Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема мыслей

  • Текст: Л. Толстой. О способности мыслить
    (1)Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. (2)Избавиться можно только усилиями мысли. (3)Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. (4)Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.
    (5)Хотя и не мысль открыла нам то, что надо любить, - мысль не могла открыть нам этого, - но мысль важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви. (6)Вот это-то усилие мысли против того, что мешает любви, это-то усилие мысли важнее, нужнее и дороже всего.
    (7)Если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. (8)А если бы он не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно. (9)И потому нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить.
    (10)Люди говорят о нравственном и религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях человека. (11)В действительности же есть только один руководитель - совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. (12)Голос этот несомненно решает для каждого человека, что ему должно и чего не должно делать. (13)И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком усилием мысли.
    (14)Если бы человек не знал, что глаза могут видеть, и никогда не раскрывал бы их, он был бы очень жалок. (15)Так же, и еще более, жалок человек, если он не понимает, что ему дана сила мысли для того, чтобы спокойно переносить всякие беды. (16)Если человек разумен, то ему легко будет переносить всякие беды: первое, потому что разум скажет ему, что всякие беды проходят и часто превращаются в доброе, а второе то, что для разумного человека всякая беда на пользу. (17)А между тем люди, вместо того, чтобы смотреть прямо в глаза беде, стараются увернуться от нее.
    (18)Не лучше ли радоваться тому, что бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли, и благодарить его за то, что он подчинил нашу душу только тому, что в нашей власти - нашему разуму. (19)Он ведь не подчинил нашей души ни родителям нашим, ни братьям, ни богатству, ни телу нашему, ни смерти. (20)Он, по благости своей, подчинил ее одному тому, что от нас зависит, - нашим мыслям.
    (21)Вот эти-то мысли и чистоту их и должны мы для нашего блага блюсти всеми силами.
    (22)Когда мы узнаем новую мысль и признаем ее верною, нам кажется, что мы уже давно знали ее и теперь только вспомнили то, что знали. (23)Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. (24)Только не заглушай ее ложью, и рано или поздно она откроется тебе.
    (25)Часто бывает, что придет мысль, которая кажется и верной и вместе странной, и боишься поверить ей. (26)Но потом, если хорошенько подумаешь, то видишь, что та мысль, которая казалась странной, - самая простая истина, такая, что, если раз узнал, в нее уже нельзя перестать верить.
    (27)Всякая великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. (28)Первая ступень: "Это так нелепо, что не стоит и обсуждать". (29)Вторая ступень: "Это безнравственно и противно религии". (30)Третья ступень: "Ах! это так всем известно, что не стоит и говорить про это".
    (31)Хорошо было бы, если бы мудрость могла переливаться из того человека, в котором ее много, в того, в ком ее мало, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока в обоих будет равно. (32)Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.

    (По Л.Н. Толстому)
24.02.2022 22:00:27
Автор: Максим Титчук

Какую роль играет мысль в жизни человека? Этот непростой вопрос привлек внимание писателя Л.Толстого в предложенном тексте.

Размышляя о данной проблеме, автор пишет: “ Если бы человек не мог мыслить, он не знал бы, зачем он живет”. Толстой отмечает, что без мыслей нельзя отличить плохое и хорошее.  Из этого эпизода читателю становится понятно, что мысль необходима людям, так как без нее можно совершить много ошибок.

Усиливая интерес читателя к данной проблеме, автор размышляет “о нравственном и религиозном учении и совести”. Толстой считает: “ В действительности же есть только один руководитель – совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. Голос этот несомненно решает для каждого человека, что ему должно и чего не должно делать. И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким усилием человеческой мысли.” После прочтения этого фрагмента у читателей не остается сомнений в том, что мысль влияет на совесть, которая заставляет человека совершать те или иные поступки.

Эпизод, описывающий необходимость мысли, и фрагмент, в котором автор пишет о влиянии мыслей на действия человека, являются взаимодополняющими примерами, которые позволяют читателю глубже понять авторский замысел. Гармоническое смысловое единство эпизодов помогает автору продемонстрировать положительное влияние мысли на жизнь людей. Примеры одинаково важны для понимания точки зрения писателя относительно поднятой проблемы: следя за последовательным развитием авторской мысли, читатель приходит к выводу о том, как именно, по мнению автора, мысль влияет на жизнь людей.
Позиция писателя ясна и однозначна, Л.Н.Толстой убежден, что мысль влияет на жизнь людей и помогает им жить по совести.

Эта точка зрения близка и мне. Безусловно, без мыслей человек не может хорошо жить и не сможет различать хорошие и плохие поступки. Рассуждая об этой теме, я понял, что без мыслей люди могли бы устраивать войны часто, убивать друг друга и воровать. Никто бы их не останавливал, так как нет мыслей и понятий о добре и зле. Таким образом, мысли сформировали в людях привычки и законы, которые те не нарушают.

Работа над текстом Л.Н.Толстого помогла мне осознать, что мысль играет важную роль в жизни людей. Она влияют на человеческую жизнь, заставляя людей совершать различные поступки и думать о них. Хочется, чтобы люди мыслили больше, избегая неверных решений.
Количество слов - 360

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Максим! Вы знакомы со структурой работы, орфографически и пунктуационно грамотны.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен.

Толстой считает: “ В действительности же есть только один руководитель – совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. Голос этот несомненно решает для каждого человека, что ему должно и чего не должно делать. И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким усилием человеческой мысли.”
Цитату нужно сократить. Например, она может выглядеть так: "...есть только один руководитель – совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас".
Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована формально.
Эпизод, описывающий необходимость мысли, и фрагмент, в котором автор пишет о влиянии мыслей на действия человека, являются взаимодополняющими примерами, которые позволяют читателю глубже понять авторский замысел. Гармоническое смысловое единство эпизодов помогает автору
1. продемонстрировать положительное влияние мысли на жизнь людей. Примеры одинаково важны для понимания точки зрения писателя относительно поднятой проблемы: 2. следя за последовательным развитием авторской мысли, читатель приходит к выводу о том, как именно, по мнению автора, мысль влияет на жизнь людей.
Над анализом связи нужно поработать: убрать клише (оставить одно- переход от одно части к другой),  освободиться от "воды" (слова ради слов, не несущие информации).
1= 2 Вы допускаете логическую ошибку, повторяя одну и ту же мысль разными словами (- по К5)

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0 баллов

Ошибки:

по мнению автора, мысль влияет на жизнь людей.
Позиция писателя ясна и однозначна, Л.Н.Толстой убежден, что мысль влияет на жизнь людей и помогает им жить по совести.
Повтор и логический, и речевой.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм +2 балла

Ошибки:

Позиция писателя ясна и однозначна, ДВОЕТОЧИЕ Л.Н.Толстой убежден
Пояснение, а не перечисление

K9 - Соблюдение грамматических норм: 0 баллов

Ошибки:

Размышляя о данной проблеме
Размышляя НАД...
Рассуждая О...
Она влияют
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: ОНИ ВЛИЯЮТ

нет мыслей и понятий о добре и зле
Нарушение построения предложения с однородными членами: мыслей (о чём?) о добре и зле  и понятия (чего?) добра и зла

K10 - Соблюдение речевых норм: 0 баллов

Ошибки:

автор пишет: “ Если бы человек не мог мыслить, он не знал бы, зачем он живет”. Толстой отмечает, что без мыслей нельзя отличить плохое и хорошее.  Из этого эпизода читателю становится понятно, что мысль необходима людям, так как без нее можно совершить много ошибок.
повтор
ЭПИЗОДЫ есть в художественном тексте, а Вы анализируете публицистический.
И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким усилием человеческой мысли.” После прочтения этого фрагмента у читателей не остается сомнений в том, что мысль влияет на совесть, которая заставляет человека совершать те или иные поступки.
МЫСЛЬ- повтор
КОТОРАЯ: совесть или мысль? Неверное использование местоимения- рождается двусмысленность.
без мыслей человек не может хорошо жить
Неудачная фраза: человек не может не мыслить, тем он от животных и отличается. Толстой не об этом говорит. МЫСЛИТЬ= РАЗМЫШЛЯТЬ, ДУМАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ.
ХОРОШО жить-замените оценочное слово на более конкретное: КАК ИМЕННО хорошо?
Безусловно, без мыслей человек не может хорошо жить и не сможет различать хорошие и плохие поступки. Рассуждая об этой теме, я понял
ЭТОЙ- какой из них? На что указывает местоимение?
Вы даёте ДВА суждения в предыдущем предложении.
Безусловно, без мыслей человек не может хорошо жить и не сможет различать хорошие и плохие поступки. Рассуждая об этой теме, я понял, что без мыслей люди могли бы устраивать войны часто, убивать друг друга и воровать. Никто бы их не останавливал, так как нет мыслей и понятий о добре и зле. Таким образом, мысли сформировали в людях привычки и законы, которые те не нарушают.
повтор
Работа над текстом Л.Н.Толстого помогла мне осознать, что мысль играет важную роль в жизни людей. Она влияют на человеческую жизнь, заставляя людей совершать различные поступки и думать о них.
Думать о мысли?..
Таким образом, мысли сформировали в людях привычки и законы, которые те не нарушают.
КОТОРЫЕ- кто или что?
ТЕ- кто или что?
Непонятно, о ком или о чём Вы говорите: ЛЮДИ, ПРИВЫЧКИ, ЗАКОНЫ- 3 предмета речи.
Хочется, чтобы люди мыслили больше, избегая неверных решений.
Человек должен не просто больше мыслить, а обдумывать свои поступки, принимать мудрые решения.

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над выстраиванием логики сочинения.
Нужно ДО написания сочинения продумать, как не повториться в анализе связи, позиции автора и в собственном мнении. Понимаю, что это сложно, но это самая важная работа.
Далее создавайте текст сочинения, а затем обязательно редактируйте его. Проверьте употребление местоимений, вычерните лишние слова, уберите фразы, не несущие информацию.
Внимательно проанализируйте рецензию, поработайте над недочётами.
Пусть на ЕГЭ у Вас всё получится! Удачи !


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку