ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема предательства

  • Текст: В. Корчагин. О страхе и предательстве
    (1)Утро следующего дня было холодным и пасмурным. (2)Услышав голос Андрея Ивановича, Наташа, как всегда, попыталась встать с постели, но едва она приподнялась, как голова ее закружилась, и она снова неловко опустилась на землю. (3)Все тело у нее болело. (4)Сильная тошнота подступала к горлу.
    (5)Наташа стиснула зубы:
    «Только бы встать! Только бы подняться на ноги!» — мысленно твердила она, проклиная свою слабость. (6)Она слышала, как легко и быстро поднялся Валерий. (7)Он даже насвистывал что-то. (8)Почему же у нее так кружится голова?
    (9)Она снова попыталась встать и снова бессильно опустилась на землю. (10)К ней подошел Андрей Иванович.
    —(11)Что, Наточка, тяжело?
    (12)Он сел возле нее.
    (13)Наташа подняла глаза и увидела его худое потемневшее лицо и большие, лихорадочно блестевшие глаза. (14)Видно было, что и он еле поднялся.
    (15)Наташа сделала над собой усилие и села, прислонившись спиной к влажному стволу дерева.
    (16)Ничего, Андрей Иванович. (17)Я еще могу идти…
    —(18)Надо идти, Наташенька. —(19)Он помог ей подняться. — (20)Еще немного. (21)А сегодня… (22)Сегодня мы немного увеличим нашу утреннюю норму.
    (23)Он отыскал глазами Валерия.
    —(23)Валерий! В твой рюкзак я положил шоколад. (24)Вынь-ка одну плитку. (25)Все мы очень ослабли…
    —(26)Что вы, Андрей Иванович! (27)Шоколад надо оставить на конец пути, — ответил Валерий не оборачиваясь.
    —(28)Мы очень ослабли, — повторил Андрей Иванович, — а конец уже недалеко. (29)Одну плитку давайте разделим сейчас.
    —(30)Андрей Иванович! — Валерий решительно застегнул рюкзак. — (31)Вы же мужчина! (32)Стыдитесь! (33)Впереди еще столько дней пути, а вы предлагаете уничтожить наш неприкосновенный запас. (34)Я мальчишка и то…
    (35)Геолог побледнел.
    —(36)Хорошо, — сказал он с расстановкой, — я могу идти без шоколада. (37)Но Наташе он необходим сейчас. (38)Она еле поднялась с постели.
    (39)Наташа хотела возразить, но Валерий опередил ее: — (40)Ах, вот как! (41)Это другое дело. (42)Что ж… (43)«Я отдаю Наташе свой сегодняшний завтрак», —сказал он вызывающим тоном. — (44)Но шоколад останется неприкосновенным!
    (45)Валерий быстро вскинул рюкзак на плечи и, не оглядываясь, зашагал вдоль реки. (46)С минуту Андрей Иванович смотрел ему вслед, и вдруг страшное подозрение обожгло его мозг.
    —(47)Стой!! — закричал он.
    (48)Валерий остановился. Геолог подошел к нему.
    —(49)Снимай рюкзак!
    (50)Валерий отступил на шаг, и вдруг лицо его задергалось.
    —(51)Что?.. Что вы думаете?..
    (52)Андрей Иванович взялся за его рюкзак.
    —(53)Не дам! — рванулся Валерий.
    —(54)Приказываю! — раздельно и властно потребовал геолог.
    (55)Лицо его сделалось страшным. (56)Правая рука сжалась в кулак. (57)Валерий дрожащими руками снял рюкзак. (58)Андрей Иванович быстро расстегнул его и вдруг почувствовал, что земля уходит у него из-под ног: в рюкзаке лежала смятая хвоя пихты. (59)Медленно поднял он глаза на Валерия и словно впервые увидел его красивое надменное лицо, прищуренные веки и наглый бегающий взгляд.
    —(60)Ну что? (61)Что смотрите! (62)Может, и мораль начнете еще читать? (63)А мне наплевать на вас! (64)Я жить хочу! — голос Валерия перешел на крик. —(65)Я моложе вас! (66)Я имею больше прав на жизнь! (67)Я… —(68)И вдруг голос его осекся. (69)Прямо перед собой он увидел ввалившиеся, полные муки глаза Наташи.
    —(70)А-а-а! — взвыл он и бросился на землю.
    (71)Ни слова не говоря, Андрей Иванович медленно подошел к костру, тщательно разломил на три равные части сухарь и к каждому кусочку положил по крошечной дольке сахару. (72)После этого он направился к реке, чтобы набрать в котелок воды.
    (73)Наташа словно оцепенела. (74)Все происшедшее было настолько невероятным, что казалось каким-то чудовищным недоразумением, которое следовало сейчас же, немедленно разрешить. (75)Валерий не мог этого сделать! (76)Несмотря на все, что она узнала о нем за последнее время, он не мог так низко пасть — обворовать ее, слабую девушку, своего школьного товарища, и пожилого мужчину, делавшего все возможное для их спасения. (77)Разве мог это сделать человек, который так много и с таким чувством говорил о любви, о красоте, о дружбе, который так любил музыку, который писал стихи, который…
    (78)Но этого человека уже не было. (79)Перед ней лежало на земле и скулило, как побитая собака, какое-то жалкое мерзкое существо, которое стыдно было даже сравнивать с человеком.
    (В.Корчагин)
24.02.2022 20:48:15
Автор: Анастасия Киселёва

Как раскрывается истинный характер человека? Именно этим вопросом задаётся В. Корчагин в предложенном для анализа тексте.

Рассуждая о проблеме, писатель представляет героев, которые оказались в сложной ситуации: вдалеке от людей и практически без еды. Особенно тяжело было девушке Наташе, которая едва поднялась с постели. Тогда геолог Андрей Иванович предложил разделить одну плитку шоколада, чтобы набраться сил. Доводы Валерия о том, что «шоколад надо оставить на конец пути» и обвинения в слабости он практически игнорирует и продолжает настаивать на своём: «я могу идти без шоколада. Но Наташе он необходим сейчас. Она еле поднялась с постели.» В такой нелёгкой ситуации, Андрей Иванович  в первую очередь думает о своих товарищах, которым нужна помощь. Этот пример показывает нам, что даже в трудные минуты человек может оставаться благородным.

Далее перед читателями предстаёт Валерий, который, как оказалась не просто так отказывался раньше времени «уничтожить неприкосновенный запас», он съел его сам и пытался скрыть это. Свой поступок Валерий оправдывает тем, что он ещё молодой и "имеет больше прав на жизнь". Герой не просто предал своих приятелей, уничтожив запасы шоколада, но и попытался скрыть это, прикрываясь благими намерениями. На примере этого героя, автор показывает нам, что далеко не все люди могут сохранять стойкость духа и чистоту души в сложных ситуациях, некоторые оказываются способны на низкие и недостойные поступки.

Противопоставляя этих героев, автор показывает, насколько разными бывают люди и как по-разному может проявляться их истинный характер: это может быть великодушие и храбрость, так и эгоистичность и трусость.

Позиция автора ясна: именно подобные трудные ситуации помогают увидеть истинное лицо человека, его моральные устои и ценности.

Я согласна с мнением писателя и тоже считаю, что во время трудностей мы можем понять кем человек является на самом деле. Известная многим с детства пословица «друг познаётся в беде», то есть об истинном характере человека можно судить по тому, как он ведёт себя в сложной ситуации. Размышляя о подлом предательстве, можно вспомнить о повести А. С Пушкина «Капитанская дочка». Алексей Швабрин – талантливый офицер, оказавшийся предателем. Переход на сторону самозванца Пугачева, в попытке спасти своё жизнь, выдаёт трусливого и эгоистичного человека. И совсем по-другому ведёт себя главный герой Пётр Гринёв, не изменяя присяге, он готов пойти на смерть, но не допустил даже мысли о предательстве.

Подводя итог, хочется заметить, что в любой, даже самой сложной ситуации, нужно стремится оставаться достойным человеком, сохранять свою честь и своё достоинство.  
Количество слов - 384

Рецензент: Вера Легоцкая

Здравствуйте, Анастасия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 (поведение Андрея Ивановича) в сочинении указан, пояснен. Однако обращаю Ваше внимание, что Вы не пояснили, кто такой Валерий, зачем Вы вообще писали о нем, если поведению этого героя Вы посвящаете второй пример? Это логическая ошибка, поэтому будет снижение по критерию К5.

Пример 2 (поведение Валерия) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно,  проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена  вполне корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Работа  характеризуется смысловой цельностью и речевой связностью.

Ошибки: Вы не пояснили, кто такой Валерий

Доводы Валерия о том, что «шоколад надо оставить на конец пути» и обвинения в слабости он практически игнорирует и продолжает настаивать на своём

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Доводы Валерия о том, что «шоколад надо оставить на конец пути» и обвинения в слабости он практически игнорирует и продолжает настаивать на своём
Ошибки:

В работа есть нарушения точности выражения мысли, например, неудачное использование  местоимения ОН (о ком речь? О Валерии или  Андрее Ивановиче?)

По критерию не может быть выставлен максимальный балл, потому что по К 10 не максимальный.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

нужно стремится оставаться достойным человеком
Нужно (что делать?) стремитЬся  оставаться достойным человеком

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

Ошибки:

Доводы Валерия о том, что «шоколад надо оставить на конец пути» и обвинения в слабости он практически игнорирует и продолжает настаивать на своём: «я могу идти без шоколада. Но Наташе он необходим сейчас. Она еле поднялась с постели.»
Прямая речь пишется с заглавной буквы, точка ставится после кавычек.
В такой нелёгкой ситуации, Андрей Иванович  в первую очередь думает о своих товарищах, которым нужна помощь.
Лишняя запятая.
На примере этого героя, автор показывает нам, что далеко не все люди могут сохранять стойкость духа и чистоту души в сложных ситуациях,
Лишняя запятая.

который, как оказалась не просто так отказывался раньше времени «уничтожить неприкосновенный запас»
Как оказалось вводная конструкция, обособляется.
мы можем понять кем человек является на самом деле.
Нет запятой между главной и придаточной частями предложения.
Переход на сторону самозванца Пугачева, в попытке спасти своё жизнь, выдаёт трусливого и эгоистичного человека.
Не нужны запятые.  Какую конструкцию вы обособляете?

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

который, как оказалась не просто так отказывался раньше времени «уничтожить неприкосновенный запас»
Как оказалОсь.
это может быть великодушие и храбрость, так и эгоистичность и трусость.
Нарушение в построении предложения с однородными членами. Правильно: это может быть как великодушие и храбрость, так и эгоистичность и трусость.

Известная многим с детства пословица «друг познаётся в беде», то есть об истинном характере человека можно судить по тому, как он ведёт себя в сложной ситуации.
Неверная форма выражения сказуемого. Верно:  Известна многим с детства пословица «друг познаётся в беде»...

И совсем по-другому ведёт себя главный герой Пётр Гринёв, не изменяя присяге, он готов пойти на смерть, но не допустил даже мысли о предательстве.
Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

он съел его сам
Речевая избыточность (сам-лишнее слово).
Переход на сторону самозванца Пугачева, в попытке спасти своё жизнь, выдаёт трусливого и эгоистичного человека.
Речевая недостаточность (выдает В НЕМ или В ШВАБРИНЕ трусливого и эгоистичного человека).

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует  совершенствовать речевое оформление, следить за грамматикой и пунктуацией.

Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку