Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема отношения к раненым

  • Текст: К. Паустовский. Лефортовские ночи
    (1)Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. (2)С него отправлялись эшелоны на фронт. (3)По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых.
    (4)Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны. (5)Внутри вагонов были устроены подвесные пружинные койки.
    (6)Ждать приходилось долго. (7)Мы курили около вагонов. (8)Каждый раз к нам подходили женщины в теплых платках и робко спрашивали, скоро ли будут грузить раненых. (9)Самые эти слова - "грузить раненых",- то есть втаскивать в вагоны, как мертвый груз, живых, изодранных осколками людей, были одной из нелепостей, порожденных войной.
    - (10)Ждите!- отвечали мы. (11)Женщины, вздохнув, отходили на тротуар, останавливались в тени и молча следили за тяжелой вокзальной дверью.
    (12)Женщины эти приходили к вокзалу на всякий случай - может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе.
    (13)Все мы, кондукторы, люди разных возрастов, характеров и взглядов, больше всего боялись, чтобы какая-нибудь из этих женщин не нашла при нас родного искалеченного человека.
    (14)Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. (15)Иные из женщин плакали от жалости. (16)Раненые, сдерживая стоны, успокаивали женщин доходчивыми словами. (17)Эти слова простой русский человек носит в себе про черный день и поверяет только такому же простому, своему человеку.
    (18)Раненых вносили в вагоны, и начинался томительный рейс через ночную Москву. (19)Вожатые вели вагоны медленно и осторожно.
    (20)Чаще всего мы возили раненых в главный военный госпиталь в Лефортово. (21)С тех пор воспоминание о Лефортове связано у меня с осенними холодными ночами. (22)Прошло уже много лет, а мне все чудится, что в Лефортове всегда стоит такая ночь и в ней светятся скучными рядами окна военного госпиталя. (23)Я не могу отделаться от этого впечатления потому, что с той поры я ни разу не был в Лефортове и не видел военный госпиталь и обширный плац перед ним при дневном свете.
    (24)В Лефортове мы помогали санитарам переносить тяжелораненых в палаты и бараки, разбросанные в саду вдалеке от главного корпуса. (25)Там по дну оврага шумел пахнувший хлором ручей. (26)Переносили раненых мы медленно и потому зачастую простаивали в Лефортове до рассвета.
    (27)Иногда мы возили раненых австрийцев. (28)В то время Австрию насмешливо называли "лоскутной империей", а австрийскую армию - "цыганским базаром". (29)Разноплеменная эта армия производила на первый взгляд впечатление скопища чернявых и невероятно худых людей в синих шинелях и выгоревших кепи с оловянной кокардой и насквозь пробитыми на ней буквами "Ф" и "И". (30)Это были инициалы впавшего в детство австрийского императора Франца-Иосифа.
    (31)Мы расспрашивали пленных и удивлялись: кого только не было в этой армии! (32)Там были чехи, немцы, итальянцы, тирольцы, поляки, босняки, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, цыгане, герцеговинцы, гуцулы и словаки... (33)О существовании некоторых из этих народов я и не подозревал, хотя окончил гимназию с пятеркой по географии.
    (34)Однажды вместе с нашими ранеными ко мне в вагон внесли длинного, как жердь, австрийца в серых обмотках. (35)Он был ранен в горло и лежал, хрипя и поводя желтыми глазами. (36)Когда я проходил мимо, он пошевелил смуглой рукой. (37)Я думал, что он просит пить, нагнулся к его небритому, обтянутому пересохшей кожей лицу и услышал клекочущий шепот. (38)Мне показалось, что австриец говорит по-русски, и я даже отшатнулся. (39)Тогда я с трудом повторил:
    - (40)Есмь славянин! (41)Полоненный у велика-велика битва... брат мой.
    (42)Он закрыл глаза. (43)Очевидно, он вкладывал в эти слова очень важный для него и непонятный мне смысл. (44)Очевидно, он долго ждал случая, чтобы сказать эти слова. (45)Потом я долго раздумывал над тем, что хотел сказать этот умирающий человек с запекшимся от крови бинтом на горле. (46)Почему он не пожаловался, не попросил пить, не вытащил из-за пазухи за стальную цепочку полковой значок с адресом родных, как это делали все раненые австрийцы? (47)Очевидно, он хотел сказать, что сила ломит и солому и не его вина, что он поднял оружие против братьев. (48)Эта мысль соединилась в горячечном его сознании с памятью о кровавом сражении, куда он попал по воле "швабов" прямо из своей деревни. (49)Из той деревни, где растут вековые ореховые деревья, бросая широкую тень, и по праздникам пляшет на базаре под шарманку ручной динарский медведь.

    (По К. Г. Паустовскому*)
    * Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.
12.03.2022 19:24:34
Автор: Альбина Насырова

В предложенном для анализа тексте К. Г. Паустовский ставит проблему: как относились во время войны к раненым?
Раскрывая подлинный смысл проблемы, автор пишет о людях, которые каждую ночь в санитарных вагонах  перевозили от вокзала до госпиталя раненых.  В начале текста писатель рассказывает, что каждую ночь женщины приходили к вокзалу в надежде узнать что-нибудь о судьбе родного человека, а когда раненых выносили из здания вокзала, «совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос». Читатель понимает, что такая забота могла помочь больным хотя бы на короткий срок забыть о своей боли. А вожатые вели санитарные вагоны с ранеными  «медленно и осторожно», и в госпитале больных переносили в палаты не торопясь, аккуратно. Этим автор показывает, что во время войны люди старались оказать раненым посильную помощь, чтобы как-то облегчить их страдания.
В качестве второго примера, раскрывающего поставленную проблему,  Г.К. Паустовский пишет, что среди раненых были солдаты и австрийской армии, в состав которой входило много народов. Нам становится  понятно, что бойцы разных армий находились в равных условиях. Показателен эпизод, когда рассказчик наклонился к одному из австрийцев, думая, что  тот хочет пить, и внимательно прислушивался к его шепоту.  Писатель подчеркивает: во время войны раненых не разделяли на «своих» и «чужих» и оказывали медицинскую помощь всем одинаково.
Приведенные примеры дополняют друг друга и показывают, что отношение к раненым в годы войны было не только заботливым и участливым, но и одинаковым для бойцов разных армий.
Позиция автора однозначна и выражена довольно четко. Г.К. Паустовский убежден: во время войны ко всем раненым относились с состраданием независимо от принадлежности к армии.
Я согласна с мнением автора. Действительно, на войне необходимо было помогать всем раненым, облегчать  их страдания, как физические, так и душевные, а также относиться к каждому больному с достоинством, не обращая внимания на отношение к армии. История знает много примеров, когда даже простые люди спасали от гибели вражеских солдат, залечивали их раны, потому что понимали, что  бойцы лишь  выполняли приказы командира. И такое благородство по отношению к раненым придавало силы больным, дарило им веру в добрых людей. Очень хочется, чтобы люди относились ко всем с уважением и состраданием!
Количество слов - 337

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Альбина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

В предложенном для анализа тексте К. Г. Паустовский ставит проблему: как относились во время войны к раненым?
Лучше выбрать другой способ формулировки проблемы. Например:

В предложенном для анализа тексте К. Г. Паустовский ставит проблему отношения к раненым во время войны.

Как относились к раненным во время войны? Об этом заставляет задуматься текст К.Г. Паустовского.

Кроме того, хочется отметить, что вы сузили проблему: текст К.Г. Паустовского гораздо глубже.

Комментарий + 2 балла

Пример 1 (отношение к раненным),   в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (эпизод с раненым австрийцем) указан, пояснен, но он плохо соотносится с обозначенной проблемой. Читайте внимательно текст (пр. 34--49).

Я бы сказала, что он искусственно "привязан", поэтому не может быть засчитан.

Взаимосвязь между примерами и анализ связи не могут быть засчитаны, так как нет второго примера.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

Позиция автора однозначна и выражена довольно четко. Г.К. Паустовский убежден: во время войны ко всем раненым относились с состраданием независимо от принадлежности к армии.
Хочется дать вам совет. Вы знаете о том, что, как правило, в художественных текстах, позиция автора не выражается прямо, поэтому не совсем корректно звучит мысль в "подводке" к авторской позиции.  Далеко не всегда ПА однозначна и чётко выражена.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, но обоснование тезиса выглядит неубедительно. Много общих слов, мало конкретики. Балл будет выставлен, но хочу предостеречь вас: на экзамене вы можете потерять балл, если будете так неконкретно обосновывать собственную позицию.

Я согласна с мнением автора. Действительно, на войне необходимо было помогать всем раненым, облегчать  их страдания, как физические, так и душевные, а также относиться к каждому больному с достоинством, не обращая внимания на отношение к армии. История знает много примеров, когда даже простые люди спасали от гибели вражеских солдат, залечивали их раны, потому что понимали, что  бойцы лишь  выполняли приказы командира. И такое благородство по отношению к раненым придавало силы больным, дарило им веру в добрых людей. Очень хочется, чтобы люди относились ко всем с уважением и состраданием!
История знает много примеров... Вот и привели бы какой-нибудь пример.
 
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

Действительно, на войне необходимо было помогать всем раненым, облегчать  их страдания, как физические, так и душевные, а также относиться к каждому больному с достоинством, не обращая внимания на отношение к армии.
Разве только на войне нужно помогать раненым? Глагол "было" говорит о том, что раньше нужно было помогать раненым. А сейчас помощь раненым не нужна?
А вожатые вели санитарные вагоны с ранеными  «медленно и осторожно», и в госпитале больных переносили в палаты не торопясь, аккуратно.
Противопоставление употреблено неуместно.
Очень хочется, чтобы люди относились ко всем с уважением и состраданием!
Это последнее предложение сочинения, которое, на мой взгляд, должно быть вынесено в новый абзац, чтобы получилось полноценное заключение.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки:

Раскрывая подлинный смысл проблемы, автор пишет о людях, которые каждую ночь в санитарных вагонах  перевозили от вокзала до госпиталя раненых.
Неудачная формулировка. Значит, есть и неподлинный смысл проблемы?
Позиция автора однозначна и выражена довольно четко. Г.К. Паустовский убежден: во время войны ко всем раненым относились с состраданием независимо от принадлежности к армии.
Неудачный порядок слов.
Действительно, на войне необходимо было помогать всем раненым, облегчать  их страдания, как физические, так и душевные, а также относиться к каждому больному с достоинством, не обращая внимания на отношение к армии.
Неудачная сочетаемость, двусмысленность, тавтология.
Слово "отношение", видимо,  употреблено в значении "причастность к чему-л., связь с кем-, чем-л.; касательство", но вы так неточно выразили мысль, что возникает двусмысленность (другое значение слова "отношение" -   тот или иной характер поведения, обращения кого-л. с кем-, чем-л.).

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

В начале текста писатель рассказывает, что каждую ночь женщины приходили к вокзалу в надежде узнать что-нибудь о судьбе родного человека, а когда раненых выносили из здания вокзала, «совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос».
Ошибка в построении сложноподчинённого предложения. Рассказывает (о чём?) о том, что...
Показателен эпизод, когда рассказчик наклонился к одному из австрийцев, думая, что  тот хочет пить, и внимательно прислушивался к его шепоту.
Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм (наклонился (что сделал?), прислушивался (что делал?)).

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

В качестве второго примера, раскрывающего поставленную проблему,  Г.К. Паустовский пишет...
Нарушение лексической сочетаемости. Возможный вариант сочетаемости: в качестве примера автор приводит эпизод и т.д.
Действительно, на войне необходимо было помогать всем раненым, облегчать  их страдания, как физические, так и душевные, а также относиться к каждому больному с достоинством, не обращая внимания на отношение к армии.
Нарушение сочетаемости. Повтор (тавтология): относиться -- отношение.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, точностью выражения мысли, речевым оформлением.

Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку