Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема свободы

  • Текст: С. Соловейчик. О свободе и совести
    (1)Что такое свобода? (2)Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. (3)Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. (4)Бесконечное не определимо в словах. (5)Оно выше слов.
    (6)Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.
    (7)Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей – огромное множество. (8)Как же это получается?
    (9)В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. (10)По сути, речь идет о совершенно разных вещах.
    (11)Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления.
    (12)Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. (13)Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.
    (14)В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (15)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (16)Мы говорим о другом – о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.
    (17)Внутренняя свобода не зависит жестко от внешней. (18)В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. (19)В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные. (20)Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. (21)Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу – это спорный вопрос, – а потому, что внутренняя свобода нужна самому нашему воспитаннику, в каком бы обществе он ни жил.
    (22)Человек свободный – это человек, свободный внутренне. (23)Как и все люди, внешне он зависит от общества. (24)Но внутренне он независим. (25)Общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны.
    (26)Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. (27)Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. (28)Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей – они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
    (29)Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
    (30)Что такое внутренняя свобода?
    (31)Внутренняя свобода так же противоречива, как и свобода вообще. (32)Внутренне свободный человек, свободная личность, в чем-то свободен, а в чем-то не свободен.
    (33)От чего свободен внутренне свободный человек? (34)Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью.(35) От расхожего общего мнения. (36)Он независим от толпы. (37)Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. (38)Свободен от предубеждений. (39)Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений.
    (40)Можно сказать так: в нем свободно человеческое.
    (41)Свободного человека легко узнать: он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости. (42)Он ценит свободу каждого человека.(43) Он не кичится своей свободой, не добивается свободы во что бы то ни стало, не сражается за свою личную свободу – он всегда владеет ею. (44)Она дана ему в вечное владение. (45)Он не живет для свободы, а живет свободно.
    (46)Это легкий человек, с ним легко, у него полное жизненное дыхание.
    (47)Каждый из нас встречал свободных людей. (48)Их всегда любят. (49)Но есть нечто такое, от чего действительно свободный человек не свободен. (50)Это очень важно понять. (51)От чего не свободен свободный человек?
    (52)От совести.
    (53)Что такое совесть?
    (54)Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. (55)Свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. (56)Будто бы свободный, но без совести – раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло. (57)Такого человека называют как угодно, но только не свободным. (58)Свобода в общем сознании воспринимается как добро.
    (59)Обратите внимание на важное различие: тут не сказано – не свободен от своей совести, как обычно говорят. (60)Потому что совесть не бывает своя. Совесть и своя, и общая. (61)Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. (63)Совесть – то, что соединяет людей.
    (64)Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. (65)Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом. (66)Не нужно спрашивать, что же такое правда, она так же не выразима в словах, как и свобода. (67)Но мы узнаем ее по чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде. (68)И каждый страдает, когда справедливость нарушается – когда попирается правда. (69)Совесть, чувство сугубо внутреннее и в то же время общественное, говорит нам, где правда и где неправда. (70)Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. (71)Свободный человек строго слушается совести – но только ее.
    (72)Учитель, цель которого – воспитание свободного человека, должен поддерживать чувство справедливости. (73)Это главное в воспитании.
    (74)Никакого вакуума нет. Никакого госзаказа на воспитание не нужно. (75)Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.
    (С. Соловейчик)
07.02.2022 00:27:07
Автор: Мария Минасова

    Для чего нужно воспитывать внутреннюю свободу в человеке? Именно над этим вопросом размышляет С. Соловейчик в предложенном для анализа тексте.
    Чтобы привлечь внимание читателя, автор пишет о том, что мы должны воспитывать свободных людей, и делать это "никогда не рано и никогда не поздно". Человеку это нужно не только для того, чтобы принести пользу обществу, но и для него самого. Этот фрагмент показывает, что воспитание внутренней свободы помогает и "воспитанникам", и стране, стремящейся к свободе.
     Продолжая рассуждать о поставленной проблеме, автор приводит описание свободного человека. По словам С. Соловейчика, его легко узнать: "он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости... он ценит свободу каждого человека". Мы понимаем, что такие люди способствуют улучшению общества и людей вокруг, ведь со свободным человеком всегда очень легко, он обладает полным жизненным дыханием.
     Приведенные примеры дополняют друг друга и подводят нас к важной мысли: воспитание внутренней свободы идет на благо как человеку, так и всему обществу в целом, так как она освобождает его от стереотипов мышления, от мнения толпы, и даёт право на наличие личных взглядов и мнений.
      Позиция автора ясна. С. Соловейчик считает, что "внутренне свободными людьми держится и развивается мир". Так  общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны. Поэтому так важно поддерживать её развитие.
     Я абсолютно согласна с автором. Действительно, внутренняя свобода даёт право на реализацию множества возможностей человека. С её помощью человек не обращает внимания на внешние факторы, а смело идет вперед, делая мир вокруг себя и людей лучше. Для подтверждения своей точки зрения приведу аргумент из литературы. В произведении  М. Булгакова "Мастер и Маргарита" рассказывается о Га Ноцри. Этот человек был приговорен к смерти из-за предательства людей и их непонимания. Однако Га Ноцри не только не отступил от своих взглядов на жизнь, но и не прекратил помогать окружающим. Он был добрым, открытым, а главное свободным внутри человеком. Это позволяло ему делать мир лучше, несмотря ни на что.
      В заключение скажу только одно: внутреннюю свободу нужно воспитывать в людях. Так мир вокруг будет не только развиваться, но и становиться добрее.
      
Количество слов - 351

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Мария!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 – Комментарий: + 4 балла

Пример 1 (тезис о необходимости воспитания внутренней свободы) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (иллюстрация к тезису о воспитании внутренней свободы) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена неверно, проанализирована формально.

Судя по выбранным вами фрагментам для анализа, связь между ними -- детализация, приведение примера.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Ошибки: нет

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл.

Ошибки: К10

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Ошибки:

По словам С. Соловейчика, его легко узнать: "он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости... он ценит свободу каждого человека".
Ошибка в оформлении цитаты. Когда цитата начинается не с начала предложения, перед ней следует ставить многоточие:  По словам С. Соловейчика, его легко узнать: "...он просто держится, по-своему думает"...
воспитание внутренней свободы идет на благо как человеку, так и всему обществу в целом, так как она освобождает его от стереотипов мышления, от мнения толпы, и даёт право на наличие личных взглядов и мнений.
Лишняя запятая.
Так ЗПТ общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны.
В данном случае слово "так" - вводное.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

ведь со свободным человеком всегда очень легко, он обладает полным жизненным дыханием.
Это слова не ваши, а Толстого. Следует их взять в кавычки. Отсутствие кавычек при использовании цитаты расценивается как грамматическая ошибка.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Мы понимаем, что такие люди способствуют улучшению общества и людей вокруг
Плеоназм. Общество -- это и есть "люди вокруг".
воспитание внутренней свободы идет на благо как человеку, так и всему обществу в целом, так как она освобождает его от стереотипов мышления, от мнения толпы, и даёт право на наличие личных взглядов и мнений.
Некорректное употребление местоимений. Непонятно, кто кого и отчего освобождает.
Так  общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны. Поэтому так важно поддерживать её развитие.
Некорректное употребление местоимений. Непонятно, на кого (что) указывает личное местоимение ЕЁ.
По словам С. Соловейчика, его легко узнать:
Кого легко узнать? Соловейчика? Некорректное использование местоимений.
право на наличие личных взглядов и мнений.
Фраза звучит странно, содержит канцеляризм. Лучше: право на выражение личных взглядов и мнений.
С её помощью человек не обращает внимания на внешние факторы
Слова не сочетаются друг с другом.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом связи между примерами. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку