Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Могут ли умереть подлинные культурные ценности?

  • Текст: Ю. Лотман. О культурных ценностях
    (1)Что такое настоящие культурные ценности? (2)Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишнёвого сада». (3)Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки. (4)Не портрет на стене. (5)Это живое явление культуры… (6)Возьмём, к примеру, музыку Баха. (7)Совсем недавно казалось, что она существует только для знатоков, что так называемому широкому слушателю Бах не нужен. (8)А уж добаховская музыка, музыка ренессансная, средневековая казалась чем-то давно забытым, списанным в архив. (9)Но посмотрите на современные афиши. (10)Её исполняют и слушают с гораздо большим удовольствием и пониманием, чем хронологически более близкие вещи.
    (11)В подлинной культуре ничто не умирает. (12)Может оставаться, как незажжённая лампочка. (13)Но придёт минута, чья-то рука коснётся выключателя – вспыхнет яркий свет. (14)Вспомним хотя бы Пушкина. (15)Были ведь после смерти его эпохи, когда Пушкин, казалось бы, был оттеснён, его переставали читать. (16)Но потом он снова возвращался, и я думаю, что он у нас не за спиной, он всё ещё впереди: отчасти он наше историческое прошлое, отчасти – культурное будущее. (17)И сегодня он привлекает нас прежде всего тем, что он поэт раздумья. (18)Не случайно уже с середины двадцатых годов его произведения кончаются не ответами, а вопросами. (19)Лирика Пушкина всегда даёт толчок мысли.
    (20)Нам невольно хочется видеть в Пушкине литератора, уже закончившего свою дорогу. (21)Мы как бы придаём этакую композиционную завершённость его пути. (22)Но всё дело в том, что Пушкин нашёл необходимость постоянного движения. (23)И тут мы должны говорить об участии Творца, Личности в культурной жизни не только своего времени.
    (24)Культура преодолевает биологическую смерть и не всегда подчиняется простой логике: чем новее – тем современней. (25)Понятие это – немеханическое. (26)И формула «незаменимых людей нет» – везде неправильная – здесь вопиюще несправедлива. (27)В области художественного творчества все незаменимы. (28)Не изобретённая одним человеком машина будет изобретена другим – ненаписанное произведение останется ненаписанным. (29)А ведь без «Евгения Онегина» или «Братьев Карамазовых» история России была бы другой. (30)После крупного мастера какой-то путь остаётся непройденным.
    (31)Непройденные дороги – это не заваленные тоннели, не потерянные тропы. (32)И культура часто возвращается назад, чтобы найти потерянную тропу. (33)История идёт вперёд и будет идти очень круто. (34)Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов вдруг скажут нам ещё что-то новое, чего мы не предполагали.
    (35)Судить, что в культуре умерло, а что остаётся, – очень трудно. (36)Я думаю, подлинно талантливое не умирает. (37)Другое дело, что мы часто оказываемся не на высоте нашего наследия, не на высоте своей культурной памяти.
    (По Ю. М. Лотману)
12.02.2022 18:48:10
Автор: Валентина Ярцева

Королёва Валерия

( по тексту Юрия Лотмана)
  
Могут ли умереть или исчезнуть навсегда подлинные культурные  ценности?  Над этим вопросом размышляет Юрий Лотман.
  О деятеле искусства иногда  забывают после смерти, даже если при жизни он был востребован.  В тексте  публициста говорится о творчестве русского поэта и писателя А.С. Пушкина: « Были ведь после смерти его эпохи, когда Пушкин, казалось бы, был оттеснён, его переставали читать». В какой-то момент   забыли.  Этим примером  автор  хотел показать, что не всегда современники относятся к великому человеку так, как его предшественники.  Но  ситуация может поменяться: «Потом он снова возвращался… отчасти он наше историческое прошлое, отчасти – культурное будущее»». По сей день Александр Сергеевич Пушкин остаётся поэтом раздумья. Благодаря этому эпизоду мы понимаем, что  талантливые деятели культуры  не могут быть забыты навсегда.  Они  обязательно  станут  опять  востребованными.
   Приведённые примеры противопоставлены друг другу, но каждая  иллюстрация  описывает процесс,  который происходил  в культурной жизни нашего народа. Известные  произведения могут уйти в тень, но через  какой-то промежуток  они вновь станут нужными и необходимыми.
   Позиция автора выражена ясно и однозначно. Юрий Лотман считает, что «в подлинной культуре ничто не умирает».
   Я полностью разделяю точку зрения автора. Действительно,  культурные ценности  бессмертны, потому что навсегда остаются в душах и памяти людей. Одно время Александр Исаевич  Солженицын был изгоем,  его  выслали  из страны, произведения писателя не печатались,   но после изгнания   он вернулся в Россию, творчество его продолжает жить.
   Работа над текстом  Юрия  Лотмана помогла мне осознать, что подлинные ценности культуры  живут вечно и не могут исчезнуть навсегда.
Количество слов - 225

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Валерия! Вы знаете структуру сочинения ЕГЭ, пишете грамотно, что
является достоинствами работы.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

Могут ли умереть или исчезнуть навсегда подлинные культурные  ценности?
1.Рекомендации.
Аккуратно формулируйте ответ с ЛИ.
Что Вы хотите услышать в ответ?
-Да, могут?
-Нет, не могут?

Лучше формулировать так, чтобы нельзя было дать односложный ответ. Вопрос должен быть ПРОБЛЕМНЫМ.
В чем особенность подлинных культурных ценностей?

2. Умереть= исчезнуть навсегда
С какой целью Вы используете эти контекстные синонимы? Оставьте только ОДНО из однородных сказуемых.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0 баллов

Ошибки:

Над этим вопросом размышляет Юрий Лотман. Нет перехода от одного предложения к другому. Логический провал.
1.О деятеле искусства иногда  забывают после смерти, даже если при жизни он был востребован.
2.В тексте  публициста говорится о творчестве русского поэта и писателя А.С. Пушкина
Логический скачок можно убрать, поменяв местами 1 и 2 предложения (нумерация моя)

Можно 2 предложение вынести во вступление.
Рекомендация:
Комментарий разделить на 3 абзаца:
1. Пример 1+ пояснение 1
2. Пример 1+ пояснение 1
3. Указание на связь и её анализ
О деятеле искусства иногда  забывают после смерти, даже если при жизни он был востребован.  В тексте  публициста говорится о творчестве русского поэта и писателя А.С. Пушкина: « Были ведь после смерти его эпохи, когда Пушкин, казалось бы, был оттеснён, его переставали читать». В какой-то момент   забыли.  Этим примером  автор  хотел показать, что не всегда современники относятся к великому человеку так, как его предшественники. НОВЫЙ АБЗАЦ Но  ситуация может поменяться: «Потом он снова возвращался… отчасти он наше историческое прошлое, отчасти – культурное будущее»». По сей день Александр Сергеевич Пушкин остаётся поэтом раздумья. Благодаря этому эпизоду мы понимаем, что  талантливые деятели культуры  не могут быть забыты навсегда.  Они  обязательно  станут  опять  востребованными.
  Приведённые примеры противопоставлены друг другу, но каждая  иллюстрация  описывает процесс,  который происходил  в культурной жизни нашего народа. Известные  произведения могут уйти в тень, но через  какой-то промежуток  они вновь станут нужными и необходимыми.
Этим примером  автор  хотел показать, что не всегда современники относятся к великому человеку так, как его предшественники.  Но  ситуация может поменяться: «Потом он снова возвращался… отчасти он наше историческое прошлое, отчасти – культурное будущее»».
"Так, как предшественники"- как именно? Доведите мысль до логического конца. Далее следует НО. Что именно Вы противопоставляете и чему? Какая ситуация меняется?
Приведённые примеры противопоставлены друг другу, но каждая  иллюстрация  описывает процесс,  который происходил  в культурной жизни нашего народа.
Вы используете смысловой маркер определения способа развития мысли НО (противопоставление).В этом же предложении используете слово ПРОТИВОСПОСТАВЛЕНЫ. Дважды указываете на одно и то же? Отрицаете то, что только что сказали?
Ответьте себе на вопросы: "Зачем нужно НО? С какой целью я использую это слово?"
1. Согласие Я полностью разделяю точку зрения автора. 2. Тезис Действительно,  культурные ценности  бессмертны, потому что навсегда остаются в душах и памяти людей. 3. Обоснование тезиса Одно время Александр Исаевич  Солженицын был изгоем,  его  выслали  из страны, произведения писателя не печатались,   но после изгнания   он вернулся в Россию, творчество его продолжает жить. 4. Микровывод?


K6 - Точность и выразительность речи + 1 балла

Ошибки:

Приведённые примеры противопоставлены друг другу, но каждая  иллюстрация  описывает процесс,  который происходил  в культурной жизни нашего народа. Известные  произведения могут уйти в тень, но через  какой-то промежуток  они вновь станут нужными и необходимыми.
Использование однотипных конструкций
Повторы
Нарушения стиля

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла

Ошибки:

Пушкин остаётся поэтом раздумья
Это цитата- нужны кавычки

Но  ситуация может поменяться: «Потом он снова возвращался… отчасти он наше историческое прошлое, отчасти – культурное будущее»».
Одни кавычки лишние.

K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл

Ошибки:

Одно время Александр Исаевич  Солженицын был изгоем,  его  выслали  из страны, произведения писателя не печатались, ТЧК но после изгнания   он вернулся в Россию, творчество его продолжает жить.
Нарушение границ предложения.
Предложение перегружено- разделите на части.

K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл

Ошибки:

Благодаря этому эпизоду мы понимаем, что...
Шероховатость
МЫ- кто? Кого Вы имеете в виду? "Повисшее слово"
По сей день Александр Сергеевич Пушкин
Стиль!
Фразеологизм имеет помету РАЗГ.
Известные  произведения могут уйти в тень
Стиль!
Фразеологизм имеет помету РАЗГ.
Одно время Александр Исаевич  Солженицын был изгоем
Стилистическая шероховатость
Уберите выделенные мной слова: они избыточны+ это разговорное словосочетание. Глагол пр.вр. и так показывает, что события УЖЕ когда-то произошли.

Одно время Александр Исаевич  Солженицын был изгоем,  его  выслали  из страны, произведения писателя не печатались,   но после изгнания   он вернулся в Россию, творчество его продолжает жить.
повторы

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале -0,5 балла

Ошибки:

Благодаря этому эпизоду мы понимаем, что...
Ошибка в употреблении термина.
ЭПИЗОД может быть в художественном тексте. Вы анализируете публицистический.

Общие рекомендации: Валерия, определите для себя разницу между ХТ и ПТ. Структуру работы Вы понимаете, но не хватает глубины проникновения в текст. Поработайте над стилем сочинения: разговорные слова можно использовать в сочинении, только нужно употреблять их уместно.

Валерия, проработайте моя рецензию, обратите внимание на рекомендации, и тогда Ваш балл за сочинение станет ещё выше.

Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку