Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как проявляется мужество?

  • Текст: Ф. Абрамов. Об истинном мужестве
    (1)Лида, бухгалтер, попала в беду: пять месяцев без работы! (2)Выгнали за то, что отказалась подписать фальшивые документы на списание уцененных товаров.
    (3)Дело разбирал комитет народного контроля, партбюро – все признали: честный человек Лида. (4)Немедленно восстановить на работе.
    (5)Но Москва уперлась: нет и нет. (6)Потому что восстановить на работе Лиду – значит признать виновной Т., а заодно с нею и кое-кого из московских тузов. (7)Одна шайка-лейка. (8)Да и первого секретаря РК пришлось бы потревожить: она горой встала за Т. (…)
    (9)Мне начали названивать разные люди:
    –(10)Федор Александрович, да что же это у нас делается? (11)Человек пропадает за правду! (12)Где мы живем? (13)До ручки довели бабу. (14)Затравили. (15)С голоду подыхает, белье продает. (16)И если бы, говорит, не ребенок малый, давно бы петлю на шею накинула.
    (17)Не хотелось мне влезать в эту грязь – время, нервы, а с другой стороны, если я не помогу, если другой не поможет, то кто же поможет?
    (18)Пошел в обком к А. (19)Нравился мне этот человек. (20)Простой, демократичный. (21)Не глуп. (22)Умеет пошутить, выпить, наконец, не дурак. (23)А его прошлое? (24)Помню, козырнул как-то в разговоре с ним своим ранением: дескать, воевал. (25)Немецкими пулями на теле записан патриотизм.
    –(26)А у меня, Федор Александрович, тоже сорок девять дырок в теле, – очень скромно, как бы между прочим заметил А.
    (27)Я так и присел. (28)А потом кое-какие подробности из его фронтовой жизни и до меня дошли. (29)Рядовой матрос. (30)Бесстрашно, с одной финкой в зубах на врага ползал. (31)Двумя орденами Славы, тремя медалями «За боевые заслуги» награжден, а этими наградами, как известно, и в войну не кидались. (32)Свой, одним словом, парень, нашенский, как сказал о нем один приятель.
    (33)Встретил меня А. радушно, просто, вышел из-за стола (так теперь заведено у крупных партийных работников, так меня и Демичев встречал), от души пожал руку.
    –(34)Ну как живем-можем, Федор Александрович? (35)Как здоровье? (36)Как творческие успехи?
    –(37)Благодарю, вашими молитвами.
    –(38)Ну, ежели нашими молитвами – отлично. (39)Мы тут частенько молимся за здоровье творческой интеллигенции. (40)На этот счет у обкома взгляды широкие – признаем Господа Бога.
    (41)В таком вот непринужденном тоне – с шутками, с прибаутками – мы поговорили о моем круизе вокруг Европы, дали надлежащую – партийную – оценку поступку Рябкова, оставшегося в Англии, и только после этого я начал излагать суть дела, по поводу которого я пришел.
    –(42)Так, так, – время от времени кивал мне А. – (43)Дальше. – (44)И лицо его при этом все более и более каменело.
    (45)Я решил зайти с другой стороны – может, там у него незащищенное место? (46)Стыд ведь, срам, говорю. (47)Вся организация взбудоражена. (48)Весь город языком чешет. (49)Обком треплют…
    –(50)Разберемся, – бесстрастно роняет А., и кумачовое, чернобровое лицо его еще больше мрачнеет.
    –(51)Да чего разбираться-то! – уже совсем выхожу из себя. – (52)Разобрались. (53)Народный контроль разбирался, партбюро. (54)Все сказали: покарать жуликов!
    –(55)Разобраться всегда полезно, товарищ Абрамов.
    (56)Да, уже не Федор Александрович, а товарищ Абрамов. (57)И с угрозой, с начальственным рыком в голосе.
    (58)И я смотрю на этого раскормленного, краснорожего дядю, смотрю на его мрачно сдвинутые брови, на стиснутый рот, и мне понятно, какие заботы и мысли обуревают его секретарскую голову. (59)Прихлопнуть надо. (60)И нетрудно прихлопнуть. (61)Да стукнешь в Т., а попадешь в Д., в М. (62)Вот ведь как жизнь устроена. (63)А что значит тронуть их? (64)Рубить сук, на котором ты сидишь. (65)Потому что они держат в своих руках две могущественные организации. (66)От них зависит твой авторитет. (67)А их связи с верхами? (68)Ты, к примеру, секретарь Ленинградского обкома, бывал хоть раз на приеме у Генерального? (69)А М. вхож к нему запросто. (70)Публично, перед всесоюзной телекамерой, был обласкан и расцелован Генеральным.
    (71)Да, что делается у А. в голове, мне понятно. (72)Непонятно другое – откуда у него дремучий чертополох в сердце? (73)Человек молодым парнишкой не щадил себя, жизнь в любую минуту готов был отдать за Родину, а тут надо вступиться за оклеветанного, затравленного человека – струсил? (74)И только ли дело в нежелании рисковать своей карьерой? (75)А может, все проще? (76)Может, дело все в том, что умереть за Родину – это ему внушали, вколачивали с детства, а человеком быть не учили? (77)И не потому ли у нас сплошь и рядом: люди спокойно и мужественно умирают на войне и оказываются совершенно несостоятельными в повседневной, будничной жизни?

    (По Ф.А. Абрамову)
07.02.2022 20:26:49
Автор: Миша Михайлов

Как проявляется мужество? Таким вопросом задается Ф.А. Абрамов в тексте.
В первой части текста автор рассказывает про бухгалтера Лиду, которая была уволена за то, что «отказалась подписывать фальшивые документы». Партбюро и комитет признали Лиду порядочным человеком, но восстановить в должности не могли, потому что ответственность за фальшивые документы легла бы на «московских тузов». Абрамов не хотел затрагивать эту ситуацию, но он осознавал, что никто ей больше не поможет. Этим примером автор показывает, что люди живут ради своей выгоды, никто не хотел портить свою репутацию, восстанавливая должность Лиде.
Во второй части текста Абрамов знакомит читателя с секретарем Ленинградского обкома, который участвовал в боевых действиях. По его словам, он был патриотом, который мог отдать жизнь за Родину. Но сейчас же, секретарь не может «вступиться, за оклеветанного человека». Таким примером автор показывает, что человек, который готов отдать жизнь за отечество, в повседневной жизни не может заступиться за честного человека, боясь потерять свою работу.
Оба примера, дополняя друг друга, помогают нам понять, что человек проявляет свое мужество тогда, когда не боится потерять все, что имеет.
Авторская позиция предельно ясна. Абрамов считает, что мужество проявляется в тех людях, которые не бояться потерять все, что у них есть ради другого человека.
Я согласен с позицией автора и считаю, что мужество нужно проявлять всегда, чего бы это не стоило.
В подтверждение своей позиции приведу пример из литературы. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков показывает пример истинного мужества. Героиня проявляет мужество, ради того, чтобы вернуть себе любимого человека. Маргарита преодолевает свои страхи, заключает сделку с дьяволом и добивается своего.
В заключение хочу сказать, что мужество проявляется в человеке, который готов на все, ради другого человека.
Количество слов - 268

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Миша!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно. Посудите сами.

Как проявляется мужество? Таким вопросом задается Ф.А. Абрамов в тексте.
На сформулированный Вами вопрос можно ответить однозначно: мужество проявляется через поступки человека. Однозначный ответ лишает вопрос проблемного зерна. Рекомендую использовать слово человек и слова должен, нужно, стоит, чтобы более четко формулировать проблему, чтобы действительно вопрос отвечал признакам проблемности: относился ко всем людям, содержал нравственную оценку, предполагал хотя бы две позиции, два ответа. Как можно было более удачно сформулировать вопрос?

Должен ли человек проявлять мужество?

K2 - Комментарий + 0 баллов.

Поскольку вопрос сформулирован далеко не основной, не него плохо ложатся примеры. Вы их просто "натянули" на проблему. Давайте разберемся.

1. Первый пример. В нем Вы перепутали действия членов Партбюро и комитета и действия чиновников из Москвы. Первые признали Лиду честной и просили Москву о восстановлении женщины на работе, а вторые не хотели этого делать. То, что они не желали помогать Лиде, говорит о их черствости, бесчеловечности, трусости, а не о мужестве или его отсутствии. Это разные вещи. Пример и пояснение не зачтены.

2. Второй пример. А. из обкома тоже можно назвать трусом.

Выходит, ни один пример не иллюстрирует проблему проявления мужества.

Миша, Вы неудачно отобрали языковой материл и взяли неосновную проблему. Посудите сами. Московские чиновники и А. ведут себя аналогично: и те, и другие боятся потерять должность. То есть они аналогично ведут себя в ситуации нравственного выбора. Вот о чем, полагаю, стоило писать.
Но можно было в качестве центрального персонажа рассмотреть А., проанализировать его отрицательную динамику. В годы войны, в критической ситуации, он выбрал путь защитника Родины, думал не о себе (1-ый пример), а сейчас, когда нужно было в мирное время помочь человеку, проявил эгоизм (2-ой пример). Вот Вам и контраст, т.е. смысловая связь, вот вам и персонаж, через поведение которого автор и выводит идею текста: человек в сложной жизненной ситуации, в ситуации выбора должен руководствоваться нравственными установками.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов.

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно. Идею текста я сформулировала выше.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

В заключение хочу сказать, что мужество проявляется в человеке, который готов на все, ради другого человека.
1) Дублирование. Нельзя повторять мысль.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Абрамов считает, что мужество проявляется в тех людях, которые не бояться потерять все, что у них есть ради другого человека.
1) Верно: не боятся.

Я согласен с позицией автора и считаю, что мужество нужно проявлять всегда, чего бы это не стоило.
2) Верно: НИ стоило.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Ошибки:

Но сейчас же, ЛИШНЯЯ ЗПТ секретарь не может «вступиться, ЛИШНЯЯ ЗПТ за оклеветанного человека».
1) 2) Две лишние запятые.

Героиня проявляет мужество, ЛИШНЯЯ ЗПТ ради того, чтобы вернуть себе любимого человека.
3) Лишняя запятая.

В заключение хочу сказать, что мужество проявляется в человеке, который готов на все, ради другого человека.
4) Лишняя запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Этим примером автор показывает, что люди живут ради своей выгоды, никто не хотел портить свою репутацию, восстанавливая должность Лиде.
1) Временной разнобой. Говоря о персонажах, используйте форму прошедшего времени.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Ошибки:

В первой части текста автор рассказывает про бухгалтера Лиду, которая была уволена за то, что «отказалась подписывать фальшивые документы».
Во второй части текста Абрамов знакомит читателя с секретарем Ленинградского обкома, который участвовал в боевых действиях.
Шероховатость. Лучше: в первом эпизоде, во втором эпизоде.
Во второй части текста Абрамов знакомит читателя с секретарем Ленинградского обкома, который участвовал в боевых действиях. По его словам, он был патриотом, который мог отдать жизнь за Родину.
1) Некорректное употребление местоимения. Оно заменяет предыдущее слово в той же форме. Выходит, по словам обкома? И кто он? Обком или секретарь? Внимательнее! Избегайте двусмысленности.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Абрамов не хотел затрагивать эту ситуацию, но он осознавал, что никто ей больше не поможет.
Путаете автора и рассказчика. В художественном тексте перед нами рассказчик - вымышленный персонаж, как и все другие герои.

Ошибки:

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста, комментарием. Тщательно проверяйте сочинение на наличие лишних запятых. Приходите на наши бесплатные  вебинары по понедельникам и учитесь анализировать тексты! Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 12

Возврат к списку