Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как поступает человек в тяжёлой жизненной ситуации?

  • Текст: В. Корчагин. О страхе и предательстве
    (1)Утро следующего дня было холодным и пасмурным. (2)Услышав голос Андрея Ивановича, Наташа, как всегда, попыталась встать с постели, но едва она приподнялась, как голова ее закружилась, и она снова неловко опустилась на землю. (3)Все тело у нее болело. (4)Сильная тошнота подступала к горлу.
    (5)Наташа стиснула зубы:
    «Только бы встать! Только бы подняться на ноги!» — мысленно твердила она, проклиная свою слабость. (6)Она слышала, как легко и быстро поднялся Валерий. (7)Он даже насвистывал что-то. (8)Почему же у нее так кружится голова?
    (9)Она снова попыталась встать и снова бессильно опустилась на землю. (10)К ней подошел Андрей Иванович.
    —(11)Что, Наточка, тяжело?
    (12)Он сел возле нее.
    (13)Наташа подняла глаза и увидела его худое потемневшее лицо и большие, лихорадочно блестевшие глаза. (14)Видно было, что и он еле поднялся.
    (15)Наташа сделала над собой усилие и села, прислонившись спиной к влажному стволу дерева.
    (16)Ничего, Андрей Иванович. (17)Я еще могу идти…
    —(18)Надо идти, Наташенька. —(19)Он помог ей подняться. — (20)Еще немного. (21)А сегодня… (22)Сегодня мы немного увеличим нашу утреннюю норму.
    (23)Он отыскал глазами Валерия.
    —(23)Валерий! В твой рюкзак я положил шоколад. (24)Вынь-ка одну плитку. (25)Все мы очень ослабли…
    —(26)Что вы, Андрей Иванович! (27)Шоколад надо оставить на конец пути, — ответил Валерий не оборачиваясь.
    —(28)Мы очень ослабли, — повторил Андрей Иванович, — а конец уже недалеко. (29)Одну плитку давайте разделим сейчас.
    —(30)Андрей Иванович! — Валерий решительно застегнул рюкзак. — (31)Вы же мужчина! (32)Стыдитесь! (33)Впереди еще столько дней пути, а вы предлагаете уничтожить наш неприкосновенный запас. (34)Я мальчишка и то…
    (35)Геолог побледнел.
    —(36)Хорошо, — сказал он с расстановкой, — я могу идти без шоколада. (37)Но Наташе он необходим сейчас. (38)Она еле поднялась с постели.
    (39)Наташа хотела возразить, но Валерий опередил ее: — (40)Ах, вот как! (41)Это другое дело. (42)Что ж… (43)«Я отдаю Наташе свой сегодняшний завтрак», —сказал он вызывающим тоном. — (44)Но шоколад останется неприкосновенным!
    (45)Валерий быстро вскинул рюкзак на плечи и, не оглядываясь, зашагал вдоль реки. (46)С минуту Андрей Иванович смотрел ему вслед, и вдруг страшное подозрение обожгло его мозг.
    —(47)Стой!! — закричал он.
    (48)Валерий остановился. Геолог подошел к нему.
    —(49)Снимай рюкзак!
    (50)Валерий отступил на шаг, и вдруг лицо его задергалось.
    —(51)Что?.. Что вы думаете?..
    (52)Андрей Иванович взялся за его рюкзак.
    —(53)Не дам! — рванулся Валерий.
    —(54)Приказываю! — раздельно и властно потребовал геолог.
    (55)Лицо его сделалось страшным. (56)Правая рука сжалась в кулак. (57)Валерий дрожащими руками снял рюкзак. (58)Андрей Иванович быстро расстегнул его и вдруг почувствовал, что земля уходит у него из-под ног: в рюкзаке лежала смятая хвоя пихты. (59)Медленно поднял он глаза на Валерия и словно впервые увидел его красивое надменное лицо, прищуренные веки и наглый бегающий взгляд.
    —(60)Ну что? (61)Что смотрите! (62)Может, и мораль начнете еще читать? (63)А мне наплевать на вас! (64)Я жить хочу! — голос Валерия перешел на крик. —(65)Я моложе вас! (66)Я имею больше прав на жизнь! (67)Я… —(68)И вдруг голос его осекся. (69)Прямо перед собой он увидел ввалившиеся, полные муки глаза Наташи.
    —(70)А-а-а! — взвыл он и бросился на землю.
    (71)Ни слова не говоря, Андрей Иванович медленно подошел к костру, тщательно разломил на три равные части сухарь и к каждому кусочку положил по крошечной дольке сахару. (72)После этого он направился к реке, чтобы набрать в котелок воды.
    (73)Наташа словно оцепенела. (74)Все происшедшее было настолько невероятным, что казалось каким-то чудовищным недоразумением, которое следовало сейчас же, немедленно разрешить. (75)Валерий не мог этого сделать! (76)Несмотря на все, что она узнала о нем за последнее время, он не мог так низко пасть — обворовать ее, слабую девушку, своего школьного товарища, и пожилого мужчину, делавшего все возможное для их спасения. (77)Разве мог это сделать человек, который так много и с таким чувством говорил о любви, о красоте, о дружбе, который так любил музыку, который писал стихи, который…
    (78)Но этого человека уже не было. (79)Перед ней лежало на земле и скулило, как побитая собака, какое-то жалкое мерзкое существо, которое стыдно было даже сравнивать с человеком.
    (В.Корчагин)
28.02.2022 16:49:45
Автор: Андрей Минин

    Как поступает человек в тяжёлой жизненной ситуации? Над этим вопросом размышляет В. Корчагин в предложенном для анализа тексте.
    Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме автор пишет о Андрее Ивановиче, который пытался помочь всеми силами Наташе, хотя сам был не в лучшем состоянии, “худое потемневшее лицо и большие, лихорадочно блестевшие глаза”. Так как Наташа сильно ослабла он хотел отдать ей свою часть шоколада, чтобы ей стало лучше. Этот пример показывает, что, находясь в сложной жизненной ситуации человек способен на самопожертвование.
    Однако далее писатель показывает поведение Валерия, который съел запасы шоколада, говоря, “мне наплевать на вас”, “Я жить хочу”, “Я моложе вас”. Этот пример демонстрирует, что человек может пойти на предательство, находясь в тяжёлой жизненной ситуации.
    Оба примера-иллюстрации противопоставлены друг другу и показывают, что человек находясь в тяжёлой жизненной ситуации может совершить предательство, но также способен на самопожертвование.
    Позиция автора понятна, В. Корчагин считает, что люди находясь в тяжёлом положении могут совершать как добрые, так и злые поступки.
    Я согласен с позицией автора и тоже считаю, что поведение людей в трудные минуты жизни непредсказуемо. Так в произведении В. Короленко “Дети подземелья” нам показывают двух детей Валька и Марусю. Когда Маруся была голодна, Валёк решает украсть булку хлеба у еврейки Суры на базаре. Этот пример показывает, что в тяжёлой жизненной ситуации человек может совершить преступление.
    Прочитав текст В. Корчагина, я понял, что поведение человека в тяжёлые минуты жизни может быть разным.
Количество слов - 233

Рецензент: Вера Легоцкая

Здравствуйте, Андрей!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 (поведение Андрея Ивановича) в сочинении указан, пояснен. Однако обращаю Ваше внимание, что Вы не пояснили, кто такой Андрей Иванович, при каких обстоятельствах он сделал свой выбор, что значит "пытался помочь всеми силами Наташе, хотя сам был не в лучшем состоянии".  Вы не пишете о том, что произошло, почему герой поступает таким образом и что он делает (или не делает). Читая комментарий, эксперт должен понимать, что именно Вы хотите сказать, недосказанность в комментарии неуместна.

Пример 2 (поведение Валерия) указан, пояснен. И снова непонятно, кто такой Валерий, почему он оказался в ситуации выбора, что именно он сделал?

Взаимосвязь между примерами определена верно, но не проанализирована, по сути Вы повторяете пояснение к примерам.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена  вполне корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Работа  в целом характеризуется смысловой цельностью и речевой связностью.

Ошибки:

Этот пример показывает, что, находясь в сложной жизненной ситуации человек способен на самопожертвование.
Данное пояснение к первому примеру не следует из примера, это нарушение причинно-следственной связи. Может быть, Вы не вполне понимаете лексическое значение слова САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ, тогда можно объяснить ошибку подменой понятий. В любом случае, нужно подробнее писать пример-иллюстрацию.

Этот пример демонстрирует, что человек может пойти на предательство, находясь в тяжёлой жизненной ситуации.
Та же ошибка: неясно, что вы называете предательством. То, что Валерий съел шоколад? Пример не дает основания для такого вывода.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

В работа есть нарушения точности выражения мысли, наблюдается однообразие грамматического строя.

Ошибки: повторы "в тяжёлой жизненной ситуации", "в тяжёлые минуты жизни", "находясь в тяжёлом положении". Общие фразы: "пытался помочь всеми силами",  "люди находясь в тяжёлом положении могут совершать как добрые, так и злые поступки".

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Ошибки:

человек находясь в тяжёлой жизненной ситуации может совершить предательство, но также способен на самопожертвование.
Так же в данном случае раздельно, потому что человек способен на самопожертвование ТАК ЖЕ, КАК И  на предательство.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + о баллов

Ошибки:

Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме автор пишет о Андрее Ивановиче,

Необходима запятая после придаточного предложения.

хотя сам был не в лучшем состоянии, “худое потемневшее лицо и большие, лихорадочно блестевшие глаза”
Последняя главная часть сложного предложения с разным видами связи поясняет вторую главную часть (между ними  бессоюзная связь), поэтому вместо запятой следует поставить двоеточие.

Так как Наташа сильно ослабла он хотел отдать ей свою часть шоколада, чтобы ей стало лучше.
Придаточное (первое) и главное (второе) следует разделить запятой.

Этот пример показывает, что, находясь в сложной жизненной ситуации человек способен на самопожертвование.
Следует обособить деепричастный оборот, Вы не закрыли его запятой.

Оба примера-иллюстрации противопоставлены друг другу и показывают, что человек находясь в тяжёлой жизненной ситуации может совершить предательство, но также способен на самопожертвование.
Деепричастный оборот не обособлен.

В. Корчагин считает, что люди находясь в тяжёлом положении могут совершать как добрые, так и злые поступки.
Деепричастный оборот не обособлен.

Так в произведении В. Короленко “Дети подземелья” нам показывают двух детей Валька и Марусю.
нет запятой при вводном слове, тире при приложении, стоящем в конце предложения.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

пишет о Андрее Ивановиче
Следует употребить предлог ОБ, так как после него следует слово, начинающееся с буквы, обозначающей гласный звук.

Однако далее писатель показывает поведение Валерия, который съел запасы шоколада, говоря, “мне наплевать на вас”, “Я жить хочу”, “Я моложе вас”.
Неверное оформление косвенной речи.
Когда Маруся была голодна, Валёк решает украсть булку хлеба у еврейки Суры на базаре.
Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм. Верно: когда Маруся была голодна, Валек решил украсть булку хлеба.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла

Ошибки:

Так как Наташа сильно ослабла
Употребление наречия СИЛЬНО в значении "ОЧЕНЬ"-речевая ошибка -просторечие.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: о баллов

Ошибки:

Так в произведении В. Короленко “Дети подземелья” нам показывают двух детей Валька и Марусю.
Правильно: Валека

Общие рекомендации: следует серьезно повторить все темы по пунктуации, особенно "Знаки препинания в сложном предложении", "Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом", подробнее писать комментарий, избегать общих фраз, совершенствовать речевое оформление.

Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 14

Возврат к списку