Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема правды и лжи в критических ситуациях

  • Текст: М. Глушко. О горечи утраты
    (1)С работы в этот раз Нина возвращалась поздно.
    (2)Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту.
    —(3)Что это вы в темноте? — спросила Нина.
    (4)Евгения Ивановна не взглянула в ее сторону.
    (5)Нина вышла, раздалась, принялась растапливать плиту и все оглядывалась на Евгению Ивановну — та сидела все так же неподвижно, изредка роняя:
    —(6)Вот беда-то...
    (7)Свое «Вот беда-то» она проговаривала так обычно и нестрашно, как проговаривают по привычке, когда никакой особенной беды нет, и Нину тревожили не слова, а эта напряженная поза и глаза, которые никуда не смотрели, хотя были открыты.
    (8)Она чистила картошку, мыла ее, ставила на плиту и все кружила, кружила словами и все думала: где и какая беда, уж не передавали ли чего по радио? (9)Что-нибудь про Сталинград или Ленинград?.. (10)И тут ей показалось, что Евгения Ивановна улыбнулась, в черном оскале блеснули металлические коронки, и задохнувшийся голос забормотал бессмыслицу:
    —(11)Вот тебе и гривенники... (12)Вот и гривенники...
    (13)Теперь Нине стало по-настоящему страшно. (14)Она выскользнула тихонько в сени, оттуда, боясь стукнуть дверью, — во двор, побежала к Ипполитовне.
    —(15)Пойдемте к нам. (16)Там тетя Женя чего-то... (17)Сидит... (18)Она вроде не в себе, помешалась. (19)Я боюсь...
    (20)Старушка пошла, держась за стенки, перехватываясь руками, Нина поддерживала ее.
    (21)Евгения Ивановна все так же сидела лицом к плите и не взглянула на них, только опять выхватила гребенку, раз-другой поскребла по голове.
    —(22)Ты чего это, в одеже — с порога окликнула Ипполитовна, а Евгения Ивановна будто и не слышала, только заелозила шершавыми ладонями по клеенке, как будто сметала крошки. (23)Припадая на ноги, Ипполитовна подошла, тяжело опустилась на стул, взяла ее за руки, потянула к себе.
    (24)Евгения Ивановна осмысленно посмотрела на неё, сдвинув брови, как будто силилась и не могла понять обращенные к ней слова.
    —(25)Сон-то, сон мой вещий — больным, переливчатым голосом выкрикивала Евгения Ивановна, — (26)Мужики мои вон... —(27)Она упала головой на стол, стала перекатываться лбом по клеенке. —(28)Мужа убили!.. (29)А Колюшка, сын — без вести...
    (30)Нина зажала рот рукой, увидела, как сразу уменьшилась, осела Ипполитовна, будто растеклась по стулу, и как некрасиво раскрылся ее запавший рот.
    (31)Ипполитовна постепенно оправлялась от испуга, приходила в себя и уже скребла маленькими пухлыми руками по спине Евгении Ивановны.
    —(32)Ты погоди, девка... (33)Сразу-то не верь. — (34)Она оглядывалась на Нину, словно ждала подмоги. (35)А Нина стояла, вся съежившись, чувствуя себя почему-то виноватой перед этим горем, и ничем помочь не могла.
    —(36)Ты погоди... (37)Похоронки-то кто пишет? (38)Писаря. (39)А они при штабах, там бумаг страсть сколько... (40)Вот и попутали. (41)Вон и Нинка скажет, она грамотная.
    (42)Нина молчала. (43)А Евгения Ивановна со стоном перекатывалась лбом по столу, гребенка выпала из ее волос, волосы рассыпались, липли к мокрым щекам. (44)Вдруг она оторвала голову от стола и замерла, вроде к чему-то прислушиваясь. (45)Пошарила в карманах ватника, вытащила бумагу, всхлипнула, подала Нине.
    (46)Нина прочитала. (47)Эта бумага была из горвоенкомата, ней значилось, что, по наведенным справкам, рядовой Завалов Николай Артамонович погиб в декабре 1941 года, а младший сержант Николай Николаевич с ноября 1941 года числится в пропавших без вести.
    (48)И опять Евгения Ивановна стала плакать, припав головой к столу.
    —(49)Ну, дак что? — и тут нашлась Ипполитовна. —(50)Нюрку Милованову знаешь? (51)Энту, с Кирпичной?.. (52)Пришел мужик домой без ноги, а через месяц на него похоронка, сам и получил... (53)Война большая, сколько людей в ней, кого и попутают...
    (54)Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, конечно, ничему этому она не верила, смотрела и слушала просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе.
    (55)А Нина думала о Луке из пьесы «На дне», про которого все говорят, что он жулик и вредный утешитель... (56)А Нина видела его доброту, ведь он один пожалел умершую Анну, за это она любила его. (57)И сейчас думала, что в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит... (58)Даже металл не выдерживает огромного одноразового удара, а если нагрузку распределять порциями, металл будет жить долго, до последней усталости... (59)А человеческая душа — не металл, она хрупка и ранима...
    (По М.В. Глушко)

24.02.2022 02:17:07
Автор: Никита Елисеев

Всегда ли стоит говорить правду? Именно над этим вопросом рассуждает автор данного текста.

Обдумывая данную тему, Мария Васильевна Глушко повествует о Евгении Ивановне, потерявшей мужа и сына на войне. Когда пришло известие об этом, она не смогла совладать с чувствами, и  ее жизненных сил хватило только на причитания.  Из этого состояния ее смогли вывести только ложные утешения соседки Ипполитовны. Евгения Ивановна не верила этим словам, но они помогали ей смириться с горечью утраты (предложение 54).Данной иллюстрацией автор показывает, что ложь бывает единственным спасительным средством в трудные минуты.

Также в тексте автор повествует о том, как Нина читает похоронку, в которой подтверждается смерть родных Евгении Ивановны, и эта правда еще больше угнетает ее. Данным примером автор показывает, насколько губительна может быть правда для человека.
Данные иллюстрации противопоставлены друг другу. В первом случае автор показывает спасительную силу лжи, а во втором - убийственную мощь правды в критических ситуациях.

Позиция Марии Васильевны очевидна, она считает что бывают моменты, когда устрашающую правду необходимо смешивать со спасительной ложью, чтобы не сломать хрупкую и ранимую душу человека.

Я полностью согласен с автором, и тоже считаю, что в некоторых ситуациях стоит солгать во благо. И подтверждение этому утверждению есть в произведении "Текст", написанном Дмитрием Глуховским. В нем на Илью Горюнова после выхода из тюрьмы, куда он попал из--за сфабрикованного дела, внезапно вывалились все правды жизни. У него не осталось друзей и родни, ему не с кем было поговорить и это привело к точу, что
он совершил самосуд и убил человека,отправившего его за решетку, потому что не видел других перспектив. Если бы в тот момент рядом с ним оказался человек, который подал бы ему хотя бы ложную надежду на светлое будущее, Илья смог бы обуздать своих демонов и начать жить правильной жизнью заново.
Правда - это очень сильное оружие против человека, оно способно уничтожить его изнутри, именно поэтому в некоторых ситуациях стоит использовать ложь ради спасения человеческой души.
Количество слов - 311

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Никита!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 3 балла

Пример 1 (утешающие слова Ипполитовны в адрес Евгении Ивановны) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (чтение похоронки) указан, пояснен формально, с логическим противоречием. Реакция Евгении Ивановны не показывает, насколько правда может быть губительна для человека.

Пример вы нашли неудачный, из-за этого не получилось выстроить правильный анализ взаимосвязи примеров.

Взаимосвязь между примерами определена неверно: непонятно, в чем заключается противопоставление примеров. В первом примере Евгения Ивановна сначала расстраивается, а потом немного успокаивается, то же самое происходит во втором примере.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Также в тексте автор повествует о том, как Нина читает похоронку, в которой
Начало абзаца со слова "также" является логической ошибкой.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл.

Ошибки: К10

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Ошибки:

Позиция Марии Васильевны очевидна, она считает ЗПТ что бывают моменты, когда устрашающую правду необходимо смешивать со спасительной ложью, чтобы не сломать хрупкую и ранимую душу человека.
Пропущена запятая перед придаточной частью.
Я полностью согласен с автором, и тоже считаю, что в некоторых ситуациях стоит солгать
Лишняя запятая.
У него не осталось друзей и родни, ему не с кем было поговорить ЗПТ и это привело к точу, что
он совершил самосуд и убил человека,отправившего его за решетку, потому что не видел других перспектив.
Пропущена запятая на границе грамматических основ.
Когда пришло известие об этом, она не смогла совладать с чувствами, и  ее жизненных сил хватило только на причитания.
Запятая не нужна (общая придаточная часть).

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Именно над этим вопросом рассуждает автор данного текста.
рассуждать О вопросе
В нем на Илью Горюнова после выхода из тюрьмы, куда он попал из--за сфабрикованного дела, внезапно вывалились все правды жизни.
правильно: вся правда жизни

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Всегда ли стоит говорить правду? Именно над этим вопросом рассуждает автор данного текста.

Обдумывая данную тему, Мария Васильевна Глушко повествует о Евгении Ивановне,
Данным примером автор показывает, насколько губительна может быть правда для человека.
Данные иллюстрации противопоставлены друг другу.

Повторы.
Также в тексте автор повествует о том, как Нина читает похоронку, в которой подтверждается смерть родных Евгении Ивановны, и эта правда еще больше угнетает ее.
Кого угнетает правда? Нину? Евгению Ивановну? Непонятно.
И подтверждение этому утверждению есть в произведении "Текст"
Тавтология.
Обдумывая данную тему, Мария Васильевна Глушко повествует
Это слово неточно отражает суть вашего сообщения.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

Позиция Марии Васильевны очевидна
Не следует называть автора по имени и отчеству, это неэтично, поскольку автор не является вашим знакомым.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы, более глубоко и последовательно анализировать текст. Тщательнее проверяйте речевое оформление сочинения. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку