ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Про свободу

  • Текст: С. Соловейчик. О свободе и совести
    (1)Что такое свобода? (2)Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. (3)Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. (4)Бесконечное не определимо в словах. (5)Оно выше слов.
    (6)Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.
    (7)Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей – огромное множество. (8)Как же это получается?
    (9)В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. (10)По сути, речь идет о совершенно разных вещах.
    (11)Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления.
    (12)Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. (13)Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.
    (14)В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (15)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (16)Мы говорим о другом – о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.
    (17)Внутренняя свобода не зависит жестко от внешней. (18)В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. (19)В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные. (20)Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. (21)Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу – это спорный вопрос, – а потому, что внутренняя свобода нужна самому нашему воспитаннику, в каком бы обществе он ни жил.
    (22)Человек свободный – это человек, свободный внутренне. (23)Как и все люди, внешне он зависит от общества. (24)Но внутренне он независим. (25)Общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны.
    (26)Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. (27)Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. (28)Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей – они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
    (29)Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
    (30)Что такое внутренняя свобода?
    (31)Внутренняя свобода так же противоречива, как и свобода вообще. (32)Внутренне свободный человек, свободная личность, в чем-то свободен, а в чем-то не свободен.
    (33)От чего свободен внутренне свободный человек? (34)Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью.(35) От расхожего общего мнения. (36)Он независим от толпы. (37)Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. (38)Свободен от предубеждений. (39)Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений.
    (40)Можно сказать так: в нем свободно человеческое.
    (41)Свободного человека легко узнать: он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости. (42)Он ценит свободу каждого человека.(43) Он не кичится своей свободой, не добивается свободы во что бы то ни стало, не сражается за свою личную свободу – он всегда владеет ею. (44)Она дана ему в вечное владение. (45)Он не живет для свободы, а живет свободно.
    (46)Это легкий человек, с ним легко, у него полное жизненное дыхание.
    (47)Каждый из нас встречал свободных людей. (48)Их всегда любят. (49)Но есть нечто такое, от чего действительно свободный человек не свободен. (50)Это очень важно понять. (51)От чего не свободен свободный человек?
    (52)От совести.
    (53)Что такое совесть?
    (54)Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. (55)Свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. (56)Будто бы свободный, но без совести – раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло. (57)Такого человека называют как угодно, но только не свободным. (58)Свобода в общем сознании воспринимается как добро.
    (59)Обратите внимание на важное различие: тут не сказано – не свободен от своей совести, как обычно говорят. (60)Потому что совесть не бывает своя. Совесть и своя, и общая. (61)Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. (63)Совесть – то, что соединяет людей.
    (64)Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. (65)Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом. (66)Не нужно спрашивать, что же такое правда, она так же не выразима в словах, как и свобода. (67)Но мы узнаем ее по чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде. (68)И каждый страдает, когда справедливость нарушается – когда попирается правда. (69)Совесть, чувство сугубо внутреннее и в то же время общественное, говорит нам, где правда и где неправда. (70)Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. (71)Свободный человек строго слушается совести – но только ее.
    (72)Учитель, цель которого – воспитание свободного человека, должен поддерживать чувство справедливости. (73)Это главное в воспитании.
    (74)Никакого вакуума нет. Никакого госзаказа на воспитание не нужно. (75)Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.
    (С. Соловейчик)
16.02.2022 01:06:29
Автор: Кристина Гуркова

Работа Василия

Кто такой свободный человек? Именно этот вопрос находится в центре внимания С. Соловейчика.

Размышляя над этим вопросом, автор рассуждает о том, что такое свобода, рассказывая, что есть очень много книг и других материалов, где пытались объяснить это понятие. Писатель рассказывает о том, сколько бы люди не жили, они будут стремиться к свободе, при этом даже не зная точно чего они именно хотят. С. Соловейчик разделяет свободу на два понятия: «Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни». Читатель понимает, даже не зная что такое свобода, люди всё равно стремятся к ней.

Далее автор показывает, что у любой свободы есть две стороны, одна – внутренняя, а другая внешняя. Писатель подчёркивает, что люди обычно думают, что та истинная свобода – внешняя, но на самом деле это не так. С. Соловейчик показывает от чего свободен внутренне свободный человек: «Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью. От расхожего общего мнения. Он независим от толпы. Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. Свободен от предубеждений. Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений». Автор показывает, что только внутренне свободный человек по истине свободный. Второй пример дополняет первый: в первом рассказано о том, что же человек сам думает о свободе, а во втором показано какой человек по истине свободный.

Позиция автора заключается в том, что свободный человек – тот человек, кто свободен внутри себя, внутренне.

Я согласен с мнением автора и считаю, что по истине свободен тот человек, который свободен внутри себя. Помню я когда-то думал, что истинная свобода – ходить гулять каждый день с друзьями и меня за это никто не будет ругать, но сейчас я понимаю, что свобода это далеко не что-то внешнее, а то что находится глубоко в моей душе.

Таким образом, человек должен понимать истинное понятие свободы и дорожить этим знанием, ведь многие люди даже не знают что это.
Количество слов - 315

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Василий! Работа самостоятельная, что является её достоинством.
Вы знаете структуру сочинения, орфографически вполне грамотны.  

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

С. Соловейчик разделяет свободу на два понятия: «Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни». Читатель понимает, даже не зная что такое свобода, люди всё равно стремятся к ней.
Цитата НЕ ПОДТВЕРЖДАЕТ тезис прямо. Он предполагает, что Вы назовёте два понятия, а не покажете РАЗНИЦУ определений.

Ели бы Вы в качестве ТЕЗИСА взяли следующее предложение, то цитата была бы более уместна:

Далее автор показывает, что у любой свободы есть две стороны, одна – внутренняя, а другая внешняя.
Далее автор показывает, что у любой свободы есть две стороны, одна – внутренняя, а другая внешняя. Писатель подчёркивает, что люди обычно думают, что та истинная свобода – внешняя, но на самом деле это не так. С. Соловейчик показывает от чего свободен внутренне свободный человек: «Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью. От расхожего общего мнения. Он независим от толпы. Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. Свободен от предубеждений. Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений». Автор показывает, что только внутренне свободный человек по истине свободный. Второй пример дополняет первый: в первом рассказано о том, что же человек сам думает о свободе, а во втором показано какой человек по истине свободный.
Слова, называющие действия автора:
ПОДЧЁРКИВАЕТ, ОБРАЩАЕТ ВНИМАНИЕ ЧИТАТЕЛЯ, ОДОБРЯЕТ, ОСУЖДАЕТ, ИРОНИЗИРУЕТ, ПОДДЕРЖИВАЕТ ИДЕЮ О, ПРИГЛАШАЕТ К РАССУЖДЕНИЮ О..., ВОЗМУЩАЕТСЯ, СОЖАЛЕЕТ, РАДУЕТСЯ и т.д.

С. Соловейчик показывает от чего свободен внутренне свободный человек: «Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью. От расхожего общего мнения. Он независим от толпы. Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. Свободен от предубеждений. Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений».
Огромная цитата- нужно её укоротить. Включите только ОТ ЧЕГО свободен человек.

Рекомендация

Василий
Читатель понимает, даже не зная что такое свобода, люди всё равно стремятся к ней.
Автор
(6)Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.
Старайтесь не искажать смысла, который автор вкладывает в слова.
Не знать не равно стараться понять,т.е. стараться узнавать.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

Позиция автора заключается в том, что свободный человек – тот человек, кто свободен внутри себя, внутренне.

Я согласен с мнением автора и считаю, что по истине свободен тот человек, который свободен внутри себя.
Ваша позиция дублирует ПА (позицию автора).

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0 баллов

Ошибки:

С. Соловейчик разделяет свободу на два понятия: «Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни». Читатель понимает, даже не зная что такое свобода, люди всё равно стремятся к ней.

Далее автор показывает, что у любой свободы есть две стороны, одна – внутренняя, а другая внешняя.
Повтор одной мысли
Помню я когда-то думал, что истинная свобода – ходить гулять каждый день с друзьями и меня за это никто не будет ругать, но сейчас я понимаю, что свобода это далеко не что-то внешнее, а то что находится глубоко в моей душе.
В один ряд ставите несовместимые понятия, высокое и бытовые.

Таким образом, человек должен понимать истинное понятие свободы и дорожить этим знанием, ведь многие люди даже не знают что это.
Непонятно, почему Вы употребляете этот союз.
Да, не знают- как могут дорожить, если и ценности нет.
Вывод ради вывода.
Если Вы уберёте придаточную часть, то хотя бы часть "воды" уйдёт.

K6 - Точность и выразительность речи: 0 баллов

Ошибки:
Тавтология, плеоназмы

Далее автор показывает, что у любой свободы есть две стороны, одна – внутренняя, а другая внешняя. Писатель подчёркивает, что люди обычно думают, что та истинная свобода – внешняя, но на самом деле это не так.
Однотипные синтаксические конструкции
Помню я когда-то думал, что истинная свобода – ходить гулять каждый день с друзьями и меня за это никто не будет ругать, но сейчас я понимаю, что свобода это далеко не что-то внешнее, а то что находится глубоко в моей душе.
Однотипные синтаксические конструкции

K7 - Соблюдение орфографических норм: 2 балла

Ошибки:

сколько бы люди не жили, они будут стремиться
НИ жили (нет отрицания)
по истине
ПОИСТИНЕ - нар., слитно

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0 баллов

Ошибки:

они будут стремиться к свободе, при этом даже не зная точно ЗПТ чего они именно хотят.
Читатель понимает, ДВОЕТОЧИЕ даже не зная ЗПТ что такое свобода, люди всё равно стремятся к ней.
С. Соловейчик показывает ЗПТ от чего свободен внутренне свободный человек
во втором показано ЗПТ какой человек по истине свободный.
Помню я когда-то думал, что истинная свобода – ходить гулять каждый день с друзьями и меня за это никто не будет ругать, но сейчас я понимаю, что свободаТИРЕ это далеко не что-то внешнее, а то ТЧК что находится глубоко в моей душе.
многие люди даже не знают ЗПТ что это.

K9 - Соблюдение грамматических норм: 0 баллов

Ошибки:

Размышляя над этим вопросом, автор рассуждает о том, что такое свобода, ТЧК(перегруженное предложение) рассказывая, что есть очень много книг и других материалов, где (в которых) пытались (пропуск сказуемого) объяснить это понятие. Писатель рассказывает о том, сколько (нарушение в пострении СП) бы люди не жили, они будут стремиться к свободе, при этом даже не зная точно чего они именно хотят.
человек, кто свободен
КОТОРЫЙ

K10 - Соблюдение речевых норм: 0 баллов

Ошибки:

Кто такой свободный человек?
Рекомендация
Сформулируйте лучше так:
Какого человека можно назвать свободным?

Размышляя над этим вопросом, автор рассуждает о том, что такое свобода, рассказывая, что есть очень много книг и других материалов, где пытались объяснить это понятие. Писатель рассказывает о том, сколько бы люди не жили, они будут стремиться к свободе, при этом даже не зная точно чего они именно хотят. С. Соловейчик разделяет свободу на два понятия:
Существует два ВИДА свободы
Два понятия= «свобода-от» и «свобода-для»
Писатель рассказывает о том, сколько бы люди не жили, они будут стремиться к свободе, при этом даже не зная точно чего они именно хотят. С. Соловейчик разделяет свободу на два понятия: «Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни». Читатель понимает, даже не зная что такое свобода, люди всё равно стремятся к ней.
повтор
люди обычно думают, что та истинная свобода – внешняя, но на самом деле это не так.
ТА- лишнее слово
только внутренне свободный человек по истине свободный
повтор
человек, кто свободен внутри себя, внутренне.
Помню я когда-то думал, что истинная свобода – ходить гулять каждый день с друзьями и меня за это никто не будет ругать, но сейчас я понимаю, что свобода это далеко не что-то внешнее, а то что находится глубоко в моей душе.
И что это? Уходите от неопределённых местоимений:нужна конкретика. И что находится глубоко в Вашей душе?
Повторы

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над речевым оформлением и пунктуацией (не видите сложноподчинённых предложений)
Проанализируйте рецензию, обратите внимание на данные мной рекомендации по улучшению сочинения.
У Вас ещё есть время, чтобы балл на экзамене был выше.

Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 12

Возврат к списку