Запомни!
Оправдана ли ложь во спасение?
-
Текст: М. Глушко. О горечи утраты(1)С работы в этот раз Нина возвращалась поздно.
(2)Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту.
—(3)Что это вы в темноте? — спросила Нина.
(4)Евгения Ивановна не взглянула в ее сторону.
(5)Нина вышла, раздалась, принялась растапливать плиту и все оглядывалась на Евгению Ивановну — та сидела все так же неподвижно, изредка роняя:
—(6)Вот беда-то...
(7)Свое «Вот беда-то» она проговаривала так обычно и нестрашно, как проговаривают по привычке, когда никакой особенной беды нет, и Нину тревожили не слова, а эта напряженная поза и глаза, которые никуда не смотрели, хотя были открыты.
(8)Она чистила картошку, мыла ее, ставила на плиту и все кружила, кружила словами и все думала: где и какая беда, уж не передавали ли чего по радио? (9)Что-нибудь про Сталинград или Ленинград?.. (10)И тут ей показалось, что Евгения Ивановна улыбнулась, в черном оскале блеснули металлические коронки, и задохнувшийся голос забормотал бессмыслицу:
—(11)Вот тебе и гривенники... (12)Вот и гривенники...
(13)Теперь Нине стало по-настоящему страшно. (14)Она выскользнула тихонько в сени, оттуда, боясь стукнуть дверью, — во двор, побежала к Ипполитовне.
—(15)Пойдемте к нам. (16)Там тетя Женя чего-то... (17)Сидит... (18)Она вроде не в себе, помешалась. (19)Я боюсь...
(20)Старушка пошла, держась за стенки, перехватываясь руками, Нина поддерживала ее.
(21)Евгения Ивановна все так же сидела лицом к плите и не взглянула на них, только опять выхватила гребенку, раз-другой поскребла по голове.
—(22)Ты чего это, в одеже — с порога окликнула Ипполитовна, а Евгения Ивановна будто и не слышала, только заелозила шершавыми ладонями по клеенке, как будто сметала крошки. (23)Припадая на ноги, Ипполитовна подошла, тяжело опустилась на стул, взяла ее за руки, потянула к себе.
(24)Евгения Ивановна осмысленно посмотрела на неё, сдвинув брови, как будто силилась и не могла понять обращенные к ней слова.
—(25)Сон-то, сон мой вещий — больным, переливчатым голосом выкрикивала Евгения Ивановна, — (26)Мужики мои вон... —(27)Она упала головой на стол, стала перекатываться лбом по клеенке. —(28)Мужа убили!.. (29)А Колюшка, сын — без вести...
(30)Нина зажала рот рукой, увидела, как сразу уменьшилась, осела Ипполитовна, будто растеклась по стулу, и как некрасиво раскрылся ее запавший рот.
(31)Ипполитовна постепенно оправлялась от испуга, приходила в себя и уже скребла маленькими пухлыми руками по спине Евгении Ивановны.
—(32)Ты погоди, девка... (33)Сразу-то не верь. — (34)Она оглядывалась на Нину, словно ждала подмоги. (35)А Нина стояла, вся съежившись, чувствуя себя почему-то виноватой перед этим горем, и ничем помочь не могла.
—(36)Ты погоди... (37)Похоронки-то кто пишет? (38)Писаря. (39)А они при штабах, там бумаг страсть сколько... (40)Вот и попутали. (41)Вон и Нинка скажет, она грамотная.
(42)Нина молчала. (43)А Евгения Ивановна со стоном перекатывалась лбом по столу, гребенка выпала из ее волос, волосы рассыпались, липли к мокрым щекам. (44)Вдруг она оторвала голову от стола и замерла, вроде к чему-то прислушиваясь. (45)Пошарила в карманах ватника, вытащила бумагу, всхлипнула, подала Нине.
(46)Нина прочитала. (47)Эта бумага была из горвоенкомата, ней значилось, что, по наведенным справкам, рядовой Завалов Николай Артамонович погиб в декабре 1941 года, а младший сержант Николай Николаевич с ноября 1941 года числится в пропавших без вести.
(48)И опять Евгения Ивановна стала плакать, припав головой к столу.
—(49)Ну, дак что? — и тут нашлась Ипполитовна. —(50)Нюрку Милованову знаешь? (51)Энту, с Кирпичной?.. (52)Пришел мужик домой без ноги, а через месяц на него похоронка, сам и получил... (53)Война большая, сколько людей в ней, кого и попутают...
(54)Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, конечно, ничему этому она не верила, смотрела и слушала просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе.
(55)А Нина думала о Луке из пьесы «На дне», про которого все говорят, что он жулик и вредный утешитель... (56)А Нина видела его доброту, ведь он один пожалел умершую Анну, за это она любила его. (57)И сейчас думала, что в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит... (58)Даже металл не выдерживает огромного одноразового удара, а если нагрузку распределять порциями, металл будет жить долго, до последней усталости... (59)А человеческая душа — не металл, она хрупка и ранима...
(По М.В. Глушко)
Размышляя над этим вопросом, автор изображает страшную картину военного времени. Евгения Иванова получает документ из горвоенкомата, который информирует ее о том, что её муж погиб в январе 1941 в ходе боевых действий, а единственный сын числиться пропавшим без вести с ноября 1941. Племянница Евгении пришла поздно с работы и застала горюющую мать. Не понимая, что происходит Нина решает позвать Ипполитовну на помощь. Соседка идет на контакт с бедной женщиной и после этого все узнают о страшной вести. Чтобы передать чувства героев, автор пишет: “Нина зажала рот рукой, увидела, как уменьшилась, осела Ипполитовна, будто растеклась по стулу”. Мы понимаем, что такое горе может морально раздавить человека и свети его с ума. Далее автор пишет, что Ипполитовна приходит в себя после испуга и начинает успокаивать Евгению. Соседка начинает давать ложные надежды морально удавленной женщине, говоря, что похоронка прислана при штабах, а “там бумаг страсть сколько... Вот и попутали”. Этот эпизод доносить мыль о том, что порой единственный способом спасения морального состояния человека- ложь во спасение.
Кроме того, Ипполитовна рассказывает о случае, произошедшему с мужем Нюрки Миловановой. “Пришел мужик домой без ноги, а через месяц на него похоронка, сам и получил... Война большая, сколько людей в ней, кого и попутают...”- говорит Ипполитовна. Тем самым, героиня пыталась дать надежду опечалившейся Евгении, чтобы она стала чувствовать себя хоть капельку лучше. Присутствующие понимали, что это ложь во спасение, но Евгения слушала “для последней душевной зацепки, чтобы смирить свое первое горе”. Этим примером, автор показывает, что в жизни бывают разные ситуации, которые могут сбить человека с ног, и чтобы хоть как-то помочь, можно пренебрегать ко лжи ради успокоения.
Оба примера, дополняя друг друга, позволяют понять, что жизнь не легка и люди пользуются таким методом утешения, тем самым помогая другим пережить горе.
Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена не четко, но можно догадаться, что в своем тексте Глушко, хотел донести до читателя мысль о том, что порой единственная возможность успокоить человека это ложь. Но такую ложь нужно расценивать, как ложь во спасение, которая помогает людям.
Я разделяю мнение автора и тоже считаю, что ложь во спасение иногда необходима людям. Так, можно наступившее горе разделить на части и принимать правду постепенно.
В доказательство своей точки зрения приведу пример из литературы. В произведении Куприна “Святая ложь” Иван Семенюта живет в крайнем бедственном положении, но лжёт матери о том, что на службе все идет отлично и скоро их ждет новый дом и благополучная жизнь. Матушка понимает, что ее сын лжет и никогда не признается, что подозревала его во лжи.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что жизнь изменчива и неизвестно, что будет завтра. Если жизнь преподносит страшные вести, то нужно человека успокоить и поддержать, даже ложь во спасение удостоена в использовании для моральной зацепки пострадавшего.
Здравствуйте, Анатолий!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 – Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 – Комментарий: + 5 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена формально, не проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Ошибки:
Племянница Евгении пришла поздно с работы и застала горюющую мать. |
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл.
Ошибки: К10
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
Ошибки:
Евгения Иванова получает документ из горвоенкомата, который информирует ее о том, что её муж погиб в январе 1941 в ходе боевых действий, а единственный сын числиться пропавшим без вести с ноября 1941. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Не понимая, что происходит ЗПТ Нина решает позвать Ипполитовну на помощь. |
Соседка идет на контакт с бедной женщиной ЗПТ и после этого все узнают о страшной вести. |
Тем самым, героиня пыталась дать надежду опечалившейся Евгении, чтобы она стала чувствовать себя хоть капельку лучше. |
Этим примером, автор показывает, что в жизни бывают разные ситуации, которые могут сбить человека с ног, и ЗПТ чтобы хоть как-то помочь, можно пренебрегать ко лжи ради успокоения. |
Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена не четко, но можно догадаться, что в своем тексте Глушко, хотел донести до читателя мысль о том, что порой единственная возможность успокоить человека ТИРЕ это ложь. |
Но такую ложь нужно расценивать, как ложь во спасение, которая помогает людям. |
Так, можно наступившее горе разделить на части и принимать правду постепенно. |
Матушка понимает, что ее сын лжет ЗПТ и никогда не признается, что подозревала его во лжи. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Этот эпизод доносить мыль о том, что порой единственный способом спасения морального состояния человека- ложь во спасение. |
Кроме того, Ипполитовна рассказывает о случае, произошедшему с мужем Нюрки Миловановой. |
В произведении Куприна “Святая ложь” Иван Семенюта живет в крайнем бедственном положении, но лжёт матери о том |
В сочинении наблюдается видо-временная несоотнесенность глагольных форм.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Именно над этим вопросом размышляет М.В Глушко в предложенном для анализа тексте. Размышляя над этим вопросом, автор изображает страшную картину |
Соседка идет на контакт с бедной женщиной и после этого все узнают о страшной вести. |
Соседка начинает давать ложные надежды морально удавленной женщине, говоря, что похоронка прислана при штабах |
Соседка начинает давать ложные надежды морально удавленной женщине, говоря, что похоронка прислана при штабах |
Этим примером, автор показывает, что в жизни бывают разные ситуации, которые могут сбить человека с ног, и чтобы хоть как-то помочь, можно пренебрегать ко лжи ради успокоения. |
Оба примера, дополняя друг друга, позволяют понять, что жизнь не легка и люди пользуются таким методом утешения, тем самым помогая другим пережить горе. |
Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена не четко, но можно догадаться, что в своем тексте Глушко, хотел донести до читателя мысль о том, что порой единственная возможность успокоить человека это ложь. |
Если жизнь преподносит страшные вести, то нужно человека успокоить и поддержать, даже ложь во спасение удостоена в использовании для моральной зацепки пострадавшего. |
Этот эпизод доносить мыль о том, что порой единственный способом спасения морального состояния человека- ложь во спасение. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом связи между примерами, над пунктуационным и речевым оформлением сочинения. Удачи!