Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Нужна ли спасительная ложь?

  • Текст: М. Глушко. О горечи утраты
    (1)С работы в этот раз Нина возвращалась поздно.
    (2)Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту.
    —(3)Что это вы в темноте? — спросила Нина.
    (4)Евгения Ивановна не взглянула в ее сторону.
    (5)Нина вышла, раздалась, принялась растапливать плиту и все оглядывалась на Евгению Ивановну — та сидела все так же неподвижно, изредка роняя:
    —(6)Вот беда-то...
    (7)Свое «Вот беда-то» она проговаривала так обычно и нестрашно, как проговаривают по привычке, когда никакой особенной беды нет, и Нину тревожили не слова, а эта напряженная поза и глаза, которые никуда не смотрели, хотя были открыты.
    (8)Она чистила картошку, мыла ее, ставила на плиту и все кружила, кружила словами и все думала: где и какая беда, уж не передавали ли чего по радио? (9)Что-нибудь про Сталинград или Ленинград?.. (10)И тут ей показалось, что Евгения Ивановна улыбнулась, в черном оскале блеснули металлические коронки, и задохнувшийся голос забормотал бессмыслицу:
    —(11)Вот тебе и гривенники... (12)Вот и гривенники...
    (13)Теперь Нине стало по-настоящему страшно. (14)Она выскользнула тихонько в сени, оттуда, боясь стукнуть дверью, — во двор, побежала к Ипполитовне.
    —(15)Пойдемте к нам. (16)Там тетя Женя чего-то... (17)Сидит... (18)Она вроде не в себе, помешалась. (19)Я боюсь...
    (20)Старушка пошла, держась за стенки, перехватываясь руками, Нина поддерживала ее.
    (21)Евгения Ивановна все так же сидела лицом к плите и не взглянула на них, только опять выхватила гребенку, раз-другой поскребла по голове.
    —(22)Ты чего это, в одеже — с порога окликнула Ипполитовна, а Евгения Ивановна будто и не слышала, только заелозила шершавыми ладонями по клеенке, как будто сметала крошки. (23)Припадая на ноги, Ипполитовна подошла, тяжело опустилась на стул, взяла ее за руки, потянула к себе.
    (24)Евгения Ивановна осмысленно посмотрела на неё, сдвинув брови, как будто силилась и не могла понять обращенные к ней слова.
    —(25)Сон-то, сон мой вещий — больным, переливчатым голосом выкрикивала Евгения Ивановна, — (26)Мужики мои вон... —(27)Она упала головой на стол, стала перекатываться лбом по клеенке. —(28)Мужа убили!.. (29)А Колюшка, сын — без вести...
    (30)Нина зажала рот рукой, увидела, как сразу уменьшилась, осела Ипполитовна, будто растеклась по стулу, и как некрасиво раскрылся ее запавший рот.
    (31)Ипполитовна постепенно оправлялась от испуга, приходила в себя и уже скребла маленькими пухлыми руками по спине Евгении Ивановны.
    —(32)Ты погоди, девка... (33)Сразу-то не верь. — (34)Она оглядывалась на Нину, словно ждала подмоги. (35)А Нина стояла, вся съежившись, чувствуя себя почему-то виноватой перед этим горем, и ничем помочь не могла.
    —(36)Ты погоди... (37)Похоронки-то кто пишет? (38)Писаря. (39)А они при штабах, там бумаг страсть сколько... (40)Вот и попутали. (41)Вон и Нинка скажет, она грамотная.
    (42)Нина молчала. (43)А Евгения Ивановна со стоном перекатывалась лбом по столу, гребенка выпала из ее волос, волосы рассыпались, липли к мокрым щекам. (44)Вдруг она оторвала голову от стола и замерла, вроде к чему-то прислушиваясь. (45)Пошарила в карманах ватника, вытащила бумагу, всхлипнула, подала Нине.
    (46)Нина прочитала. (47)Эта бумага была из горвоенкомата, ней значилось, что, по наведенным справкам, рядовой Завалов Николай Артамонович погиб в декабре 1941 года, а младший сержант Николай Николаевич с ноября 1941 года числится в пропавших без вести.
    (48)И опять Евгения Ивановна стала плакать, припав головой к столу.
    —(49)Ну, дак что? — и тут нашлась Ипполитовна. —(50)Нюрку Милованову знаешь? (51)Энту, с Кирпичной?.. (52)Пришел мужик домой без ноги, а через месяц на него похоронка, сам и получил... (53)Война большая, сколько людей в ней, кого и попутают...
    (54)Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, конечно, ничему этому она не верила, смотрела и слушала просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе.
    (55)А Нина думала о Луке из пьесы «На дне», про которого все говорят, что он жулик и вредный утешитель... (56)А Нина видела его доброту, ведь он один пожалел умершую Анну, за это она любила его. (57)И сейчас думала, что в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит... (58)Даже металл не выдерживает огромного одноразового удара, а если нагрузку распределять порциями, металл будет жить долго, до последней усталости... (59)А человеческая душа — не металл, она хрупка и ранима...
    (По М.В. Глушко)

08.02.2022 15:55:32
Автор: Олег Назарбаев

        Для чего нужна спасительная ложь? Над этим вопросом размышляет М.В. Глушко в предложенном для анализа тексте.
    Рассуждая о проблеме, автор пишет про Евгению Ивановну, которая получила бумагу из горвоенкомата, в ней было написано, что её муж погиб, а сын числился в «пропавших без вести». Её начала утешать Ипполитовна, вспоминая про мужика, который вернулся домой без ноги, а «через месяц на него похоронка, сам и получил… Война большая, сколько людей в ней, кого и попутают…». Этот пример показывает, что иногда спасительная ложь может помочь утешить человека, пережить боль, отчаяния.
    Далее М.В. Глушко пишет про Нину, которая вспоминала Луку из пьесы М. Горького «На дне». Об этом герое «все говорят, что он жулик и вредный утешитель… А Нина видела его доброту, ведь он один пожалел умершую Анну». Она думала, что «в жизни нельзя без утешителей, иначе душа сломается». Автор показывает, что утешение помогает разрешить некоторые сложные ситуации, произошедшие в трудные минуты жизни.
    Примеры, дополняя друг друга, позволяют понять, что утешение является неотъемлемой частью нашей жизни. Оно помогает справиться с непростыми жизненными ситуациями.
    Авторская позиция понятна. М.В. Глушко считает, что «в жизни нельзя без утешений, иначе сломается душа», а вот «страшную правду надо впускать постепенно, придерживая её святой ложью, иначе душа не выдержит…».
    Я согласен с позицией автора и тоже считаю, что утешение играет важную роль в жизни, ведь каждый человек встречает тяжёлые события на жизненном пути, нуждается в поддержке. Например, в произведении М. Горького «На дне» один из героев Актёр, которого погубила страсть к алкоголю, не смог вернуться на сцену, но после утешений Луки и убеждениях о бесплатной больнице у него появляется вера в новую жизнь.
    Прочитав текст М.В. Глушко, я сделал вывод о том, что спасительная ложь может сыграть важную роль в жизни человека и справиться с непростыми жизненными ситуациями.
Количество слов - 297

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Олег!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 – Комментарий: + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена формально, не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки: в сочинении наблюдается подмена темы рассуждения. В формулировке проблемного вопроса говорится о лжи во спасение, а в доказательной части приведены доводы об утешении. Однако ложь во спасение и утешение -- это не тождественные и не синонимичные понятия, подменять их друг другом нельзя, это нарушает логику рассуждения.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл.

Ошибки: К10

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Этот пример показывает, что иногда спасительная ложь может помочь утешить человека, пережить боль, отчаяния.
Нарушение норм управления. Правильно: спасительная ложь утешает человека, помогает ему пережить боль и отчаяние.
но после утешений Луки и убеждениях о бесплатной больнице у него появляется вера в новую жизнь.
Нарушение управления. Правильно: после утешений ... и убеждений.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

А Нина видела его доброту, ведь он один пожалел умершую Анну». Она думала, что «в жизни нельзя без утешителей, иначе душа сломается».
Местоимение указывает на Анну, хотя имеется в виду Нина.
Прочитав текст М.В. Глушко, я сделал вывод о том, что спасительная ложь может сыграть важную роль в жизни человека и ПОМОЧЬ ЕМУ справиться с непростыми жизненными ситуациями.
Пропущены необходимые по смыслу слова.
Её начала утешать Ипполитовна, вспоминая про мужика, который вернулся домой без ноги
В устах героини это слово могло быть уместно, но в вашем тексте оно является стилистически маркированным, то есть неуместным.
ведь каждый человек встречает тяжёлые события на жизненном пути
Лучше: человеку, столкнувшемуся с тяжелыми событиями на жизненном пути, нужна поддержка.
Например, в произведении М. Горького «На дне» один из героев Актёр, которого погубила страсть к алкоголю, не смог вернуться на сцену, но после утешений Луки и
Актер ничего не знал про произведение. Корректно: в произведении описана ситуация. произошедшая с одним из героев -- Актером.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом связи между примерами, над речевым оформлением сочинения. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку