Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Люди перестали писать письма

  • Текст: В. Солоухин. Видно, уж прошло то время
    (1)Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые философские трактаты. (2)Устоишь ли теперь от соблазна, сев за неудобный для писания гостиничный столик, не коситься глазом на телефон, не потянуться к нему рукой, не набрать нужный номер? (3)Поговорив по телефону, отведя душу, смешно садиться за письма.
    (4)Кстати, о гостиничных столиках. (5)Не приходилось ли вам замечать, что в старых гостиницах (я не говорю, что они лучше новых во всех других отношениях) едва ли не главным предметом в номере являлся письменный стол? (6)Даже и зеленое сукно, даже и чернильный прибор на столе. (7)Так и видишь, что человек оглядится с дороги, разложит вещи, умоется, сядет к столу, чтобы написать письмо либо записать для себя кое-какие мыслишки. (8)Устроители гостиниц исходили из того, что каждому постояльцу нужно посидеть за письменным столом, что ему свойственно за ним сидеть и что без хорошего стола человеку обойтись трудно.
    (9)Исчезновение чернильных приборов понятно и оправдано. (10)Предполагается, что у каждого человека теперь имеется автоматическое перо. (11)Со временем и сами письменные столы становились все меньше и неприметнее, они превратились вот именно в столики, они отмирают, как у животного вида атрофируется какой-нибудь орган, в котором животное перестало нуждаться. (12)Недавно в одном большом европейском городе, в гостинице, оборудованной по последнему слову техники и моды нашего века, в совершенно модерной, многоэтажной полустеклянной гостинице я огляделся в отведенном мне, кстати сказать, недешевом номере и вовсе не обнаружил никакого стола. (13)Откидывается от стенки полочка с зеркалом и ящичком явно для дамских туалетных принадлежностей: пудры, кремов, ресничной туши и прочих вещей. (14)Стола же нет как нет. (15)Так и видишь, что люди оглядятся с дороги, разберут вещи и… устроители гостиницы исходили, видимо, из того, что самой нужной, самой привлекательной принадлежностью номера должна быть, увы, кровать.
    (16)Да и выберешь ли в современном городе время, чтобы сесть в раздумчивости и некоторое время никуда не спешить, не суетиться душой и посидеть не на краешке стула, а спокойно, основательно, отключившись от всеобщей, все более завихряющейся, все более убыстряющейся суеты?
    (17)Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей. (18)Но произошел удивительный парадокс. (19)Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? (20)Да боже мой! (21)У каждого, кто жил тогда в относительном достатке (а мы все живем теперь в относительном достатке), времени было во много раз больше, хотя каждый тратил тогда на дорогу из города в город неделю, а то и месяц, вместо наших двух-трех часов.
    (22)Говорят, не хватало времени Микеланджело или Бальзаку. (23)Но ведь им потому его и не хватало, что в сутках только двадцать четыре часа, а в жизни всего лишь шестьдесят или семьдесят лет. (24)Мы же, дай нам волю, просуетимся и сорок восемь часов в одни сутки, будем порхать как заведенные из города в город, с материка на материк, и все не выберем часу, чтобы успокоиться и сделать что-нибудь неторопливое, основательное, в духе нормальной человеческой натуры.
    (25)Техника сделала могущественными каждое государство в целом и человечество в целом. (26)Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового? (27)Могуч был библейский Моисей, выведший свой народ из чужой земли, могуча была Жанна д'Арк из города Орлеана, могучи были Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир, Бетховен и Петефи, Лермонтов и Толстой. (28)Да мало ли… (29)Открыватели новых земель, первые полярные путешественники, великие ваятели, живописцы и поэты, гиганты мысли и духа, подвижники идеи. (30)Можем ли мы сказать, что весь наш технический прогресс сделал человека более могучим именно с этой единственно правильной точки зрения? (31)Конечно, мощные орудия и приспособления… (32)Но ведь и духовное ничтожество, трусишка может дернуть за нужный рычажок или нажать нужную кнопку. (33)Пожалуй, трусишка-то и дернет в первую очередь.
    В.А. Солоухин.
06.03.2022 17:43:01
Автор: Юлия Моисеева

Передо мной небольшой, но глубокий по содержанию отрывок из произведения русского советского писателя В. А. Солоухина, в котором автор рассуждает над проблемой того, что люди в современном мире перестали писать письма.

Вовлекая читателя в совместное размышление об этой проблеме, писатель с сожалением рассуждает о том, что сейчас люди практически перестали писать. В подтверждение своим словам автор сравнивает отношение людей к письмам в прошлом и в настоящем. Так В. А. Солоухин вспоминает, что раньше едва ли не самым главным предметом в гостиничном номере являлся письменный стол, в то время как сейчас его и вовсе может не быть. Таким сопоставлением автор с сожалением даёт читателю понять, что в современном мире люди практически перестали писать письма.

Усиливая интерес читателя к поднятой проблеме, В. А. Солоухин продолжает свое рассуждение мыслями о том, что сейчас людям сейчас некогда, да и нечем писать письма, ведь все можно рассказать по телефону. Большинство не желает тратить время на долгий процесс написания письма, ведь они поглощены «всеобщей, все более завихряющейся, все более убыстряющейся суетой». Таким образом автор с искренней печалью подтверждает, что в современном мире утрачена традиция написания писем.

Между сравнением отношения людей к письмам в прошлом и настоящем и рассуждением об отсутствии времени для письма в современном мире очень тесная связь. Если бы не поглощающая суета, которая отнимает у нас все время, возможно традиция написания писем никуда бы и не исчезла и в новых гостиницах все также остались бы письменные столы. Благодаря причинно-следственной связи между примерами-иллюстрациями автору хорошо удается показать свое отношение к проблеме.

Позиция автора предельно ясна и однозначна. В. А. Солоухин искренне убежден, что утрата традиций письменного общения приводит к тому, что люди все меньше времени уделяют неторопливым размышлениям, а это негативно сказывается на духовном развитии человека.

Эта точка зрения близка и мне. Безусловно, письма являлись и являются важной частью жизней людей, и утрата традиций их написания - это большая потеря для человечества. Так, например, в годы Великой Отечественной войны письма играли очень важную роль, как точка опоры и поддержки в такое трудное время.

Работа над сочинением по тексту В. А. Солоухина помогла мне осознать, что утрата традиций письменного общения может негативно сказываться на современном обществе. Хотелось бы, чтобы каждый также это понимал и уделял хотя бы немного времени письмам.
Количество слов - 364

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Юлия! Вы пытаетесь сделать работу с композиционно соразмерными частями, знаете структуру этого вида задания. Это является достоинством Вашего сочинения.
В рецензии укажу на недостатки, на которые стоит обратить внимание.  

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

проблемой того, что люди в современном мире перестали писать письма.
ПА (позиция автора) и проблема должны составлять вопросно- ответное единство. У Вас этого нет (- по К5, нарушение логики)
В. А. Солоухин искренне убежден, что утрата традиций письменного общения приводит к тому, что люди все меньше времени уделяют неторопливым размышлениям, а это негативно сказывается на духовном развитии человека.
Если задать вопрос к сформулированной Вами ПА, проблема может звучать так:

К чему приводит утрата традиций письменного общения между людьми?

K2 - Комментарий + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен, но пояснение 2 повторяет пояснение 1. Взаимосвязь между примерами определена неверно, проанализирована формально (хорошо удается показать отношение к проблеме.)

Если бы не поглощающая суета, которая отнимает у нас все время, возможно традиция написания писем никуда бы и не исчезла и в новых гостиницах все также остались бы письменные столы. Благодаря причинно-следственной связи между примерами-иллюстрациями автору хорошо удается показать свое отношение к проблеме.
Это Ваши предположения, Юлия!
Автор ничего подобного не говорит и не приходит к подобному умозаключению (выделила красным).
Кроме того, Вы перепутали причину и следствие: люди перестали создавать письма, ПОТОМУ ЧТО...

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0 баллов

Ошибки:

Таким сопоставлением автор с сожалением даёт читателю понять, что в современном мире люди практически перестали писать письма.
В пояснении1 в ТРЕТИЙ раз повторяете одну и ту же фразу.
Отсутствие  стола в гостиничном номере говорит о том, что людям не нужен этот предмет, а не о том, что писем не создают. Логический провал.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки:

В. А. Солоухин искренне убежден, что утрата традиций письменного общения приводит к тому, что люди все меньше времени уделяют неторопливым размышлениям
Использование однотипных конструкций

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0 баллов
Ошибки:

раньше едва ли не самым главным предметом в гостиничном номере являлся письменный стол, в то время как сейчас его и вовсе может не быть.
Цитата- нужны кавычки
Таким образом ЗПТ автор с искренней печалью подтверждает
вводная конструкция
возможно ЗПТ традиция написания писем никуда бы и не исчезла
Вводное слово
Безусловно, письма являлись и являются важной частью жизней людей, ЛИШНЯЯ ЗПТ и утрата традиций их написания - это большая потеря для человечества.
Предложения с общим вводным словом: уверенность в том, что письма-важной частью жизни и в том, что утрата традиций их написания-потеря.
письма играли очень важную роль, ЛИШНЯЯ ЗПТ как точка опоры и поддержки
как= в качестве

K9 - Соблюдение грамматических норм : 0 баллов

рассуждает над проблемой
рассуждает О
Большинство не желает тратить время на долгий процесс написания письма, ведь они поглощены «всеобщей, все более завихряющейся, все более убыстряющейся суетой».
ОНИ-кто? Большинство?
утрата традиций письменного общения (Кого с кем? Пропуск слов) приводит к тому
являются важной частью жизней людей
В данном случае используется ТОЛЬКО в ед.ч.
точка опоры и поддержки
Опора для кого? Поддержка кому?
Неверное построение предложения с однородными членами

K10 - Соблюдение речевых норм: 0 баллов

Ошибки:

Передо мной небольшой, но глубокий по содержанию отрывок из произведения (Откуда отрывок, из какого произведения?) русского советского (эти определения принципиально для понимания текста?) писателя В. А. Солоухина, в котором (писателе, отрывке или произведении?) автор (Солоухин или кто-то другой?) рассуждает над проблемой того, что люди в современном мире перестали писать письма (формулировка некорректна).
Фрагмент, который стилистически чужеродно смотрится в тексте сочинения. Уберите "воду"- станет содержание яснее. Начните сразу с постановки проблемы вопросом: Ваша формулировка размыта.
Юлия, нужно упростить фразу. Проблема- это вопрос. Вы не задали его.
В первом же предложении употребили и АВТОР, и ПИСАТЕЛЬ, и СОЛОУХИН. А дальше как Вы будет повторов избегать?
Никак. Повторы пошли:

Вовлекая читателя в совместное размышление об этой проблеме, писатель с сожалением рассуждает о том, что сейчас люди практически перестали писать. В подтверждение своим словам автор сравнивает отношение людей к письмам в прошлом и в настоящем. Так В. А. Солоухин вспоминает, что раньше едва ли не самым главным предметом в гостиничном номере являлся письменный стол, в то время как сейчас его и вовсе может не быть.
с сожалением рассуждает
как это?

Большинство не желает тратить время на долгий процесс написания письма, ведь они поглощены «всеобщей, все более завихряющейся, все более убыстряющейся суетой». Таким образом автор с искренней печалью подтверждает, что в современном мире утрачена традиция написания писем.

Между сравнением отношения людей к письмам в прошлом и настоящем и рассуждением об отсутствии времени для письма в современном мире очень тесная связь. Если бы не поглощающая суета, которая отнимает у нас (кого Вы имеете в виду?) все время, возможно традиция написания писем никуда бы и не исчезла и в новых гостиницах все также остались бы письменные столы.
Повторы
Между сравнением отношения людей к письмам в прошлом и настоящем и рассуждением об отсутствии времени для письма в современном мире очень тесная связь.
Нарушени стиля
Что Вы хотели сказать? Произнесите вслух и убедитесь, что прозвучит гораздо лучше. Пока выглядит как компьютерный перевод с иностранного языка.
В. А. Солоухин искренне убежден, что утрата традиций письменного общения приводит к тому, что люди все меньше времени уделяют неторопливым размышлениям, а это негативно сказывается на духовном развитии человека.
ЭТО- что именно? Вы приводите два тезиса.
письма играли очень важную роль, как точка опоры и поддержки
Лексическая несочетаемость
Письма были опорой и поддержкой

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале : 0 баллов

Ошибки:

да и нечем писать письма, ведь все можно рассказать по телефону.
Что значит "нечем писать"?
Разве телефон упоминается в связи с созданием писем?  

(17)Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей. (18)Но произошел удивительный парадокс.

Общие рекомендации: следует усилить работу над определением логики развития авторской мысли. Попробуйте не повторять одни и те же предложения. Проработайте грамматические, речевые и пунктуационные ошибки.

Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 11

Возврат к списку