Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Спасительная ложь

  • Текст: М. Глушко. О горечи утраты
    (1)С работы в этот раз Нина возвращалась поздно.
    (2)Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту.
    —(3)Что это вы в темноте? — спросила Нина.
    (4)Евгения Ивановна не взглянула в ее сторону.
    (5)Нина вышла, раздалась, принялась растапливать плиту и все оглядывалась на Евгению Ивановну — та сидела все так же неподвижно, изредка роняя:
    —(6)Вот беда-то...
    (7)Свое «Вот беда-то» она проговаривала так обычно и нестрашно, как проговаривают по привычке, когда никакой особенной беды нет, и Нину тревожили не слова, а эта напряженная поза и глаза, которые никуда не смотрели, хотя были открыты.
    (8)Она чистила картошку, мыла ее, ставила на плиту и все кружила, кружила словами и все думала: где и какая беда, уж не передавали ли чего по радио? (9)Что-нибудь про Сталинград или Ленинград?.. (10)И тут ей показалось, что Евгения Ивановна улыбнулась, в черном оскале блеснули металлические коронки, и задохнувшийся голос забормотал бессмыслицу:
    —(11)Вот тебе и гривенники... (12)Вот и гривенники...
    (13)Теперь Нине стало по-настоящему страшно. (14)Она выскользнула тихонько в сени, оттуда, боясь стукнуть дверью, — во двор, побежала к Ипполитовне.
    —(15)Пойдемте к нам. (16)Там тетя Женя чего-то... (17)Сидит... (18)Она вроде не в себе, помешалась. (19)Я боюсь...
    (20)Старушка пошла, держась за стенки, перехватываясь руками, Нина поддерживала ее.
    (21)Евгения Ивановна все так же сидела лицом к плите и не взглянула на них, только опять выхватила гребенку, раз-другой поскребла по голове.
    —(22)Ты чего это, в одеже — с порога окликнула Ипполитовна, а Евгения Ивановна будто и не слышала, только заелозила шершавыми ладонями по клеенке, как будто сметала крошки. (23)Припадая на ноги, Ипполитовна подошла, тяжело опустилась на стул, взяла ее за руки, потянула к себе.
    (24)Евгения Ивановна осмысленно посмотрела на неё, сдвинув брови, как будто силилась и не могла понять обращенные к ней слова.
    —(25)Сон-то, сон мой вещий — больным, переливчатым голосом выкрикивала Евгения Ивановна, — (26)Мужики мои вон... —(27)Она упала головой на стол, стала перекатываться лбом по клеенке. —(28)Мужа убили!.. (29)А Колюшка, сын — без вести...
    (30)Нина зажала рот рукой, увидела, как сразу уменьшилась, осела Ипполитовна, будто растеклась по стулу, и как некрасиво раскрылся ее запавший рот.
    (31)Ипполитовна постепенно оправлялась от испуга, приходила в себя и уже скребла маленькими пухлыми руками по спине Евгении Ивановны.
    —(32)Ты погоди, девка... (33)Сразу-то не верь. — (34)Она оглядывалась на Нину, словно ждала подмоги. (35)А Нина стояла, вся съежившись, чувствуя себя почему-то виноватой перед этим горем, и ничем помочь не могла.
    —(36)Ты погоди... (37)Похоронки-то кто пишет? (38)Писаря. (39)А они при штабах, там бумаг страсть сколько... (40)Вот и попутали. (41)Вон и Нинка скажет, она грамотная.
    (42)Нина молчала. (43)А Евгения Ивановна со стоном перекатывалась лбом по столу, гребенка выпала из ее волос, волосы рассыпались, липли к мокрым щекам. (44)Вдруг она оторвала голову от стола и замерла, вроде к чему-то прислушиваясь. (45)Пошарила в карманах ватника, вытащила бумагу, всхлипнула, подала Нине.
    (46)Нина прочитала. (47)Эта бумага была из горвоенкомата, ней значилось, что, по наведенным справкам, рядовой Завалов Николай Артамонович погиб в декабре 1941 года, а младший сержант Николай Николаевич с ноября 1941 года числится в пропавших без вести.
    (48)И опять Евгения Ивановна стала плакать, припав головой к столу.
    —(49)Ну, дак что? — и тут нашлась Ипполитовна. —(50)Нюрку Милованову знаешь? (51)Энту, с Кирпичной?.. (52)Пришел мужик домой без ноги, а через месяц на него похоронка, сам и получил... (53)Война большая, сколько людей в ней, кого и попутают...
    (54)Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, конечно, ничему этому она не верила, смотрела и слушала просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе.
    (55)А Нина думала о Луке из пьесы «На дне», про которого все говорят, что он жулик и вредный утешитель... (56)А Нина видела его доброту, ведь он один пожалел умершую Анну, за это она любила его. (57)И сейчас думала, что в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит... (58)Даже металл не выдерживает огромного одноразового удара, а если нагрузку распределять порциями, металл будет жить долго, до последней усталости... (59)А человеческая душа — не металл, она хрупка и ранима...
    (По М.В. Глушко)

17.02.2022 21:17:44
Автор: Мария Николаева

    Допустима ли ложь во спасение? Может ли обман быть лучше горькой правды?Именно проблеме спасительной лжи посвящен текст М. Глушко.
    Размышляя над этим вопросом, автор рассказывает о трагедии, которая случилась в жизни Евгении Ивановны: героиня получает сразу две похоронки, на мужа и сына. Невыносимое горе тяжким грузом ложится на душу несчастной женщины. Она ещё не до конца осознает, что произошло: “Свое «Вот беда-то» она проговаривала так обычно и нестрашно, как проговаривают по привычке, когда никакой особенной беды нет, и Нину тревожили не слова, а эта напряженная поза и глаза, которые никуда не смотрели, хотя были открыты.” Соседки Евгении Ивановны понимают, что случилось непоправимое. Ипполитовна пытается утешить героиню, приглушить ее боль: “Ты погоди... (37)Похоронки-то кто пишет? (38)Писаря. (39)А они при штабах, там бумаг страсть сколько... (40)Вот и попутали. (41)Вон и Нинка скажет, она грамотная.” Хотя Ипполитовна дает соседке ложную надежду, намеренно обманывает её, сказать правду в такой момент было бы жестоко по отношению к женщине, в один миг потерявшей самых близких людей. Этот пример показывает, что в некоторых случаях ложь подобна обезболивающему средству: она на время смягчает страшный удар судьбы.
    М. Глушко замечает, что сначала Нина, вторая соседка Евгении Ивановны, не поддерживает выдуманную историю Ипполитовны. Нина понимает, что соседке, на которую внезапно обрушилось нечеловеческое горе, нужно помочь, но не знает, верны ли действия Ипполитовны. Постепенно к Евгении Ивановне приходит осознание произошедшего: “А Евгения Ивановна со стоном перекатывалась лбом по столу, гребенка выпала из ее волос, волосы рассыпались, липли к мокрым щекам. (44)Вдруг она оторвала голову от стола и замерла, вроде к чему-то прислушиваясь.” Наблюдая ее  невыносимые муки, Нина приходит к выводу, что ложь, “святая ложь” - единственное, что может спасти убитую горем женщину. Я думаю, порой правда слишком жестока. В таком случае лучше соврать и на время облегчить чужое страдание.
   Оба примера, дополняя друг друга, доказывают, что ложь бывает необходима. Именно она помогает справиться с огромным горем.
   Автор утверждает, что страшную правду нельзя сразу обрушивать на человека. Ее нужно “впускать” постепенно, прикрывая ложью. Только так измученная душа не сломается под тяжестью страдания.
   С мнением автора нельзя не согласиться. Ложная надежда иногда благороднее правды. Она помогает справиться с трудностями и жить дальше. Читая текст Глушко, невольно вспоминаешь произведение М.Шолохова “Судьба человека”. Андрей Соколов обманул мальчика Ваню, назвавшись его отцом. Своим поступком он осчастливил, спас маленькую одинокую душу, потерянную в послевоенном жестоком мире. Мужчина, переживший ужасы войны, почувствовал духовную близость с таким же несчастным, отчаявшимся мальчиком. Его ложь оказалась ложью во спасение: главный герой помог Ване снова обрести семью и дом, снова почувствовать отеческую любовь и заботу. Этот пример доказывает, что благородный обман, спасающий жизнь человека, лучше, чем страшная правда.
  Таким образом, я могу сделать вывод, что в некоторых случаях лучше соврать, утаить жестокую истину.

Количество слов - 457

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Мария!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно. Однако Вы сформулировали два вопроса. Зачем? Достаточно одного.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Когда приводите в пример цитаты, номера предложений указывать не нужно. Цитата в первом примере чересчур объемная - сокращайте.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована слабо. В анализе Вы дублируете ранее высказанную мысль.

Наблюдая ее  невыносимые муки, Нина приходит к выводу, что ложь, “святая ложь” - единственное, что может спасти убитую горем женщину. Я думаю, порой правда слишком жестока. В таком случае лучше соврать и на время облегчить чужое страдание.
   Оба примера, дополняя друг друга, доказывают, что ложь бывает необходима. Именно она помогает справиться с огромным горем.
Рекомендую делать анализ не в моральном ключе, а показывать, как один пример связан с другим и зачем автору эта связь.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена не совсем корректно.

 Допустима ли ложь во спасение? Может ли обман быть лучше горькой правды?Именно проблеме спасительной лжи посвящен текст М. Глушко.

В позиции автора мы хотим увидеть, допустима ложь во спасение или нет? Может или не может обман быть лучше горькой правды. Приходится выуживать мысль автора.
Автор утверждает, что страшную правду нельзя сразу обрушивать на человека. Ее нужно “впускать” постепенно, прикрывая ложью. Только так измученная душа не сломается под тяжестью страдания.
Из мысли, отмеченной зеленым цветом, я понимаю, что ложь во спасение допустима. Рекомендую четко формулировать позицию автора. Она должна быть прямым ответом на проблемный вопрос.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Ошибки:

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.

Речь богатая, выразительная! Молодец!

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Ошибки:

Таким образом, я могу сделать вывод, что в некоторых случаях лучше соврать, утаить жестокую истину.
Разговорное слово. Лучше: лгать.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над формулировкой позиции автора и анализом связи. Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 24

Возврат к списку