Запомни!
Не пишутся буквы Д и Т в словах:
поскользнуться
пощёчина
почерк
поручик
Проблема лжи
-
Текст: М. Глушко. О горечи утраты(1)С работы в этот раз Нина возвращалась поздно.
(2)Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту.
—(3)Что это вы в темноте? — спросила Нина.
(4)Евгения Ивановна не взглянула в ее сторону.
(5)Нина вышла, раздалась, принялась растапливать плиту и все оглядывалась на Евгению Ивановну — та сидела все так же неподвижно, изредка роняя:
—(6)Вот беда-то...
(7)Свое «Вот беда-то» она проговаривала так обычно и нестрашно, как проговаривают по привычке, когда никакой особенной беды нет, и Нину тревожили не слова, а эта напряженная поза и глаза, которые никуда не смотрели, хотя были открыты.
(8)Она чистила картошку, мыла ее, ставила на плиту и все кружила, кружила словами и все думала: где и какая беда, уж не передавали ли чего по радио? (9)Что-нибудь про Сталинград или Ленинград?.. (10)И тут ей показалось, что Евгения Ивановна улыбнулась, в черном оскале блеснули металлические коронки, и задохнувшийся голос забормотал бессмыслицу:
—(11)Вот тебе и гривенники... (12)Вот и гривенники...
(13)Теперь Нине стало по-настоящему страшно. (14)Она выскользнула тихонько в сени, оттуда, боясь стукнуть дверью, — во двор, побежала к Ипполитовне.
—(15)Пойдемте к нам. (16)Там тетя Женя чего-то... (17)Сидит... (18)Она вроде не в себе, помешалась. (19)Я боюсь...
(20)Старушка пошла, держась за стенки, перехватываясь руками, Нина поддерживала ее.
(21)Евгения Ивановна все так же сидела лицом к плите и не взглянула на них, только опять выхватила гребенку, раз-другой поскребла по голове.
—(22)Ты чего это, в одеже — с порога окликнула Ипполитовна, а Евгения Ивановна будто и не слышала, только заелозила шершавыми ладонями по клеенке, как будто сметала крошки. (23)Припадая на ноги, Ипполитовна подошла, тяжело опустилась на стул, взяла ее за руки, потянула к себе.
(24)Евгения Ивановна осмысленно посмотрела на неё, сдвинув брови, как будто силилась и не могла понять обращенные к ней слова.
—(25)Сон-то, сон мой вещий — больным, переливчатым голосом выкрикивала Евгения Ивановна, — (26)Мужики мои вон... —(27)Она упала головой на стол, стала перекатываться лбом по клеенке. —(28)Мужа убили!.. (29)А Колюшка, сын — без вести...
(30)Нина зажала рот рукой, увидела, как сразу уменьшилась, осела Ипполитовна, будто растеклась по стулу, и как некрасиво раскрылся ее запавший рот.
(31)Ипполитовна постепенно оправлялась от испуга, приходила в себя и уже скребла маленькими пухлыми руками по спине Евгении Ивановны.
—(32)Ты погоди, девка... (33)Сразу-то не верь. — (34)Она оглядывалась на Нину, словно ждала подмоги. (35)А Нина стояла, вся съежившись, чувствуя себя почему-то виноватой перед этим горем, и ничем помочь не могла.
—(36)Ты погоди... (37)Похоронки-то кто пишет? (38)Писаря. (39)А они при штабах, там бумаг страсть сколько... (40)Вот и попутали. (41)Вон и Нинка скажет, она грамотная.
(42)Нина молчала. (43)А Евгения Ивановна со стоном перекатывалась лбом по столу, гребенка выпала из ее волос, волосы рассыпались, липли к мокрым щекам. (44)Вдруг она оторвала голову от стола и замерла, вроде к чему-то прислушиваясь. (45)Пошарила в карманах ватника, вытащила бумагу, всхлипнула, подала Нине.
(46)Нина прочитала. (47)Эта бумага была из горвоенкомата, ней значилось, что, по наведенным справкам, рядовой Завалов Николай Артамонович погиб в декабре 1941 года, а младший сержант Николай Николаевич с ноября 1941 года числится в пропавших без вести.
(48)И опять Евгения Ивановна стала плакать, припав головой к столу.
—(49)Ну, дак что? — и тут нашлась Ипполитовна. —(50)Нюрку Милованову знаешь? (51)Энту, с Кирпичной?.. (52)Пришел мужик домой без ноги, а через месяц на него похоронка, сам и получил... (53)Война большая, сколько людей в ней, кого и попутают...
(54)Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, конечно, ничему этому она не верила, смотрела и слушала просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе.
(55)А Нина думала о Луке из пьесы «На дне», про которого все говорят, что он жулик и вредный утешитель... (56)А Нина видела его доброту, ведь он один пожалел умершую Анну, за это она любила его. (57)И сейчас думала, что в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит... (58)Даже металл не выдерживает огромного одноразового удара, а если нагрузку распределять порциями, металл будет жить долго, до последней усталости... (59)А человеческая душа — не металл, она хрупка и ранима...
(По М.В. Глушко)
25.02.2022 13:51:04
Автор: Екатерина Ромашенко
Можно ли использовать ложь во благо? Как ложь может спасти душу человека? Ответы на эти вопросы ищет в своем тексте М.В. Глушко.
Проблема раскрывается автором на примере страшной трагедии. События происходят в военное время, когда племянница Нина замечает траурное настроение Евгении Ивановны, не зная, что она сейчас чувствует и что произошло. Желая узнать, что случилось, она просит о помощи соседку Ипполитовну. Причиной отстранённости оказалась новость о смерти мужа и исчезновение сына Евгении Ивановны. Автор, без сомнения, сочувствует своей героине, это заметно по описанию комнаты и ужаса, который овладел героями. Это всё свидетельствует о том, что Евгения Ивановна находится в тяжёлом и отчаянном положении, внутри неё пустота и скорбь по родным. Огромное сочувствие и сожаление выражают её племянница и соседка.
Следующий пример чётко показывает это, когда Ипполитовна вспоминает их знакомую Нюрку Милованову, чей муж вернулся с фронта без ноги, несмотря на то, что на него уже "пришла похоронка". Эти слова помогают лишь немного утешить Евгению Ивановну. Женщина не верила в эти слова, но слушала, чтобы смириться со своим горем.
Представленные примеры дополняют друг друга. С помощью них можно понять, что ложь может помочь хотя бы немного утешить человека в нелёгкое время.
Позиция автора состоит в том, что человеческая душа может сломаться без утешения, даже если они могут являться ложью.
Я согласна с позицией писателя, поскольку человек в сложных жизненных ситуациях подвержен влиянию своих эмоций, чтобы морально не сломить человека, можно прибегать к небольшой лжи, при этом медленно подготавливая к тяжелой правде. Эта ложь может стать главной поддержкой для человека.
Примером может служить произведение Горького "На дне", упоминаемое писателем в тексте. Через одного из жителей ночлежки - Луку, можно увидеть влияние его слов на других. Его поддержка была для них спасительной, несмотря на её лживость. Но с пропажей странника, тяжелая жизненная правда обрушивается на одного из героев - Актера, что приводит к его смерти.
Таким образом можно сделать вывод о том, что ложь может спасти "хрупкую душу" от страшной правды, поддерживая её, чтобы человек не сломался под её тяжестью.
Проблема раскрывается автором на примере страшной трагедии. События происходят в военное время, когда племянница Нина замечает траурное настроение Евгении Ивановны, не зная, что она сейчас чувствует и что произошло. Желая узнать, что случилось, она просит о помощи соседку Ипполитовну. Причиной отстранённости оказалась новость о смерти мужа и исчезновение сына Евгении Ивановны. Автор, без сомнения, сочувствует своей героине, это заметно по описанию комнаты и ужаса, который овладел героями. Это всё свидетельствует о том, что Евгения Ивановна находится в тяжёлом и отчаянном положении, внутри неё пустота и скорбь по родным. Огромное сочувствие и сожаление выражают её племянница и соседка.
Следующий пример чётко показывает это, когда Ипполитовна вспоминает их знакомую Нюрку Милованову, чей муж вернулся с фронта без ноги, несмотря на то, что на него уже "пришла похоронка". Эти слова помогают лишь немного утешить Евгению Ивановну. Женщина не верила в эти слова, но слушала, чтобы смириться со своим горем.
Представленные примеры дополняют друг друга. С помощью них можно понять, что ложь может помочь хотя бы немного утешить человека в нелёгкое время.
Позиция автора состоит в том, что человеческая душа может сломаться без утешения, даже если они могут являться ложью.
Я согласна с позицией писателя, поскольку человек в сложных жизненных ситуациях подвержен влиянию своих эмоций, чтобы морально не сломить человека, можно прибегать к небольшой лжи, при этом медленно подготавливая к тяжелой правде. Эта ложь может стать главной поддержкой для человека.
Примером может служить произведение Горького "На дне", упоминаемое писателем в тексте. Через одного из жителей ночлежки - Луку, можно увидеть влияние его слов на других. Его поддержка была для них спасительной, несмотря на её лживость. Но с пропажей странника, тяжелая жизненная правда обрушивается на одного из героев - Актера, что приводит к его смерти.
Таким образом можно сделать вывод о том, что ложь может спасти "хрупкую душу" от страшной правды, поддерживая её, чтобы человек не сломался под её тяжестью.
Количество слов - 332
Рецензент: Миляуша Газетдинова
Добрый день, Екатерина. В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста +1 балл
Проблема определена, но вы написали сразу два проблемных вопроса, чего делать не следует.
На первый вопрос можно ответить как положительно, так и отрицательно(да, можно - нет, нельзя); второй проблемный вопрос правильнее задать так: может ли ложь спасти человека? Причём выбирать надо ОДИН проблемный вопрос. Вас, наверное, учили, что позиция автора- это ответ на проблемный вопрос. В вашей работе в ПА должно было быть два ответа на вопросы, поставленные вами( у вас один).
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
K2 - Пример 1 + 1 балл
Балл ставлю условно, с натяжкой: конкретного примера не вижу, так как он должен соотноситься с проблемой текста:
На реальном экзамене вам могут такой пример не засчитать. То, что выделено красным, является главным в абзаце, а зелёным-это пояснение, но его следует писать не так объёмно.
Вот эти слова из текста вы могли привести, чтобы показать горе женщины, а потом пояснить пример. Но и в этом случае у вас пример будет связан с проблемой, которую можно сформулировать так:какие страдания приносит война людям? В вашем же случае проблема касается лжи во спасение, поэтому и примеры из текста надо искать соответствующие. Рекомендую на К2 обратить более серьёзное внимание, так как за этот критерий вы можете как получить, так и потерять 6 баллов.
K2 - Пояснение к примеру 1 +1 балл
K2 - Пример 2 +1 балл
Пример приведён.
K2 - Пояснение к примеру 2 + 1 балл
Вы заявили в проблемном вопросе: Можно ли использовать ложь во благо? Как ложь может спасти душу человека? Вам следовало сказать о том, что Ипполитовна пыталась облегчить горе соседки с помощью той самой лжи во спасение. У вас так:
Использование частицы ЛИШЬ не совсем правильно здесь, нужно было написать -помогают ХОТЬ немного утешить, в этом случае пояснение к примеру было бы более убедительным.
K2 - Указание на связь между примерами +0 баллов
Связь названа дополнением. Непонятно, в чём второй пример дополняет первый. Правильнее было бы сказать, что второй пример подтверждает мысль автора о том, что в горе люди помогают друг другу даже таким способом, как ложь во спасение.
K2 - Анализ связи между примерами +0 баллов
Указание на связь не засчитано, поэтому и анализ связи обнулён.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста +1 балл
Мысль верная, но выражена неправильно. Вы можете в этом сами убедиться, обратив внимание на разные цвета.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста +1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис и обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения +2 балл
K6 - Точность и выразительность речи +1 балл
Балл снижен из-за речевых ошибок
K7 - Соблюдение орфографических норм+3 балла
Ошибок нет.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм +1 балл
несмотря на то что - сложный подчинительный союз, в данном случае не следует ставить ЗПТ перед ЧТО, вы можете весь союз заменить на ХОТЯ: хотя на него уже пришла похоронка.
Вы обособили приложение Луку с помощью тире и ЗПТ, надо обособлять либо тире с обеих сторон, либо запятыми с двух сторон. Здесь после слова ЛУКУ нужно тире.
ЗПТ не нужна.
Нужна ЗПТ, это вводное словосочетание.
K9 - Соблюдение грамматических норм
Здесь и речевая ошибка(см в К10), и грамматическая- новость о смерти мужа и исчезновенИИ сына Евгении Ивановны.
С ИХ помощью можно понять,...
Вы дважды использовали местоимение ЕЁ, в первом случае оно относится к слову ДУШУ(именно её надо поддерживать); второе ЕЁ должно относиться к слову ПРАВДЫ( под тяжестью которой мог сломаться человек), но нанизывание этого местоимения приводит к двусмысленности. Избегайте таких конструкций, подбирайте такие слова, чтобы мысль ваша была без искажений.
K10 - Соблюдение речевых норм +0 баллов
Повтор. Второе ОНА лучше заменить на НИНА.
Выделенное слово неправильно использовано в данном контексте, так как сын Евгении Ивановны не исчез, а пропал без вести.
внутри неё пустота- неверно, нужно предлог добавить : внутри у неё пустота; а ещё лучше так: в душе у неё пустота...
вместо ЧЁТКО ПОКАЗЫВАЕТ лучше использовать слово ДОКАЗЫВАЕТ.
ПА не может состоять в том, что душа может сломаться. Учитесь правильно формулировать ПА. Рекомендация: Позиция автора понятна. Он считает, что человеческая душа может сломаться без слов утешения, даже если эти слова не совсем правдивы.
Сложное предложение лучше было написать как два самостоятельных СПП. Здесь я не засчитываю это как речевую ошибку, но по смыслу первое СПП с придаточным причины, которое относится к главному Я согласна с позицией писателя. Второе придаточное цели относится к главному - Можно прибегать к небольшой лжи... Именно поэтому следовало разделить это большое предложение на два СПП.
Повторы.
Через одного из жителей ...можно увидеть влияние его слов( через кого-то увидеть влияние слов нельзя), следует писать так: На примере Луки, одного из жителей ночлежки, мы можем увидеть, как слова утешения влияют на людей.
Пропажа - это какая-либо вещь, которая потерялась. Здесь так: Но с исчезновением странника...
Избавляйтесь, пожалуйста, от своей любви к слову МОЖЕТ, МОЖНО.
Ваше сочинение началось с этих повторов и закончилось ими:
K11 - Соблюдение этических норм +1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл
Таким образом, ваше сочинение имеет большое количество речевых ошибок, которые вам следует учесть. Это особенно касается умения правильно формулировать свою мысль, а также умения избегать ненужных повторов. Успехов вам на экзамене!
К1 - Формулировка проблем исходного текста +1 балл
Проблема определена, но вы написали сразу два проблемных вопроса, чего делать не следует.
Можно ли использовать ложь во благо? Как ложь может спасти душу человека? |
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
K2 - Пример 1 + 1 балл
Балл ставлю условно, с натяжкой: конкретного примера не вижу, так как он должен соотноситься с проблемой текста:
Проблема раскрывается автором на примере страшной трагедии. События происходят в военное время, когда племянница Нина замечает траурное настроение Евгении Ивановны, не зная, что она сейчас чувствует и что произошло. Желая узнать, что случилось, она просит о помощи соседку Ипполитовну. Причиной отстранённости оказалась новость о смерти мужа и исчезновение сына Евгении Ивановны. Автор, без сомнения, сочувствует своей героине, это заметно по описанию комнаты и ужаса, который овладел героями. Это всё свидетельствует о том, что Евгения Ивановна находится в тяжёлом и отчаянном положении, внутри неё пустота и скорбь по родным. Огромное сочувствие и сожаление выражают её племянница и соседка. |
7)Она упала головой на стол, стала перекатываться лбом по клеенке. —(28)Мужа убили!.. (29)А Колюшка, сын — без вести... |
K2 - Пояснение к примеру 1 +1 балл
K2 - Пример 2 +1 балл
Пример приведён.
K2 - Пояснение к примеру 2 + 1 балл
Вы заявили в проблемном вопросе: Можно ли использовать ложь во благо? Как ложь может спасти душу человека? Вам следовало сказать о том, что Ипполитовна пыталась облегчить горе соседки с помощью той самой лжи во спасение. У вас так:
Следующий пример чётко показывает это, когда Ипполитовна вспоминает их знакомую Нюрку Милованову, чей муж вернулся с фронта без ноги, несмотря на то, что на него уже "пришла похоронка". Эти слова помогают лишь немного утешить Евгению Ивановну. Женщина не верила в эти слова, но слушала, чтобы смириться со своим горем. |
K2 - Указание на связь между примерами +0 баллов
Связь названа дополнением. Непонятно, в чём второй пример дополняет первый. Правильнее было бы сказать, что второй пример подтверждает мысль автора о том, что в горе люди помогают друг другу даже таким способом, как ложь во спасение.
K2 - Анализ связи между примерами +0 баллов
Указание на связь не засчитано, поэтому и анализ связи обнулён.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста +1 балл
Позиция автора состоит в том, что человеческая душа может сломаться без утешения, даже если они могут являться ложью. |
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста +1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис и обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения +2 балл
K6 - Точность и выразительность речи +1 балл
Балл снижен из-за речевых ошибок
K7 - Соблюдение орфографических норм+3 балла
Ошибок нет.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм +1 балл
Следующий пример чётко показывает это, когда Ипполитовна вспоминает их знакомую Нюрку Милованову, чей муж вернулся с фронта без ноги, несмотря на то, что на него уже "пришла похоронка". |
Через одного из жителей ночлежки - Луку, можно увидеть влияние его слов на других. |
Но с пропажей странника, тяжелая жизненная правда обрушивается на одного из героев - Актера, что приводит к его смерти. |
Таким образом можно сделать вывод о том, что ложь может спасти "хрупкую душу" от страшной правды, поддерживая её, чтобы человек не сломался под её тяжестью. |
K9 - Соблюдение грамматических норм
Причиной отстранённости оказалась новость о смерти мужа и исчезновение сына Евгении Ивановны. |
С помощью них можно понять, |
Таким образом можно сделать вывод о том, что ложь может спасти "хрупкую душу" от страшной правды, поддерживая её, чтобы человек не сломался под её тяжестью. |
K10 - Соблюдение речевых норм +0 баллов
События происходят в военное время, когда племянница Нина замечает траурное настроение Евгении Ивановны, не зная, что она сейчас чувствует и что произошло. Желая узнать, что случилось, она просит о помощи соседку Ипполитовну |
Причиной отстранённости оказалась новость о смерти мужа и исчезновение сына Евгении Ивановны. |
Автор, без сомнения, сочувствует своей героине, это заметно по описанию комнаты и ужаса, который овладел героями. Это всё свидетельствует о том, что Евгения Ивановна находится в тяжёлом и отчаянном положении, внутри неё пустота и скорбь по родным. Огромное сочувствие и сожаление выражают её племянница и соседка.(нарушение стиля, лучше сказать: Племянница Нина и соседка Ипполитовна сочувствуют героине и сожалеют о случившемся) |
Следующий пример чётко показывает это, |
С помощью них(см. К9) можно понять, что ложь может помочь(лишнее слово) хотя бы немного утешить человека в нелёгкое время. |
Позиция автора состоит в том, что человеческая душа может сломаться без утешения, даже если они могут являться ложью. |
Я согласна с позицией писателя, поскольку человек в сложных жизненных ситуациях подвержен влиянию своих эмоций, чтобы морально не сломить человека, можно прибегать к небольшой лжи, при этом медленно подготавливая к тяжелой правде. Эта ложь может стать главной поддержкой для человека. |
Я согласна с позицией писателя, поскольку человек в сложных жизненных ситуациях подвержен влиянию своих эмоций, чтобы морально не сломить человека, можно прибегать к небольшой лжи, при этом медленно подготавливая к тяжелой правде. Эта ложь может стать главной поддержкой для человека. Примером может служить произведение Горького "На дне", упоминаемое писателем в тексте. Через одного из жителей ночлежки - Луку, можно увидеть влияние его слов на |
. Через одного из жителей ночлежки - Луку, можно увидеть влияние его слов на других. |
Но с пропажей странника, тяжелая жизненная правда обрушивается на одного из героев - |
Примером может служить произведение Горького "На дне", упоминаемое писателем в тексте. Через одного из жителей ночлежки - Луку, можно увидеть влияние его слов на других. Его поддержка была для них спасительной, несмотря на её лживость. Но с пропажей странника, тяжелая жизненная правда обрушивается на одного из героев - Актера, что приводит к его смерти. Таким образом можно сделать вывод о том, что ложь может спасти "хрупкую душу" от страшной правды, поддерживая её, чтобы человек не сломался под её тяжестью. |
Ваше сочинение началось с этих повторов и закончилось ими:
Можно ли использовать ложь во благо? Как ложь может спасти душу человека? |
K11 - Соблюдение этических норм +1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл
Таким образом, ваше сочинение имеет большое количество речевых ошибок, которые вам следует учесть. Это особенно касается умения правильно формулировать свою мысль, а также умения избегать ненужных повторов. Успехов вам на экзамене!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17