Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема улучшения жизни других людей

  • Текст: Л. Толстой. О желании сделать людей лучше
    (1)Ничто так не мешает улучшению жизни людей, как то, что они хотят улучшить свою жизнь делами насилия. (2)Насилие же людей над людьми более всего отвлекает людей от того одного, что может улучшить их жизнь, а именно от того, чтобы стараться самим становиться лучше.

    (3)Только те люди, которым выгодно властвовать над другими людьми, могут верить в то, что насилие может улучшить жизнь людей. (4)Людям же, не подпавшим этому суеверию, должно бы быть ясно видно, что жизнь людей может измениться к лучшему только от их внутреннего душевного изменения, а никак не от тех насилий, которые над ними делаются.

    (5)Чем меньше человек доволен собою и своею внутреннею жизнью, тем больше он проявляет себя во внешней, общественной жизни.

    (6)Для того, чтобы не впадать в эту ошибку, человек должен понимать и помнить, что он так же не властен и не призван устраивать жизнь других, как и другие не властны и не призваны устраивать его жизнь, что он и все люди призваны только к одному своему внутреннему совершенствованию, в этом одном всегда властны и этим одним могут воздействовать на жизнь других людей.

    (7)Люди очень часто живут дурно только оттого, что они заботятся о том, как устроить жизнь других людей, а не свою собственную.

    (8)Им кажется, что своя жизнь только одна, и потому устройство ее не так важно, как важно устройство многих, всех жизней. (9)Но они забывают при этом то, что в устройстве своей жизни они властны, а устраивать чужую жизнь они не могут.

    (10)Если бы то время и те силы, которые расходуются людьми теперь на устроительство жизни людей, расходовались бы каждым на дело борьбы с своими грехами, то то самое, чего желают достигнуть люди - наилучшее устройство жизни, - было бы очень скоро достигнуто.

    (11)Устройство общей жизни людей посредством законов, поддерживаемых насилием, без внутреннего совершенствования, это все равно что перекладывание без извести из неотесанных камней на новый лад разваливающееся здание. (12)Как ни клади, все не будет толка, и здание все будет разваливаться.

    (13)В молодых годах люди верят, что назначение человечества в постоянном совершенствовании и что возможно и даже легко исправить все человечество, уничтожить все пороки и несчастья. (14)Мечты эти не смешны, а, напротив, в них гораздо больше истины, чем в суждениях старых, завязших в соблазнах людей, когда люди эти, проведшие всю жизнь не так, как это свойственно человеку, советуют людям ничего не желать, не искать, а жить, как животное. (15)Ошибка мечтаний молодости только в том, что совершенствование себя, своей души юноши переносят на других.

    (16)Делай свое дело жизни, совершенствуя и улучшая свою душу, и будь уверен, что только этим путем ты будешь самым плодотворным образом содействовать улучшению общей жизни.

    (17)Если ты видишь, что устройство общества дурно, и ты хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы все люди стали лучше; а для того, чтобы люди стали лучше, в твоей власти только одно: самому сделаться лучше.

    (18)Во всех случаях, где употребляется насилие, прилагай разумное убеждение, и ты редко потеряешь в мирском смысле и всегда будешь в большом выигрыше в духовном.

12.02.2022 22:15:56
Автор: Екатерина Коваленко

Как сделать жизнь людей лучше? Над этим вопросом размышляет Л. Толстой в предложенном для анализа тексте.

Раскрывая проблему, автор демонстрирует, что для её решения многие люди предпочитают использовать насилие. Толстой считает данный способ нежелательным, ведь жизнь людей не может измениться “от тех насилий, которые над ними делаются”. Он считает, что стоит стараться изменить свою собственную жизнь, а не чужую. Таким образом, Толстой показывает читателю, что насилием невозможно сделать жизнь других людей лучше, ведь человек “не властен и не призван устраивать жизнь других”.

В своем тексте автор раскрывает и другой метод улучшения жизни людей - самосовершенствование. Толстой думает, что исключительно развитием собственной души “ты будешь самым плодотворным образом содействовать улучшению общей жизни”. Он также отмечает: “для того, чтобы люди стали лучше, в твоей власти только одно: самому сделаться лучше”. Этими словами Толстой подводит читателя к мысли, что людям стоит начать с исправления своих пороков, и только потом - с общественных.

Противопоставляя два разных метода улучшения жизни людей, автор подводит читателя к мысли, что только один из них является верным - саморазвитие.

Таким образом, Л. Толстой считает, что сделать жизнь других людей лучше можно только в том случае, если начать с изменения самого себя, своей жизни и своих пороков, а насилие над окружающими способно привести лишь к негативным результатам.

Я согласна с мнением автора. Действительно, если все люди, которые стремятся исправить других, возьмутся за себя, мир станет значительно лучше. О насильственных методах можно сказать лишь следующее: “в чужом глазу соломину видеть, в своем - бревна не замечать”. Общественный опыт доказывает, что великое множество людей и правда не желают замечать своих недостатков, но активно стараются исправить их в окружающих, и в итоге никто не становится лучше.

Хочется верить, что, прочитав текст Л. Толстого, многие задумаются о том, как важна роль саморазвития в совершенствовании мира, и что улучшить жизнь людей можно только в том случае, если начать с себя самого.
Количество слов - 311

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Екатерина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована чересчур коротко. Старайтесь сжато делать отсылку к каждому примеру.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Раскрывая проблему, автор демонстрирует, что для её решения многие люди предпочитают использовать насилие. Толстой считает данный способ нежелательным, ведь жизнь людей не может измениться “от тех насилий, которые над ними делаются”. Он считает, что стоит стараться изменить свою собственную жизнь, а не чужую. Таким образом, Толстой показывает читателю, что насилием невозможно сделать жизнь других людей лучше, ведь человек “не властен и не призван устраивать жизнь других”.
1) Нарушения порядка изложения мыслей. В первом примере Вы пишете о насилии, во втором - о самосовершенствовании. Это правильно. Предложение, выделенное красным цветом, относится ко второму примеру, поэтому не стоило эту мысль включать в первый пример.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Он также отмечает: “для того, чтобы люди стали лучше, в твоей власти только одно: самому сделаться лучше”.
Верно: Для.
О насильственных методах можно сказать лишь следующее: “в чужом глазу соломину видеть, в своем - бревна не замечать”.
Верно: В.
Если прямая речь располагается после слов автора, то выделяется кавычками, а первое слово пишется с заглавной буквы.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Хочется верить, что, прочитав текст Л. Толстого, многие задумаются о том, как важна роль саморазвития в совершенствовании мира, ЛИШНЯЯ ЗПТ и что улучшить жизнь людей можно только в том случае, если начать с себя самого.
1) Лишняя запятая: однородные придаточные.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Толстой считает данный способ нежелательным, ведь жизнь людей не может измениться “от тех насилий, которые над ними делаются”. Он считает, что стоит стараться изменить свою собственную жизнь, а не чужую.
1) Некорректное употребление местоимения. Оно заменяет предыдущее слово в той же форме.
Этими словами Толстой подводит читателя к мысли, что людям стоит начать УЛУЧШАТЬ ЖИЗНЬ с исправления своих пороков, и только потом - с общественных.
2) Пропущены важные для понимания мысли слова.
Этими словами Толстой подводит читателя к мысли, что людям стоит начать с исправления своих пороков, и только потом - с общественных.

Противопоставляя два разных метода улучшения жизни людей, автор подводит читателя к мысли, что только один из них является верным - саморазвитие.
3) Неоправданный повтор.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Общие рекомендации: следует усилить работу над речевым оформлением текста. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку