Пишите
раздельно:
- как раз,
- как будто,
- будто бы,
- как бы,
- всё равно,
- можно ли,
- вряд ли,
- едва ли,
- всё же,
- к тому же
Проблема настоящих культурных ценностей
-
Текст: Ю. Лотман. О культурных ценностях(1)Что такое настоящие культурные ценности? (2)Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишнёвого сада». (3)Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки. (4)Не портрет на стене. (5)Это живое явление культуры… (6)Возьмём, к примеру, музыку Баха. (7)Совсем недавно казалось, что она существует только для знатоков, что так называемому широкому слушателю Бах не нужен. (8)А уж добаховская музыка, музыка ренессансная, средневековая казалась чем-то давно забытым, списанным в архив. (9)Но посмотрите на современные афиши. (10)Её исполняют и слушают с гораздо большим удовольствием и пониманием, чем хронологически более близкие вещи.
(11)В подлинной культуре ничто не умирает. (12)Может оставаться, как незажжённая лампочка. (13)Но придёт минута, чья-то рука коснётся выключателя – вспыхнет яркий свет. (14)Вспомним хотя бы Пушкина. (15)Были ведь после смерти его эпохи, когда Пушкин, казалось бы, был оттеснён, его переставали читать. (16)Но потом он снова возвращался, и я думаю, что он у нас не за спиной, он всё ещё впереди: отчасти он наше историческое прошлое, отчасти – культурное будущее. (17)И сегодня он привлекает нас прежде всего тем, что он поэт раздумья. (18)Не случайно уже с середины двадцатых годов его произведения кончаются не ответами, а вопросами. (19)Лирика Пушкина всегда даёт толчок мысли.
(20)Нам невольно хочется видеть в Пушкине литератора, уже закончившего свою дорогу. (21)Мы как бы придаём этакую композиционную завершённость его пути. (22)Но всё дело в том, что Пушкин нашёл необходимость постоянного движения. (23)И тут мы должны говорить об участии Творца, Личности в культурной жизни не только своего времени.
(24)Культура преодолевает биологическую смерть и не всегда подчиняется простой логике: чем новее – тем современней. (25)Понятие это – немеханическое. (26)И формула «незаменимых людей нет» – везде неправильная – здесь вопиюще несправедлива. (27)В области художественного творчества все незаменимы. (28)Не изобретённая одним человеком машина будет изобретена другим – ненаписанное произведение останется ненаписанным. (29)А ведь без «Евгения Онегина» или «Братьев Карамазовых» история России была бы другой. (30)После крупного мастера какой-то путь остаётся непройденным.
(31)Непройденные дороги – это не заваленные тоннели, не потерянные тропы. (32)И культура часто возвращается назад, чтобы найти потерянную тропу. (33)История идёт вперёд и будет идти очень круто. (34)Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов вдруг скажут нам ещё что-то новое, чего мы не предполагали.
(35)Судить, что в культуре умерло, а что остаётся, – очень трудно. (36)Я думаю, подлинно талантливое не умирает. (37)Другое дело, что мы часто оказываемся не на высоте нашего наследия, не на высоте своей культурной памяти.
(По Ю. М. Лотману)
Рассуждая о проблеме, автор пишет, что «великие культурные ценности» - это не шкаф из «Вишнёвого сада», не книги на полке или портрет на стене, а «живое явление культуры». Этот пример показывает, что культурные ценности – это не вещь, пылящаяся дома.
Далее Ю.М.Лотман акцентирует внимание читателей на «добаховской музыке», которая «казалась чем-то давно списанным в архив», но теперь её исполняют и слушают с удовольствием. Пример свидетельствует о том, что настоящие произведения искусства никогда не останутся забытыми.
Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять, что истинные культурные ценности – это то, что остаётся в памяти и сердцах людей, а не на бумаге или на холсте.
Авторская позиция понятна. Ю.М.Лотман считает, что «подлинные» культурные ценности – это «отчасти наше историческое прошлое, отчасти – культурное будущее». Они могут остаться на некоторое время забытыми, оттеснёнными, «но придёт минута», и они вернутся снова.
Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что настоящие культурные ценности – «нечто живое», что никогда не исчезнет. Так, в произведении М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд сказал: «Рукописи не горят». Он считал роман Мастера не просто книгой, а великим произведением искусства, которое невозможно уничтожить.
Прочитав текст Ю.М.Лотмана, я сделала вывод, что настоящие культурные ценности бессмертны и всегда хранятся в памяти людей, так как «подлинно талантливое» не умирает.
Здравствуйте, Екатерина! Вы создали самостоятельную, грамотную, логичную работу. Это, безусловно, является её достоинствами.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 5 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена неверно, проанализирована, но требует дополнения.
Связь- детализация: показано КОНКРЕТНОЕ явление ("добаховская" музыка, которую слушают и сейчас).
Анализ связи предполагает показ, какую роль играет КАЖДЫЙ ИЗ ПРИМЕРОВ.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
Рекомендация: добавьте микровывод после обоснования- тогда работа станет ещё логичнее.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
Ошибки:
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Нет максимума по К 10
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Ошибки:
Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что настоящие культурные ценности – «нечто живое», что никогда не исчезнет. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Ошибки:
Они могут остаться на некоторое время забытыми, оттеснёнными, «но придёт минута», и они вернутся снова. |
Так, в произведении М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд сказал: «Рукописи не горят». Он считал роман Мастера не просто книгой, а великим произведением искусства, которое невозможно уничтожить. |
КОТОРОЕ- на что указывает местоимение: на ИСКУССТВО или ПРОИЗВЕДЕНИЕ?
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над определением связи и её анализом(К2).
Удачи на ЕГЭ!