Запомни!
Что такое настоящие культурные ценности?
-
Текст: Ю. Лотман. О культурных ценностях(1)Что такое настоящие культурные ценности? (2)Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишнёвого сада». (3)Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки. (4)Не портрет на стене. (5)Это живое явление культуры… (6)Возьмём, к примеру, музыку Баха. (7)Совсем недавно казалось, что она существует только для знатоков, что так называемому широкому слушателю Бах не нужен. (8)А уж добаховская музыка, музыка ренессансная, средневековая казалась чем-то давно забытым, списанным в архив. (9)Но посмотрите на современные афиши. (10)Её исполняют и слушают с гораздо большим удовольствием и пониманием, чем хронологически более близкие вещи.
(11)В подлинной культуре ничто не умирает. (12)Может оставаться, как незажжённая лампочка. (13)Но придёт минута, чья-то рука коснётся выключателя – вспыхнет яркий свет. (14)Вспомним хотя бы Пушкина. (15)Были ведь после смерти его эпохи, когда Пушкин, казалось бы, был оттеснён, его переставали читать. (16)Но потом он снова возвращался, и я думаю, что он у нас не за спиной, он всё ещё впереди: отчасти он наше историческое прошлое, отчасти – культурное будущее. (17)И сегодня он привлекает нас прежде всего тем, что он поэт раздумья. (18)Не случайно уже с середины двадцатых годов его произведения кончаются не ответами, а вопросами. (19)Лирика Пушкина всегда даёт толчок мысли.
(20)Нам невольно хочется видеть в Пушкине литератора, уже закончившего свою дорогу. (21)Мы как бы придаём этакую композиционную завершённость его пути. (22)Но всё дело в том, что Пушкин нашёл необходимость постоянного движения. (23)И тут мы должны говорить об участии Творца, Личности в культурной жизни не только своего времени.
(24)Культура преодолевает биологическую смерть и не всегда подчиняется простой логике: чем новее – тем современней. (25)Понятие это – немеханическое. (26)И формула «незаменимых людей нет» – везде неправильная – здесь вопиюще несправедлива. (27)В области художественного творчества все незаменимы. (28)Не изобретённая одним человеком машина будет изобретена другим – ненаписанное произведение останется ненаписанным. (29)А ведь без «Евгения Онегина» или «Братьев Карамазовых» история России была бы другой. (30)После крупного мастера какой-то путь остаётся непройденным.
(31)Непройденные дороги – это не заваленные тоннели, не потерянные тропы. (32)И культура часто возвращается назад, чтобы найти потерянную тропу. (33)История идёт вперёд и будет идти очень круто. (34)Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов вдруг скажут нам ещё что-то новое, чего мы не предполагали.
(35)Судить, что в культуре умерло, а что остаётся, – очень трудно. (36)Я думаю, подлинно талантливое не умирает. (37)Другое дело, что мы часто оказываемся не на высоте нашего наследия, не на высоте своей культурной памяти.
(По Ю. М. Лотману)
Размышляя над этим вопросом, автор пишет, что подлинная культура «Может оставаться, как незажженная лампочка. Но придет минута, чья-то рука коснется выключателя – вспыхнет яркий свет.» Читатель понимает: истинные культурные ценности никогда не умирают. Они могут быть оттеснены на время, но никогда не забываются навсегда.
Более того, автор обращает внимание читателя на важность художественных произведений: «А ведь без «Евгения Онегина» или «Братьев Карамазовых» история России была бы другой» Все это дает читателю понять, что культурные достижения незаменимы, ведь они неизгладимо влияют на историю, на людей.
Связь между двумя примерами очевидна: они дополняют друг друга, помогают раскрыть авторский замысел. Культура преодолевает смерть, потому что она значима для людей, а ее достояние невозможно чем-либо заменить или забыть.
Позиция автора такова: подлинное искусство никогда не умрет. Оно было и будет ценно во все времена как «историческое прошлое» и «культурное будущее».
Я разделяю мнение автора. Художественные произведения, которые когда-то повлияли на людей, на ход истории, уже никогда не окажутся забытыми. Человек будет возвращаться к ним, искать в них ответы на свои вопросы. Примером культурного достояния является комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». Описанная в ней эпоха давно прошла, но это произведение до сих пор изучают на уроках литературы. Благодаря нему мы учимся благонравию, любви, узнаем больше о людях и нравах того времени.
Таким образом, подлинная культура – та, что остается жива, преодолевая века. Она ничем не заменима, и поэтому так важна для людей
Здравствуйте, Дарья!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 5 баллов
Пример 1 указан, пояснён (постарайтесь в следующий раз точнее выражать мысль).
Пример 2 (произведения русской классики) указан, пояснён недостаточно полно.
Взаимосвязь между примерами указана, проанализирована недостаточно полно. Обратите внимание, что анализ связи пишется по следующей схеме: вид связи + расшифровка связи (что именно, как именно дополняется, противопоставляется и т.д.) + роль связи.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно (это отразится на выставлении баллов по критерию К5).
Что такое настоящие культурные ценности? Именно этот вопрос находится в центре внимания Ю.М. Лотмана. Позиция автора такова: подлинное искусство никогда не умрет. Оно было и будет ценно во все времена как «историческое прошлое» и «культурное будущее». |
Позиция автора такова: подлинное искусство никогда не умрет. Оно было и будет ценно во все времена как «историческое прошлое» и «культурное будущее». |
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
Ошибки:
Нарушение вопросно-ответного единства в формулировке позиции автора (ПА -- это ответ на другой вопрос) (см. комментарий К3)
Размышляя над этим вопросом, автор пишет, что подлинная культура «Может оставаться, как незажженная лампочка. |
Автор убеждает нас в том, что в подлинной культуре ничто не умирает.
Примером культурного достояния является комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». Описанная в ней эпоха давно прошла, но это произведение до сих пор изучают на уроках литературы. Благодаря нему мы учимся благонравию, любви, узнаем больше о людях и нравах того времени. |
Таким образом, подлинная культура – та, что остается жива, преодолевая века. Она ничем не заменима, и поэтому так важна для людей |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Ошибки:
Так как К10 < 2 баллов, автоматически снимается балл за К6.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
Ошибки:
Размышляя над этим вопросом, автор пишет, что подлинная культура «Может оставаться, как незажженная лампочка. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Ошибки:
Но придет минута, чья-то рука коснется выключателя – вспыхнет яркий свет.» |
Более того, автор обращает внимание читателя на важность художественных произведений: «А ведь без «Евгения Онегина» или «Братьев Карамазовых» история России была бы другой» ТЧК Она ничем не заменима, и поэтому так важна для людей ТЧК |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Ошибки:
Благодаря нему мы учимся благонравию, любви, узнаем больше о людях и нравах того времени. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Ошибки:
Они могут быть оттеснены на время, но никогда не забываются навсегда. |
Все это дает читателю понять, что культурные достижения незаменимы, ведь они неизгладимо влияют на историю, на людей. |
Культура преодолевает смерть, потому что она значима для людей, а ее достояние невозможно чем-либо заменить или забыть. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки: нет.
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием (этот компонент сочинение неслучайно оценивается 6 баллами). Поработайте над речью, логикой развития мысли.
Желаю удачи!