Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Что такое настоящие культурные ценности?

  • Текст: Ю. Лотман. О культурных ценностях
    (1)Что такое настоящие культурные ценности? (2)Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишнёвого сада». (3)Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки. (4)Не портрет на стене. (5)Это живое явление культуры… (6)Возьмём, к примеру, музыку Баха. (7)Совсем недавно казалось, что она существует только для знатоков, что так называемому широкому слушателю Бах не нужен. (8)А уж добаховская музыка, музыка ренессансная, средневековая казалась чем-то давно забытым, списанным в архив. (9)Но посмотрите на современные афиши. (10)Её исполняют и слушают с гораздо большим удовольствием и пониманием, чем хронологически более близкие вещи.
    (11)В подлинной культуре ничто не умирает. (12)Может оставаться, как незажжённая лампочка. (13)Но придёт минута, чья-то рука коснётся выключателя – вспыхнет яркий свет. (14)Вспомним хотя бы Пушкина. (15)Были ведь после смерти его эпохи, когда Пушкин, казалось бы, был оттеснён, его переставали читать. (16)Но потом он снова возвращался, и я думаю, что он у нас не за спиной, он всё ещё впереди: отчасти он наше историческое прошлое, отчасти – культурное будущее. (17)И сегодня он привлекает нас прежде всего тем, что он поэт раздумья. (18)Не случайно уже с середины двадцатых годов его произведения кончаются не ответами, а вопросами. (19)Лирика Пушкина всегда даёт толчок мысли.
    (20)Нам невольно хочется видеть в Пушкине литератора, уже закончившего свою дорогу. (21)Мы как бы придаём этакую композиционную завершённость его пути. (22)Но всё дело в том, что Пушкин нашёл необходимость постоянного движения. (23)И тут мы должны говорить об участии Творца, Личности в культурной жизни не только своего времени.
    (24)Культура преодолевает биологическую смерть и не всегда подчиняется простой логике: чем новее – тем современней. (25)Понятие это – немеханическое. (26)И формула «незаменимых людей нет» – везде неправильная – здесь вопиюще несправедлива. (27)В области художественного творчества все незаменимы. (28)Не изобретённая одним человеком машина будет изобретена другим – ненаписанное произведение останется ненаписанным. (29)А ведь без «Евгения Онегина» или «Братьев Карамазовых» история России была бы другой. (30)После крупного мастера какой-то путь остаётся непройденным.
    (31)Непройденные дороги – это не заваленные тоннели, не потерянные тропы. (32)И культура часто возвращается назад, чтобы найти потерянную тропу. (33)История идёт вперёд и будет идти очень круто. (34)Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов вдруг скажут нам ещё что-то новое, чего мы не предполагали.
    (35)Судить, что в культуре умерло, а что остаётся, – очень трудно. (36)Я думаю, подлинно талантливое не умирает. (37)Другое дело, что мы часто оказываемся не на высоте нашего наследия, не на высоте своей культурной памяти.
    (По Ю. М. Лотману)
25.02.2022 15:30:10
Автор: Дарья Валиуллина

Что такое настоящие культурные ценности? Именно этот вопрос находится в центре внимания Ю.М. Лотмана.

Размышляя над этим вопросом, автор пишет, что подлинная культура «Может оставаться, как незажженная лампочка. Но придет минута, чья-то рука коснется выключателя – вспыхнет яркий свет.» Читатель понимает: истинные культурные ценности никогда не умирают. Они могут быть оттеснены на время, но никогда не забываются навсегда.
Более того, автор обращает внимание читателя на важность художественных произведений: «А ведь без «Евгения Онегина» или «Братьев Карамазовых» история России была бы другой» Все это дает читателю понять, что культурные достижения незаменимы, ведь они неизгладимо влияют на историю, на людей.

Связь между двумя примерами очевидна: они дополняют друг друга, помогают раскрыть авторский замысел. Культура преодолевает смерть, потому что она значима для людей, а ее достояние невозможно чем-либо заменить или забыть.

Позиция автора такова: подлинное искусство никогда не умрет. Оно было и будет ценно во все времена как «историческое прошлое» и «культурное будущее».
Я разделяю мнение автора. Художественные произведения, которые когда-то повлияли на людей, на ход истории, уже никогда не окажутся забытыми. Человек будет возвращаться к ним, искать в них ответы на свои вопросы. Примером культурного достояния является комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». Описанная в ней эпоха давно прошла, но это произведение до сих пор изучают на уроках литературы. Благодаря нему мы учимся благонравию, любви, узнаем больше о людях и нравах того времени.

Таким образом, подлинная культура – та, что остается жива, преодолевая века. Она ничем не заменима, и поэтому так важна для людей
Количество слов - 243

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Дарья!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 указан, пояснён (постарайтесь в следующий раз точнее выражать мысль).

Пример 2 (произведения русской классики) указан, пояснён недостаточно полно.

Взаимосвязь между примерами указана, проанализирована недостаточно полно. Обратите внимание, что анализ связи пишется по следующей схеме: вид связи + расшифровка связи (что именно, как именно дополняется, противопоставляется и т.д.) + роль связи.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно (это отразится на выставлении баллов по критерию К5).

Что такое настоящие культурные ценности? Именно этот вопрос находится в центре внимания Ю.М. Лотмана.

Позиция автора такова: подлинное искусство никогда не умрет. Оно было и будет ценно во все времена как «историческое прошлое» и «культурное будущее».

Проблема и позиция автора не соотносятся как вопросно-ответное единство (нарушение логики). Вы даёте ответ на другой вопрос. Какова судьба настоящих культурных ценностей? Тот, кто читает сочинение, должен понимать, о чём вы пишете без обращения к тексту. Если читатель/проверяющий вынужден постоянно обращаться к исходному тексту, есть о чём подумать.
Позиция автора такова: подлинное искусство никогда не умрет. Оно было и будет ценно во все времена как «историческое прошлое» и «культурное будущее».
Старайтесь не использовать при формулировке ПА цитирование (если это не прямое выражение), избегайте образности. Должна быть чёткая формулировка, прозрачная, понятная, однозначная.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

Нарушение вопросно-ответного единства в формулировке позиции автора (ПА -- это ответ на другой вопрос) (см. комментарий К3)

Размышляя над этим вопросом, автор пишет, что подлинная культура «Может оставаться, как незажженная лампочка.
Мысль не понятна. Что значит "как незажжённая лампочка"? (нарушение логики развития мысли).
Автор убеждает нас в том, что в подлинной культуре ничто не умирает.
Примером культурного достояния является комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». Описанная в ней эпоха давно прошла, но это произведение до сих пор изучают на уроках литературы. Благодаря нему мы учимся благонравию, любви, узнаем больше о людях и нравах того времени.
Обоснование звучит не совсем убедительно: не хватает микровывода (например, ... учимся благонравию, любви... качествам, которые важны в любые времена).

Таким образом, подлинная культура – та, что остается жива, преодолевая века. Она ничем не заменима, и поэтому так важна для людей
Новая мысль (новый тезис).

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки:

Так как К10 < 2 баллов, автоматически снимается балл за К6.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Ошибки:

Размышляя над этим вопросом, автор пишет, что подлинная культура «Может оставаться, как незажженная лампочка.
Должна быть строчная буква. Это не прямая речь.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Ошибки:

Но придет минута, чья-то рука коснется выключателя – вспыхнет яркий свет.»
Знак препинания не на месте (точка должна быть после кавычек).
Более того, автор обращает внимание читателя на важность художественных произведений: «А ведь без «Евгения Онегина» или «Братьев Карамазовых» история России была бы другой» ТЧК

Она ничем не заменима, и поэтому так важна для людей ТЧК
Не забывайте о знаках завершения! Лишняя запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Благодаря нему мы учимся благонравию, любви, узнаем больше о людях и нравах того времени.
Нарушение управления. Благодаря (кому?) ему. После предлогов благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, наперерез, наподобие,  подобно и др. начальное Н не прибавляется: благодаря ему, навстречу им

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Они могут быть оттеснены на время, но никогда не забываются навсегда.
Речевая избыточность.

Все это дает читателю понять, что культурные достижения незаменимы, ведь они неизгладимо влияют на историю, на людей.
Нарушение лексической сочетаемости. Нельзя неизгладимо влиять.
Культура преодолевает смерть, потому что она значима для людей, а ее достояние невозможно чем-либо заменить или забыть.
Лучше всё-таки употребить множественное число.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием (этот компонент сочинение неслучайно оценивается 6 баллами). Поработайте над речью, логикой развития мысли.

Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку