Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема нравственного выбора

  • Текст: Ю. Яковлев. У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками...
    (1)У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. (2)В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. (3)В пасмурные дни глаза серые — крапинки пропадают совсем. (4)У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. (5)Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперед, как бы желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.
    (6)Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет рядом. (7)И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далекого страшного дня.
    —(8)Ваш сын приговорен к казни.
    (9)Я прислонилась к стене. (10)Потом собралась с силами.
    —(11)Можно мне видеть коменданта?
    (12)Меня пропустили. (13)Комендант сидел на табуретке. (14)На нем был только один сапог. (15)Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.
    (16)Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому что его лицо было желтым и на нем проступали следы недосыпания и усталости. (17)Под глазами начинали вырисовываться темные мешки.
    —(18)Я пришла умолять вас о моем сыне!
    —(19)Умолять? (20)О сыне? (21)Ему надо помочь?
    —(22)Он приговорен к казни.
    (23)Мейер вытер лоб ладонью.
    —(24)Он работал на лесопилке...
    —(25)Ах, лесопилка! —  (26)Он как бы вспомнил о лесопилке. —(27)И ваш сын... (28)Понимаю, понимаю...
    (29)Я не могла взять в толк — издевается он надо мной или сочувствует. (30)Хотела думать, что он сочувствует. (31)Смотрела на него глазами, полными слез.
    —(32)Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового, —  после недолгого молчания сказал комендант.
    —(33)Я отдаю себе отчет, насколько это вам сложно, немыслимо трудно, заговорила я. —  (34)Но умоляю вас войти в мое положение.
    —(35)Понимаю, —  сказал он и как бы ушел в себя.
    (36)Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода. (37)И чтобы он самостоятельно не пришел к отрицательному решению, я заговорила:
    —(38)Ваша мать жива?
    —(39)Моя матушка? —  (40)Он слегка посветлел. —  (41)Моя матушка?
    (42)По-немецки это звучало «мейн муттерхен».
    —(43)Она служит в госпитале в Дюссельдорфе. (44)Старшей фельдшерицей. (45)Вы знаете, —  комендант оживился, —  она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.
    — (46)Все матери похожи друг на друга.
    —(47)Совершенно верно, — он как бы перенесся в далекий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. (48)Потом он сказал:
    —(49)Одного часового убили четверо юношей... (50)Это вполне могли сделать и трое. (51)Не правда ли?
    —(52)Правда, — отозвалась я.
    —(53)А один мог быть задержан случайно. (54) Могло ведь так случиться?
    — (55)Могло, — с готовностью подтвердила я.
    (56)На меня нашло материнское ослепление. (57)Никого вокруг не существовало. (58)Только мой сын. (59)И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок. (60)Пропала гордость. (61)Обязанности перед близкими людьми. (62)Только бы он жил! (63)В надежде выиграть, я играла с Мейером в игру, которую он мне предложил.
    (64)Комендант покосился на часы и сказал:
    —(65)Вам придется поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.
    —(66)Куда мне бежать?
    —(67)Бежать не нужно. (68)Вас довезут на автомобиле. (69)Тут недалеко. (70)Километра полтора. — (71)Он крикнул: — (72)Рехт!
    (73)Появился длинный, худой Рехт. (74)Жаркая, слепящая радость обволокла меня. (75)Я спасла сына!
    (76)Мальчики стояли у освещенной солнцем кирпичной стены. (77)Их было четверо. (78)Все четверо — мои ученики. (79)Они были такими, какими я привыкла их видеть всегда. (80)Только неестественно бледны, словно припекающие лучи не касались их, а скользили мимо. (81)И со стороны казалось, что четверо ребят загорают на солнце.
    (82)Машина остановилась. (83)Я нетерпеливо спрыгнула на землю. (84)Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. (85)Он распрямился и крикнул:
    —(86)Сын госпожи учительницы может отойти от стены! (87)Который из вас сын госпожи учительницы?
    (88)Мой сын не шелохнулся. (89)Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась. (90)Тогда я сделала еще несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. (91)В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, мой сын был крайним справа.
    (92)Он по привычке опустил голову и смотрел исподлобья куда-то в сторону. (93)Я почувствовала — он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. (94)Его веки слегка вздрагивали. (95)Глаза смотрели виновато. (96)Перед кем он чувствовал вину? (97) Передо мной или перед самим собой? (98)Но, может быть, никакой вины в его взгляде не было и то, что я принимала за вину, было печалью расставания?
    (99)Он знал, что сейчас его жизнь находится в моих руках. (100)Стоит мне кивнуть — «вот мой сын», — и не будет кирпичной стены, не будет фашистов с автоматами, не будет удушающего ожидания смерти.
    —(101)Госпожа учительница, пора, — сказал длинный Рехт. — (102)Вы задерживаете казнь... (103)Может быть, здесь нет вашего сына?
    (104)Я вздрогнула. (105)По сердцу рванула мысль: я нахожусь на грани страшного предательства. (106)Спасая сына, я одновременно предаю его. (107)Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. (108)Умирать всегда тяжело. (109)Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек...
    (110)Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне: близость смерти уравняла их в моем сердце.
    —(111)Госпожа учительница!.. (112)Берите любого и уходите. (113)Слышите?
    (114)Слова Рехта, как пули, просвистели над моим ухом. (115)Я взглянула на сына. (116)Кирпичная стена показалась мне сложенной из детских кубиков. (117)А его я увидела совсем маленьким. (118)В кроватке с сеточкой. (119)Его мучила корь. (120)Он метался в жару. (121)Но почему-то не тянулся ко мне, а забился в уголок, чтобы там перестрадать в гордом одиночестве. (122)Он и сейчас не звал меня на помощь.
    (123)Длинный Рехт положил мне руку на плечо. (124)Я повернулась и сказала:
    —(125)Они все мои сыновья.
    (по Ю.Яковлеву)
10.02.2022 15:57:40
Автор: Софья Аюпова

В течение всей жизни человек постоянно делает какие-либо выборы, но са-мый сложный из них – нравственный. Именно он проявляет самые сильные стороны человеческого характера и стойкость души.
В представленном для анализа тексте автор, Ю. Я. Яковлев, ставит в цен-тральное положение проблему нравственного выбора и размышляет над тем, как нравственный выбор может проявить силу человеческого харак-тера.
Рассматривая данную проблему, писатель повествует о женщине, которая пыталась спасти своего сына от смертной казни путём обращения к фаши-сту-коменданту. Немец позволил ей осуществить просьбу. Но уже стоя пе-ред юношами, приготовленными к расстрелу, женщина начала колебаться. Кроме сына, она увидела своих учеников, и «близость смерти уравняла их в её сердце». Они стали для неё одинаково дороги. Героине было очень сложно оставить своего сына умирать, но ещё труднее оказалось предать сына и своих учеников. Её сила воли и мужество, стойкость и материнская любовь, уважение к сыну и его выбору помогли принять ей решение и сде-лать выбор в пользу всех приготовленных к казни.
По мере развития событий можно сделать вывод, что автор также считает не менее тяжелым выбор юноши, сына главной героини. Между смертью и жестоким предательством он выбрал первое. Внутри него бушевало вол-нение, он чувствовал вину перед друзьями, но стоял до конца, не смея пе-ревести взгляда на мать, чтобы не проявить слабость. Этот поступок ха-рактеризует его как сильную личность со сформировавшимися моральны-ми ценностями и принципами верности и самопожертвования.
Причинно-следственная связь, лежащая в основе двух примеров-иллюстраций, показывает наиболее подробно и глубоко, как формирова-ние мировоззрения ребёнка зависит от самого родителя. Юноша поступил так, потому что был таким образом воспитан, следовательно, и женщина была сильной духом. Действительно, и мать, и сын проявили наиболее значимые черты характера и обозначили своими поступками ценность дружбы, семьи, преданности, понимания, совершив нравственный выбор.
Я разделяю мнение автора: нравственный выбор является прямым и до-стоверным показателем силы характера. Данная проблема находит отра-жение во многих литературных творениях, о чём свидетельствует факт из произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой, Петр Гринев, не раз совершал нравственный выбор, рискуя собственной жиз-нью, но, несмотря на это, остался верным своим принципам. Это, несо-мненно, является показателем огромной силы характера.
В заключение отмечу, что работа над сочинением позволила мне ещё раз задуматься о важности воспитания в себе морально значимых качеств, ко-торые обязательно пригодятся в дальнейшей жизни.
Количество слов - 363

Добрый день, Софья. В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста+ 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
K2 - Пример 1 +1 балл
Пример 1 приведён
K2 - Пояснение к примеру 1 +1 балл
Пояснение к примеру 1 имеется
K2 - Пример 2 +1 балл
Пример 2 приведён
K2 - Пояснение к примеру 2 + 1 балл
Пояснение к примеру 2 имеется
K2 - Указание на связь между примерами+1 балл
Взаимосвязь между примерами определена верно
K2 - Анализ связи между примерами +1 балл
Связь между примерами проанализирована
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 0 баллов
В вашей работе я не вижу  слов о том, что это позиция автора, всё выглядит как ваше рассуждение. Не случайно существует критерий К3-позиция автора, поэтому впредь рекомендую писать именно так: Позиция автора понятна. Он считает, что... На всех вебинарах по  сочинениям ЕГЭ говорят, что  определить ПА легче, если проблему записать в форме вопросительного предложения, тогда ПА будет ответом на данный проблемный вопрос.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 0 баллов
Поскольку у вас нет предложения о том, какова позиция автора по выявленной проблеме, засчитать вашу позицию я тоже не могу:
Я разделяю мнение автора: нравственный выбор является прямым и до-стоверным показателем силы характера. Данная проблема находит отра-жение во многих литературных творениях, о чём свидетельствует факт из произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой, Петр Гринев, не раз совершал нравственный выбор, рискуя собственной жиз-нью, но, несмотря на это, остался верным своим принципам. Это, несо-мненно, является показателем огромной силы характера.
Я разделяю мнение автора( так пишете вы). А вот что у вас в тексте до этого абзаца:
Причинно-следственная связь, лежащая в основе двух примеров-иллюстраций, показывает наиболее подробно и глубоко, как формирова-ние мировоззрения ребёнка зависит от самого родителя. Юноша поступил так, потому что был таким образом воспитан, следовательно, и женщина была сильной духом. Действительно, и мать, и сын проявили наиболее значимые черты характера и обозначили своими поступками ценность дружбы, семьи, преданности, понимания, совершив нравственный выбор.
Здесь вы указали на вид связи между примерами, далее проанализировали  указанный вид связи. Нет ПА, поэтому и К3, и К4 оценены 0 баллов.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения +1 балл
Балл снижен из-за логической ошибки- нет позиции автора, то есть К3 отсутствует
K6 - Точность и выразительность речи +1 балл
Балл снижен из-за речевых ошибок
K7 - Соблюдение орфографических норм +3 балла
Ошибок нет
K8 - Соблюдение пунктуационных норм+2 балла
В представленном для анализа тексте автор, Ю. Я. Яковлев, ставит в цен-тральное положение проблему нравственного выбора и размышляет над тем, как нравственный выбор может проявить силу человеческого харак-тера.
Вы здесь обособили ФИО писателя, это не является ошибкой, хотя есть условие для таких ЗПТ: если есть пояснительное значение, то можно ставить ЗПТ. В вашем предложении нет необходимости  пояснять и уточнять, так как и вам, и читающему понятно, о каком авторе идёт речь. Здесь я вам за ошибку не засчитаю, но в других сочинениях учтите эти  мои пояснения.
. Но уже стоя пе-ред юношами, приготовленными к расстрелу, женщина начала колебаться.
Союз НО не входит в деепричастный оборот, поэтому после него нужна ЗПТ перед деепричастным оборотом.

K9 - Соблюдение грамматических норм +1 балл
В течение всей жизни человек постоянно делает какие-либо выборы, но са-мый сложный из них – нравственный.
В данном предложении слово ВЫБОР надо использовать в единственном числе, а если речь идёт о ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ, мы говорим -иду на выборы.
он чувствовал вину перед друзьями, но стоял до конца, не смея пе-ревести взгляда на мать,
Если бы рядом с глаголом стояла отрицательная частица НЕ, то существительное  лучше использовать в родительном падеже, у вас же НЕ стоит рядом с деепричастием, а не с глаголом, поэтому здесь предпочтительней вариант винительного падежа( не смея перевести взгляд на мать). Данное замечание за ошибку не считаю, так как речь идёт о ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫХ ВАРИАНТАХ.

K10 - Соблюдение речевых норм + 0 баллов
В течение всей жизни человек постоянно делает какие-либо выборы, но са-мый сложный из них – нравственный. Именно он проявляет самые сильные стороны человеческого характера и стойкость души.
Повтор( второе слово самый вообще не нужно).
сильные стороны человеческого характера и стойкость души.
Правильнее будет СТОЙКОСТЬ ДУХА
Ю. Я. Яковлев, ставит в цен-тральное положение проблему нравственного выбора и размышляет над тем, как нравственный выбор может проявить силу человеческого харак-тера.
Повтор(нравственный выбор); вместо ставит в центральное положение проблему следовало написать СТАВИТ В ЦЕНТР ВНИМАНИЯ ПРОБЛЕМУ
повествует о женщине, которая пыталась спасти своего сына от смертной казни путём обращения к фаши-сту-коменданту. Немец позволил ей осуществить просьбу. Но уже стоя пе-ред юношами, приготовленными к расстрелу, женщина начала колебаться.
Пыталась спасти путём обращения- нарушение стиля (канцеляризм); осуществить просьбу-лексическая несочетаемость(осуществить мечту можно)
Но уже стоя пе-ред юношами, приготовленными к расстрелу,
Лексическая несочетаемость (надо: приговорёнными к расстрелу)
Героине было очень сложно(трудно) оставить своего сына умирать, но ещё труднее(тяжелее) оказалось предать сына и своих учеников.
помогли принять ей решение и сде-лать выбор в пользу всех приготовленных (приговорённых) к казни.
помогли ей принять решение( такой порядок слов правильнее)- здесь нет речевой ошибки, это просто рекомендация( хотя в русском языке порядок слов относительно свободный, но всё-таки иногда " от перемены мест слагаемых сумма ( то есть смысл ) меняется).
По мере развития событий можно сделать вывод, что автор также считает не менее тяжелым выбор юноши, сына главной героини.
Следя за развитием событий, можно сделать вывод, что выбор юноши, сына главной героини, не менее тяжкий ( такое утверждение более правильное с точки зрения наличия-отсутствия речевых недочётов).
Причинно-следственная связь, лежащая в основе двух примеров-иллюстраций, показывает наиболее подробно и глубоко, как формирова-ние мировоззрения ребёнка зависит от самого (лишнее слово) родителя
показывает наиболее подробно- лексическая несочетаемость( можно подробно рассказать, но не показать); здесь следовало написать: ....ясно показывает, что формирование мировоззрения ребёнка зависит от родителя.
Действительно, и мать, и сын проявили наиболее значимые черты характера и обозначили своими поступками ценность дружбы, семьи, преданности, понимания, совершив нравственный выбор.
обозначили поступками- лексическая несочетаемость ( доказали поступками так правильно)
является показателем огромной силы характера.
Выделенное слово лучше убрать, так как мы говорим СИЛА ХАРАКТЕРА, но не говорим ОГРОМНАЯ СИЛА ХАРАКТЕРА



K11 - Соблюдение этических норм  +1 балл
Ошибок нет
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале +1 балл
Фактологических ошибок в фоновом материале нет

Таким образом, вам следует быть более внимательной при написании сочинения, чтобы не пропустить ни один критерий, так как любой из них важен. Работайте над устранением речевых ошибок. Успехов вам!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку