Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема наличия выбора

  • Текст: К. Паустовский. Лефортовские ночи
    (1)Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. (2)С него отправлялись эшелоны на фронт. (3)По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых.
    (4)Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны. (5)Внутри вагонов были устроены подвесные пружинные койки.
    (6)Ждать приходилось долго. (7)Мы курили около вагонов. (8)Каждый раз к нам подходили женщины в теплых платках и робко спрашивали, скоро ли будут грузить раненых. (9)Самые эти слова - "грузить раненых",- то есть втаскивать в вагоны, как мертвый груз, живых, изодранных осколками людей, были одной из нелепостей, порожденных войной.
    - (10)Ждите!- отвечали мы. (11)Женщины, вздохнув, отходили на тротуар, останавливались в тени и молча следили за тяжелой вокзальной дверью.
    (12)Женщины эти приходили к вокзалу на всякий случай - может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе.
    (13)Все мы, кондукторы, люди разных возрастов, характеров и взглядов, больше всего боялись, чтобы какая-нибудь из этих женщин не нашла при нас родного искалеченного человека.
    (14)Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. (15)Иные из женщин плакали от жалости. (16)Раненые, сдерживая стоны, успокаивали женщин доходчивыми словами. (17)Эти слова простой русский человек носит в себе про черный день и поверяет только такому же простому, своему человеку.
    (18)Раненых вносили в вагоны, и начинался томительный рейс через ночную Москву. (19)Вожатые вели вагоны медленно и осторожно.
    (20)Чаще всего мы возили раненых в главный военный госпиталь в Лефортово. (21)С тех пор воспоминание о Лефортове связано у меня с осенними холодными ночами. (22)Прошло уже много лет, а мне все чудится, что в Лефортове всегда стоит такая ночь и в ней светятся скучными рядами окна военного госпиталя. (23)Я не могу отделаться от этого впечатления потому, что с той поры я ни разу не был в Лефортове и не видел военный госпиталь и обширный плац перед ним при дневном свете.
    (24)В Лефортове мы помогали санитарам переносить тяжелораненых в палаты и бараки, разбросанные в саду вдалеке от главного корпуса. (25)Там по дну оврага шумел пахнувший хлором ручей. (26)Переносили раненых мы медленно и потому зачастую простаивали в Лефортове до рассвета.
    (27)Иногда мы возили раненых австрийцев. (28)В то время Австрию насмешливо называли "лоскутной империей", а австрийскую армию - "цыганским базаром". (29)Разноплеменная эта армия производила на первый взгляд впечатление скопища чернявых и невероятно худых людей в синих шинелях и выгоревших кепи с оловянной кокардой и насквозь пробитыми на ней буквами "Ф" и "И". (30)Это были инициалы впавшего в детство австрийского императора Франца-Иосифа.
    (31)Мы расспрашивали пленных и удивлялись: кого только не было в этой армии! (32)Там были чехи, немцы, итальянцы, тирольцы, поляки, босняки, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, цыгане, герцеговинцы, гуцулы и словаки... (33)О существовании некоторых из этих народов я и не подозревал, хотя окончил гимназию с пятеркой по географии.
    (34)Однажды вместе с нашими ранеными ко мне в вагон внесли длинного, как жердь, австрийца в серых обмотках. (35)Он был ранен в горло и лежал, хрипя и поводя желтыми глазами. (36)Когда я проходил мимо, он пошевелил смуглой рукой. (37)Я думал, что он просит пить, нагнулся к его небритому, обтянутому пересохшей кожей лицу и услышал клекочущий шепот. (38)Мне показалось, что австриец говорит по-русски, и я даже отшатнулся. (39)Тогда я с трудом повторил:
    - (40)Есмь славянин! (41)Полоненный у велика-велика битва... брат мой.
    (42)Он закрыл глаза. (43)Очевидно, он вкладывал в эти слова очень важный для него и непонятный мне смысл. (44)Очевидно, он долго ждал случая, чтобы сказать эти слова. (45)Потом я долго раздумывал над тем, что хотел сказать этот умирающий человек с запекшимся от крови бинтом на горле. (46)Почему он не пожаловался, не попросил пить, не вытащил из-за пазухи за стальную цепочку полковой значок с адресом родных, как это делали все раненые австрийцы? (47)Очевидно, он хотел сказать, что сила ломит и солому и не его вина, что он поднял оружие против братьев. (48)Эта мысль соединилась в горячечном его сознании с памятью о кровавом сражении, куда он попал по воле "швабов" прямо из своей деревни. (49)Из той деревни, где растут вековые ореховые деревья, бросая широкую тень, и по праздникам пляшет на базаре под шарманку ручной динарский медведь.

    (По К. Г. Паустовскому*)
    * Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.
21.02.2022 14:55:21
Автор: Диана Белякова

Предоставляет ли война выбор простому человеку распоряжаться своей судьбой? По тексту К.Г. Паустовского «Лефортовские ночи».
Война…Такое короткое, но такое страшное слово. Сколько жизней  она уносит за собой, сколько ломает человеческих судеб.
Предоставляет ли война выбор простому человеку распоряжаться своей судьбой? Этим вопросом задаётся К.Г. Паустовский в предложенном для анализа тексте.
Размышляя над проблемой, рассказчик вспоминает годы Великой Отечественной войны, когда он работал кондуктором трамвая, выполняя функцию перевозки раненых с вокзала в военные госпитали Москвы. Каждую ночь к вагонам подходили женщины в надежде, что «среди раненных найдётся муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе». Война вынудила их родных уйти на фронт и защищать Родину. У этих женщин не было другого выбора, кроме как ждать и надеяться на лучшее: ждать, что война закончится, а сын или муж, или отец, или брат вернётся живым, и всё возвратится на свои круги.
Война  не оставила выбора и раненому солдату-австрийцу, попавшему в плен «у велика-велика битва».  Как бы сложилась судьба этого военного, если бы он не «попал по воле «швабов» прямо из своей деревни» в кровавое сражение? Разве можно винить его в том, «что он поднял оружие против братьев»? Эти вопросы не дают покоя рассказчику.
Дополняя друг друга, примеры приводят к мысли, что война действительно не оставляет выбора простым людям. Калечит, лишает жизни и семьи, создаёт невыносимые условия, забирает близких.
Позиция автора ясна: в условия войны простой человек не волен в выборе своей судьбы, за него всё решает война. Брать в руки оружие и идти на передовую или оставаться в тылу и мучительно ждать вестей, жить или умирать, становится предателем или героем.
Я полностью разделяю мнение автора. Действительно, простой человек не может распоряжаться своей судьбой в условиях войны, которая без всякого разбора подминает под себя людские судьбы, лишая их права на выбор.  Невольно вспоминаю роман Василя Быкова «Сотников». Мы привыкли говорить, что главные герои, Сотников и Рыбак сделали свой моральный выбор: один стал героем, другой - предателем. Но свободным ли был этот выбор? Или война решила за них? Быть может, в мирное время их судьба сложилась бы по-другому, и Рыбак, в целом положительный по характеру человек, никогда бы не совершил того унизительного поступка. К сожалению, история не знает сослагательного наклонения.
Да, в условия войны простые люди не имеют права выбора своей судьбы, но этот выбор есть у людей, имеющих власть: разжигать конфликт, проводить военные действия или всеми силами пытаться решить проблему мирным путём. Очень жаль, что подчас судьбы миллионов людей зависят от амбиций правящей верхушки общества, и именно они решают жить простому человеку или умирать.
Количество слов - 415

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Диана! Вы создали интересную, самостоятельную, грамотную работу.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно (Р ошибка: лексическая несочетаемость)

Предоставляет ли война выбор простому человеку распоряжаться своей судьбой?
возможность распоряжаться

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, не пояснен. Взаимосвязь между примерами определена спорно, проанализирована поверхностно.
Засчитаю связь, но не уверена, что на реальном экзамене все эксперты согласятся.
Я вижу другую связь в той подаче, которую Вы показываете.
Чтобы избежать недоразумений, сделайте "разведение примеров": покажите, КАК ИМЕННО второй пример ДОПОЛНЯЕТ ПЕРВЫЙ.  

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

Позиция автора ясна: в условия войны простой человек не волен в выборе своей судьбы, за него всё решает война.
ПА автора ЯСНА. Как легко Вы всё определили! Обратимся к предложению 43. В нём говорится о "непонятном смысле" слов умирающего австрийца.
простой человек не волен в выборе своей судьбы
Нет, волен.Нельзя отказаться от мобилизации. Но человек волен выбирать, сохранять человеческие качества в нечеловеческих услових или нет. И Вы будете об этом говорить в обосновании своей позиции.
Вы категоричны. Постарайтесь фразы строить более точно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения +1 балл
Отлично сделан вывод.

Ошибки:

Война…Такое короткое, но такое страшное слово. Сколько жизней  она уносит за собой, сколько ломает человеческих судеб.
Предоставляет ли война выбор простому человеку распоряжаться своей судьбой?
Вступление и формулировка проблемы- ОДИН абзац.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла

Ошибки: нет максимума по К 10

K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла

среди раненных найдётся муж, брат, сын
ранеНых

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла

Ошибки:

Мы привыкли говорить, что главные герои, Сотников и Рыбак ЗПТ сделали свой моральный выбор
Обособленное приложение не выделено со второй стороны
именно они решают ЗПТ жить простому человеку или умирать.
СПП

K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл

Ошибки:

Дополняя друг друга, примеры приводят к мысли, что война действительно не оставляет выбора простым людям. Калечит, лишает жизни и семьи, создаёт невыносимые условия, забирает близких.
Это ОДНО предложение: парцелляция не нужна. Это приём экспрессивного синтаксиса (слишком эмоционально для сочинения ЕГЭ)
сын или муж, или отец, или брат вернётся живым
вернУТся

K10 - Соблюдение речевых норм: 0 балов

Ошибки:

Сколько жизней  она уносит за собой
лишние слова

рассказчик вспоминает годы Великой Отечественной войны, когда он работал кондуктором трамвая, выполняя функцию перевозки раненых с вокзала в военные госпитали Москвы.
тавтология
лексическая несочетаемость

У этих женщин не было другого выбора, кроме как ждать и надеяться на лучшее: ждать, что война закончится, а сын или муж, или отец, или брат вернётся живым, и всё возвратится на свои круги.
повторы

всё возвратится на круги своя- так звучит библейское выражение, которое Вы исказили.
С какой целью Вы его использовали? Церковнославские слова делают стиль книжным, высоким. Насколько уместно это здесь, а не в финале сочинения, к примеру?

Как бы сложилась судьба этого военного, если бы он не «попал по воле «швабов» прямо из своей деревни» в кровавое сражение?
Лишняя частица

Действительно, простой человек не может распоряжаться своей судьбой в условиях войны, которая без всякого разбора подминает под себя людские судьбы (повтор), лишая их (кого: судьбы или людей?) права на выбор.  Невольно (лишнее слово, для красного словца. Почему НЕВОЛЬНО, если Вы вспоминаете сознательно?) вспоминаю роман Василя Быкова «Сотников». Мы (Кто? Кого Вы имеете в виду?) привыкли говорить
К сожалению, история не знает сослагательного наклонения.
Рекомендация
Устойчивая фраза допустима. Но у Вас есть склонность говорить красиво и не особенно мотивировать применений "красивостей". Когда работа готова, подумайте, что можно убрать в окончательной редакции (проблем с количеством слов у Вас точно нет. А вот излишества есть. Можно сделать сочинение менее "водянистым": Вы владеете речью и широкий кругозор тоже чувствуется).

Да, в условия войны простые люди не имеют права выбора своей судьбы, но этот выбор есть у людей, имеющих власть
повтор
подчас судьбы миллионов людей зависят от амбиций правящей верхушки общества, и именно они решают жить простому человеку или умирать.
Они- амбиции или верхушка общества? Если второе, то почему тогда ОНИ?

K 11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием. Диана, в Вас чувствуется сильная ученица. Проанализируйте мою рецензию и продолжайте шлифовать навыки.

Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку