ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

В чем заключается сила человеческой мысли?

  • Текст: Л. Толстой. О способности мыслить
    (1)Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. (2)Избавиться можно только усилиями мысли. (3)Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. (4)Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.
    (5)Хотя и не мысль открыла нам то, что надо любить, - мысль не могла открыть нам этого, - но мысль важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви. (6)Вот это-то усилие мысли против того, что мешает любви, это-то усилие мысли важнее, нужнее и дороже всего.
    (7)Если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. (8)А если бы он не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно. (9)И потому нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить.
    (10)Люди говорят о нравственном и религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях человека. (11)В действительности же есть только один руководитель - совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. (12)Голос этот несомненно решает для каждого человека, что ему должно и чего не должно делать. (13)И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком усилием мысли.
    (14)Если бы человек не знал, что глаза могут видеть, и никогда не раскрывал бы их, он был бы очень жалок. (15)Так же, и еще более, жалок человек, если он не понимает, что ему дана сила мысли для того, чтобы спокойно переносить всякие беды. (16)Если человек разумен, то ему легко будет переносить всякие беды: первое, потому что разум скажет ему, что всякие беды проходят и часто превращаются в доброе, а второе то, что для разумного человека всякая беда на пользу. (17)А между тем люди, вместо того, чтобы смотреть прямо в глаза беде, стараются увернуться от нее.
    (18)Не лучше ли радоваться тому, что бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли, и благодарить его за то, что он подчинил нашу душу только тому, что в нашей власти - нашему разуму. (19)Он ведь не подчинил нашей души ни родителям нашим, ни братьям, ни богатству, ни телу нашему, ни смерти. (20)Он, по благости своей, подчинил ее одному тому, что от нас зависит, - нашим мыслям.
    (21)Вот эти-то мысли и чистоту их и должны мы для нашего блага блюсти всеми силами.
    (22)Когда мы узнаем новую мысль и признаем ее верною, нам кажется, что мы уже давно знали ее и теперь только вспомнили то, что знали. (23)Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. (24)Только не заглушай ее ложью, и рано или поздно она откроется тебе.
    (25)Часто бывает, что придет мысль, которая кажется и верной и вместе странной, и боишься поверить ей. (26)Но потом, если хорошенько подумаешь, то видишь, что та мысль, которая казалась странной, - самая простая истина, такая, что, если раз узнал, в нее уже нельзя перестать верить.
    (27)Всякая великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. (28)Первая ступень: "Это так нелепо, что не стоит и обсуждать". (29)Вторая ступень: "Это безнравственно и противно религии". (30)Третья ступень: "Ах! это так всем известно, что не стоит и говорить про это".
    (31)Хорошо было бы, если бы мудрость могла переливаться из того человека, в котором ее много, в того, в ком ее мало, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока в обоих будет равно. (32)Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.

    (По Л.Н. Толстому)
25.02.2022 21:43:16
Автор: Даша Мухаева

В чем заключается сила человеческой мысли? Над этим вопросом размышляет Л.Н.Толстой в предложенном для анализа тексте.
Автор считает, что «нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить», так как «если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. А если он не понимал зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо, а что дурно». Этот пример показывает, что благодаря мышлению, каждый может анализировать свой опыт, выносить уроки, переосмысливать свои ценности.
Далее писатель подчеркивает, что «хорошо было бы, если бы мудрость могла переливаться из того человека, в котором ее много, в того, в ком ее мало». Но автор уточняет, что человек должен работать над самим собой. Этим примером Толстой показывает, что прежде чем делиться своей мудростью, нужно самому набраться жизненного опыта.
Эти примеры, дополняя друг друга, показывают, что положительные человеческие качества приобретаются с помощью разбора отдельных ситуаций.
Позиция автора понятна. Толстой уверен, что работая над собой, человеку возможно достичь истины.
Я согласна с позицией автора и считаю, что путь, который должен пройти каждый человек, не будет лёгким, ведь у каждого есть свои отрицательные черты характера, которые могут повлиять на человека в целом. Поэтому мы должны стараться измениться в лучшую сторону. Можно вспомнить произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». На примере Родиона Раскольникова можно увидеть, как сила мысли способна изменить человека. Оступившись, главный герой испытывает смешанные чувства. Однако он приходит к раскаянию, а также пересматривает свои взгляды на жизнь.
Прочитав текст Л.Н.Толстого, можно сделать вывод, что сила мысли может изменить каждого человека, нужно лишь направить себя на правильное мышление.

Количество слов - 259

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Даша!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

У меня создаётся впечатление, что вы очень плохо читали текст.

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример прописан плохо, скупо, не очень внятно, но я его зачту.

Пример 2 указан, но он не коррелирует с заявленной проблемой (перечитайте ещё раз внимательно формулировку проблемы и соотнесите с комментарием).

Напомню, что задача комментария --  материалами текста, доказать, что проблема именно та, о которой вы пишете.

Взаимосвязь между примерами и анализ связи не оцениваются, так как засчитан только один пример.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена, но не по заявленной проблеме:

В чем заключается сила человеческой мысли? Над этим вопросом размышляет Л.Н.Толстой в предложенном для анализа тексте.

Позиция автора понятна. Толстой уверен, что работая над собой, человеку возможно достичь истины.

Нет вопросно-ответного единства. Вы в ПА даёте ответ на совершенно другой вопрос. Ключевое слово проблемы -- мысль. А где вы об этом пишете в авторской позиции?

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Так как по К3 выставлен 0 баллов, автоматически снимается балл по К4.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

Автор считает, что «нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить», так как «если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. А если он не понимал зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо, а что дурно».
Нет перехода от одной мысли к другой. Нелогично так вводить комментарий.
Эти примеры, дополняя друг друга, показывают, что положительные человеческие качества приобретаются с помощью разбора отдельных ситуаций.
Мысль непонятна. Что значит "с помощью разбора отдельных ситуаций"? Что это за ситуации и что это за разбор? Нужно точнее выражать то, что вы хотите сказать.
Я согласна с позицией автора и считаю, что путь, который должен пройти каждый человек, не будет лёгким, ведь у каждого есть свои отрицательные черты характера, которые могут повлиять на человека в целом. Поэтому мы должны стараться измениться в лучшую сторону.
Мысль выглядит нелогично: получается, что каждый должен пройти некий путь, который будет трудным из-за отрицательных черт характера. Немного исправляет ситуацию второе предложение. Наречие "поэтому" можно заменить оборотом "по этой причине". Рассуждаем: мы должны измениться в лучшую сторону, потому что у нас отрицательные черты, влияющие на нас? Старайтесь точнее выражать мысли, а для этого нужно хорошо продумывать структуру сочинения (нельзя одновременно думать и писать).
На примере Родиона Раскольникова можно увидеть, как сила мысли способна изменить человека. Оступившись, главный герой испытывает смешанные чувства. Однако он приходит к раскаянию, а также пересматривает свои взгляды на жизнь.
Пример, скажем прямо, притянут. Что вы имеете в виду? Какая сила мысли изменила Раскольникова?

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки:

Этот пример показывает, что благодаря мышлению, каждый может анализировать свой опыт, выносить уроки, переосмысливать свои ценности.

Этим примером Толстой показывает, что прежде чем делиться своей мудростью, нужно самому набраться жизненного опыта.
Эти примеры, дополняя друг друга, показывают, что положительные человеческие качества приобретаются с помощью разбора отдельных ситуаций.

Тенденция к однообразию.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Ошибки:

А если он не понимал ЗПТ зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо, а что дурно»
Нет запятой в СПП.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Автор считает, что «нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить», так как «если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет.

Неправильно построено предложение. Автор считает, что нет ничего дороже, чем способность хорошо мыслить (потом можно подкрепить цитатой).

Толстой уверен, что работая над собой, человеку возможно достичь истины.
Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.

Возможный вариант: ... работая над собой, человек может прийти к истине (человек может достичь цели).

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Я согласна с позицией автора и считаю, что путь, который должен пройти каждый человек, не будет лёгким, ведь у каждого есть свои отрицательные черты характера, которые могут повлиять на человека в целом.
Повторы.
Прочитав текст Л.Н.Толстого, можно сделать вывод, что сила мысли может изменить каждого человека, нужно лишь направить себя на правильное мышление.
Нарушение лексической сочетаемости. Нельзя направить себя на правильное мышление. Можно формировать в себе какие-то качества, развивать способности.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации:

Радует, что в работе нет орфографических ошибок. Но, к сожалению, в работе есть серьёзные логические ошибки, недочёты. Следует усилить работу над логикой, комментарием, точностью и выразительностью речи, грамматикой. Советую посмотреть бесплатные вебинары по подготовке к сочинению ЕГЭ. Они проводятся каждую неделю в 17.00 по мск. Доступны записи. Например, посмотрите вебинар, который проводила Н.К. Ягинцева 14 марта 2022 года. Было бы прекрасно, если бы вы внимательно посмотрели вебинар А.Р. Чудиной от 21 февраля этого 2022 года. На нём подробно разбирается текст Л.Н. Толстого.

Желаю успехов!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку