряжённую позу;
В этом месте требуется двоеточие (после слова вид), иначе получается, что в ряд однородных ставятся несопоставимые понятия.
Она нашла слова, чтобы утешить Евгению Ивановну: "Война большая, сколько людей в ней, кого и попутают...".
он особенно акцентирует внимание на моменте, когда Евгения Ивановна рассказала о своём горе: "...она упала головой на стол, стала перекатываться лбом по клеёнке...".
Если прямая речь заканчивается многоточием, точка после кавычек не ставится.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Только это может помочь ему не отчаяться и преодолеть утрату.
Несочетаемость. Правильно: пережить утрату.
Сначала автор описывает, как горе опустошает душу человека. Затем он показывает, что психологическая поддержка способна помочь ему не потерять смысл жить дальше, обрести надежду на будущее.
Некорректное употребление местоимений (ему = автору, получается).

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Тимофей, сочинение очень качественное. Нужно исправить мелкие недочеты, усилить работу над  анализом связи. Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку