Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема культурных ценностей

  • Текст: Ю. Лотман. О культурных ценностях
    (1)Что такое настоящие культурные ценности? (2)Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишнёвого сада». (3)Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки. (4)Не портрет на стене. (5)Это живое явление культуры… (6)Возьмём, к примеру, музыку Баха. (7)Совсем недавно казалось, что она существует только для знатоков, что так называемому широкому слушателю Бах не нужен. (8)А уж добаховская музыка, музыка ренессансная, средневековая казалась чем-то давно забытым, списанным в архив. (9)Но посмотрите на современные афиши. (10)Её исполняют и слушают с гораздо большим удовольствием и пониманием, чем хронологически более близкие вещи.
    (11)В подлинной культуре ничто не умирает. (12)Может оставаться, как незажжённая лампочка. (13)Но придёт минута, чья-то рука коснётся выключателя – вспыхнет яркий свет. (14)Вспомним хотя бы Пушкина. (15)Были ведь после смерти его эпохи, когда Пушкин, казалось бы, был оттеснён, его переставали читать. (16)Но потом он снова возвращался, и я думаю, что он у нас не за спиной, он всё ещё впереди: отчасти он наше историческое прошлое, отчасти – культурное будущее. (17)И сегодня он привлекает нас прежде всего тем, что он поэт раздумья. (18)Не случайно уже с середины двадцатых годов его произведения кончаются не ответами, а вопросами. (19)Лирика Пушкина всегда даёт толчок мысли.
    (20)Нам невольно хочется видеть в Пушкине литератора, уже закончившего свою дорогу. (21)Мы как бы придаём этакую композиционную завершённость его пути. (22)Но всё дело в том, что Пушкин нашёл необходимость постоянного движения. (23)И тут мы должны говорить об участии Творца, Личности в культурной жизни не только своего времени.
    (24)Культура преодолевает биологическую смерть и не всегда подчиняется простой логике: чем новее – тем современней. (25)Понятие это – немеханическое. (26)И формула «незаменимых людей нет» – везде неправильная – здесь вопиюще несправедлива. (27)В области художественного творчества все незаменимы. (28)Не изобретённая одним человеком машина будет изобретена другим – ненаписанное произведение останется ненаписанным. (29)А ведь без «Евгения Онегина» или «Братьев Карамазовых» история России была бы другой. (30)После крупного мастера какой-то путь остаётся непройденным.
    (31)Непройденные дороги – это не заваленные тоннели, не потерянные тропы. (32)И культура часто возвращается назад, чтобы найти потерянную тропу. (33)История идёт вперёд и будет идти очень круто. (34)Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов вдруг скажут нам ещё что-то новое, чего мы не предполагали.
    (35)Судить, что в культуре умерло, а что остаётся, – очень трудно. (36)Я думаю, подлинно талантливое не умирает. (37)Другое дело, что мы часто оказываемся не на высоте нашего наследия, не на высоте своей культурной памяти.
    (По Ю. М. Лотману)
06.02.2022 22:26:20
Автор: Алина Гатауллина

Что такое культурные ценности? Над этим вопросом размышляет автор предложенного текста.

Рассуждая о данной проблеме, Лотман противпопоставляет два представления людей о культурных ценностях.

Автор не согласен с теми, кто считает, что культурные ценности – это «шкаф» из «Вишневого сада», «скопление книг на полке», «портрет на стене». В любой момент всё это превратится в пыль, потому что всё это просто мертво. К истинным культурным ценностям Лотман относит живые явления творцов, художников и композиторов. Лотман считает, что в подлинной культуре «ничто не умирает». Александра Сергеевича Пушкина нет в живых, но не смотря на это его мысли находятся у нас, а значит он вечен. Лотман уверяет читателя, что наравне с  Чеховым, Толсты́м и Достоевским они научат нас ещё очень многому. Культуролог уверен, что истинные творцы находятся в постоянном движении. Автор подводит вывод: культура преодолевает «смерть», а значит, и время.

Противопоставляя разные оценки культурных ценностей, мы понимаем, что они не осязаемы, не исчезают со временем. Созданный творцом предмет исчезнет со временем, но не та культурная ценность, которая была внесена в мир.

По мнению автора, культурные ценности – это великие творцы, носители гениальных идей, которые влияют на развитие человечества даже после своей смерти. Культурные ценности не подвержены старению и не исчезнут, а также не подчиняются моде.

Я полностью согласна с мнением Лотмана, ведь я тоже считаю, что высшим достижением человечества стало не что-то материальное сделанное самим человеком, а то, что когда-то родился великий писатель А.С. Пушкин. Его гениальность и мысли продолжают быть актуальными спустя столько времени - это и есть наша культурная ценность. Все народы уникальны и можно привести множество примеров о самобытности культуры. В нашей стране в разные эпохи родились замечательные «самородки культуры»: художник Левитан, математик Лобачевский, ученый Ломоносов, химик Менделеев, композитор Мусоргский, врач Пирогов. Увы не всех гениев можно перечислить, но именно ими мы должны гордится, ведь они есть наша культурная ценность.
Количество слов - 299

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Алина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 (ложное представление о культурных ценностях) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (истинное представление о культурных ценностях) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована формально, с речевыми ошибками, затрудняющими понимание.

Хочу посоветовать писать комментарий,  состоящий из трёх абзацев (1 пример+пояснение; 2 пример + пояснение; связь + анализ  связи). Эта лишь рекомендация. Я исхожу из принципа рациональности (так вы помогаете себе: эксперты легче сориентируются, оценивая ваш комментарий).

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

В сочинении допущены логические ошибки, есть нарушение абзацного членения.

Ошибки:

К истинным культурным ценностям Лотман относит живые явления творцов, художников и композиторов.
Нелогичный ряд однородных членов предложения. Творцы -- это и художники, и композиторы, и писатели и т.д.
Противопоставляя разные оценки культурных ценностей, мы понимаем, что они не осязаемы, не исчезают со временем. Созданный творцом предмет исчезнет со временем, но не та культурная ценность, которая была внесена в мир.
Противоречие. Пишите "прозрачнее", чтобы не заблудиться в мыслях.
Увы не всех гениев можно перечислить, но именно ими мы должны гордится, ведь они есть наша культурная ценность.
Нарушение логики (союз "но" употреблён неверно). Получается, что мы должны гордиться именно потому, что невозможно всех гениев перечислить.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

К6 < 2 баллов, так как К10 < 2 баллов.

Ошибки:

Александра Сергеевича Пушкина нет в живых, но не смотря на это его мысли находятся у нас, а значит он вечен.
Что значит находятся у нас? Мысли -- абстрактное существительное.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 1 балл

Ошибки:

Рассуждая о данной проблеме, Лотман противпопоставляет два представления людей о культурных ценностях.
Опечатка (пропущена буква).
Александра Сергеевича Пушкина нет в живых, но не смотря на это его мысли находятся у нас, а значит он вечен.
В данном случае "несмотря на" -- производный предлог.
Увы не всех гениев можно перечислить, но именно ими мы должны гордится, ведь они есть наша культурная ценность.
-ться, - тся

Должны (что делать?) гордиться.

Противопоставляя разные оценки культурных ценностей, мы понимаем, что они не осязаемы, не исчезают со временем.
Должно быть слитное написание.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл

Ошибки:

Александра Сергеевича Пушкина нет в живых, но не смотря на это его мысли находятся у нас, а значит ЗПТ он вечен.
Не обособлена вводная конструкция.
Я полностью согласна с мнением Лотмана, ведь я тоже считаю, что высшим достижением человечества стало не что-то материальное ЗПТ сделанное самим человеком, а то, что когда-то родился великий писатель А.С. Пушкин.
Не обособлено определение. Субстантивированное прилагательное "материальное" выступает в роли определяемого.
Все народы уникальны ЗПТ и можно привести множество примеров о самобытности культуры.
Отсутствует запятая между частями сложносочинённого предложения.
Увы ЗПТ не всех гениев можно перечислить, но именно ими мы должны гордится, ведь они есть наша культурная ценность.
Необходимо поставить запятую после междометия "увы".

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

Культурные ценности не подвержены старению и не исчезнут, а также не подчиняются моде.
Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм.
Все народы уникальны и можно привести множество примеров о самобытности культуры.
Нарушение управления. Примеры (чего?). Примеры самобытности.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

В любой момент всё это превратится в пыль, потому что всё это просто мертво.
Повторы.
Лотман уверяет читателя, что наравне с  Чеховым, Толсты́м и Достоевским они научат нас ещё очень многому.
Неправильное употребление местоимения. Кто имеется в виду? Чехов, Толстой и Достоевский? Читатели?
Созданный творцом предмет исчезнет со временем, но не та культурная ценность, которая была внесена в мир.
Нарушение лексической сочетаемости.

Автор подводит вывод: культура преодолевает «смерть», а значит, и время.
Речевая избыточность. Нужно заменить слово "подводит", например, на делает (делает вывод).

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, логикой развития мысли, точностью выражения мысли, пунктуацией, грамматикой.

Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 1
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку