Не путайте:
- Идти – прийти.
- Долина – равнина.
- Худший – лучший.
- Шествовать – шефствовать.
- Обаяние – обоняние.
- Эскалатор – Экскаватор.
- Хвастливый – хвостатый.
- Макать – вымокнуть.
- Расцвести – рассвести,
- Расцвет – рассвет.
Проблема культурных ценностей
-
Текст: Ю. Лотман. О культурных ценностях(1)Что такое настоящие культурные ценности? (2)Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишнёвого сада». (3)Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки. (4)Не портрет на стене. (5)Это живое явление культуры… (6)Возьмём, к примеру, музыку Баха. (7)Совсем недавно казалось, что она существует только для знатоков, что так называемому широкому слушателю Бах не нужен. (8)А уж добаховская музыка, музыка ренессансная, средневековая казалась чем-то давно забытым, списанным в архив. (9)Но посмотрите на современные афиши. (10)Её исполняют и слушают с гораздо большим удовольствием и пониманием, чем хронологически более близкие вещи.
(11)В подлинной культуре ничто не умирает. (12)Может оставаться, как незажжённая лампочка. (13)Но придёт минута, чья-то рука коснётся выключателя – вспыхнет яркий свет. (14)Вспомним хотя бы Пушкина. (15)Были ведь после смерти его эпохи, когда Пушкин, казалось бы, был оттеснён, его переставали читать. (16)Но потом он снова возвращался, и я думаю, что он у нас не за спиной, он всё ещё впереди: отчасти он наше историческое прошлое, отчасти – культурное будущее. (17)И сегодня он привлекает нас прежде всего тем, что он поэт раздумья. (18)Не случайно уже с середины двадцатых годов его произведения кончаются не ответами, а вопросами. (19)Лирика Пушкина всегда даёт толчок мысли.
(20)Нам невольно хочется видеть в Пушкине литератора, уже закончившего свою дорогу. (21)Мы как бы придаём этакую композиционную завершённость его пути. (22)Но всё дело в том, что Пушкин нашёл необходимость постоянного движения. (23)И тут мы должны говорить об участии Творца, Личности в культурной жизни не только своего времени.
(24)Культура преодолевает биологическую смерть и не всегда подчиняется простой логике: чем новее – тем современней. (25)Понятие это – немеханическое. (26)И формула «незаменимых людей нет» – везде неправильная – здесь вопиюще несправедлива. (27)В области художественного творчества все незаменимы. (28)Не изобретённая одним человеком машина будет изобретена другим – ненаписанное произведение останется ненаписанным. (29)А ведь без «Евгения Онегина» или «Братьев Карамазовых» история России была бы другой. (30)После крупного мастера какой-то путь остаётся непройденным.
(31)Непройденные дороги – это не заваленные тоннели, не потерянные тропы. (32)И культура часто возвращается назад, чтобы найти потерянную тропу. (33)История идёт вперёд и будет идти очень круто. (34)Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов вдруг скажут нам ещё что-то новое, чего мы не предполагали.
(35)Судить, что в культуре умерло, а что остаётся, – очень трудно. (36)Я думаю, подлинно талантливое не умирает. (37)Другое дело, что мы часто оказываемся не на высоте нашего наследия, не на высоте своей культурной памяти.
(По Ю. М. Лотману)
Рассуждая о данной проблеме, Лотман противпопоставляет два представления людей о культурных ценностях.
Автор не согласен с теми, кто считает, что культурные ценности – это «шкаф» из «Вишневого сада», «скопление книг на полке», «портрет на стене». В любой момент всё это превратится в пыль, потому что всё это просто мертво. К истинным культурным ценностям Лотман относит живые явления творцов, художников и композиторов. Лотман считает, что в подлинной культуре «ничто не умирает». Александра Сергеевича Пушкина нет в живых, но не смотря на это его мысли находятся у нас, а значит он вечен. Лотман уверяет читателя, что наравне с Чеховым, Толсты́м и Достоевским они научат нас ещё очень многому. Культуролог уверен, что истинные творцы находятся в постоянном движении. Автор подводит вывод: культура преодолевает «смерть», а значит, и время.
Противопоставляя разные оценки культурных ценностей, мы понимаем, что они не осязаемы, не исчезают со временем. Созданный творцом предмет исчезнет со временем, но не та культурная ценность, которая была внесена в мир.
По мнению автора, культурные ценности – это великие творцы, носители гениальных идей, которые влияют на развитие человечества даже после своей смерти. Культурные ценности не подвержены старению и не исчезнут, а также не подчиняются моде.
Я полностью согласна с мнением Лотмана, ведь я тоже считаю, что высшим достижением человечества стало не что-то материальное сделанное самим человеком, а то, что когда-то родился великий писатель А.С. Пушкин. Его гениальность и мысли продолжают быть актуальными спустя столько времени - это и есть наша культурная ценность. Все народы уникальны и можно привести множество примеров о самобытности культуры. В нашей стране в разные эпохи родились замечательные «самородки культуры»: художник Левитан, математик Лобачевский, ученый Ломоносов, химик Менделеев, композитор Мусоргский, врач Пирогов. Увы не всех гениев можно перечислить, но именно ими мы должны гордится, ведь они есть наша культурная ценность.
Здравствуйте, Алина!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 5 баллов
Пример 1 (ложное представление о культурных ценностях) в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 (истинное представление о культурных ценностях) указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована формально, с речевыми ошибками, затрудняющими понимание.
Хочу посоветовать писать комментарий, состоящий из трёх абзацев (1 пример+пояснение; 2 пример + пояснение; связь + анализ связи). Эта лишь рекомендация. Я исхожу из принципа рациональности (так вы помогаете себе: эксперты легче сориентируются, оценивая ваш комментарий).
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
В сочинении допущены логические ошибки, есть нарушение абзацного членения.
Ошибки:
К истинным культурным ценностям Лотман относит живые явления творцов, художников и композиторов. |
Противопоставляя разные оценки культурных ценностей, мы понимаем, что они не осязаемы, не исчезают со временем. Созданный творцом предмет исчезнет со временем, но не та культурная ценность, которая была внесена в мир. |
Увы не всех гениев можно перечислить, но именно ими мы должны гордится, ведь они есть наша культурная ценность. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
К6 < 2 баллов, так как К10 < 2 баллов.
Ошибки:
Александра Сергеевича Пушкина нет в живых, но не смотря на это его мысли находятся у нас, а значит он вечен. |
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 1 балл
Ошибки:
Рассуждая о данной проблеме, Лотман противпопоставляет два представления людей о культурных ценностях. |
Александра Сергеевича Пушкина нет в живых, но не смотря на это его мысли находятся у нас, а значит он вечен. |
Увы не всех гениев можно перечислить, но именно ими мы должны гордится, ведь они есть наша культурная ценность. |
Должны (что делать?) гордиться.
Противопоставляя разные оценки культурных ценностей, мы понимаем, что они не осязаемы, не исчезают со временем. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл
Ошибки:
Александра Сергеевича Пушкина нет в живых, но не смотря на это его мысли находятся у нас, а значит ЗПТ он вечен. |
Я полностью согласна с мнением Лотмана, ведь я тоже считаю, что высшим достижением человечества стало не что-то материальное ЗПТ сделанное самим человеком, а то, что когда-то родился великий писатель А.С. Пушкин. |
Все народы уникальны ЗПТ и можно привести множество примеров о самобытности культуры. |
Увы ЗПТ не всех гениев можно перечислить, но именно ими мы должны гордится, ведь они есть наша культурная ценность. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов
Ошибки:
Культурные ценности не подвержены старению и не исчезнут, а также не подчиняются моде. |
Все народы уникальны и можно привести множество примеров о самобытности культуры. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Ошибки:
В любой момент всё это превратится в пыль, потому что всё это просто мертво. |
Лотман уверяет читателя, что наравне с Чеховым, Толсты́м и Достоевским они научат нас ещё очень многому. |
Созданный творцом предмет исчезнет со временем, но не та культурная ценность, которая была внесена в мир. |
Автор подводит вывод: культура преодолевает «смерть», а значит, и время. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки: нет.
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, логикой развития мысли, точностью выражения мысли, пунктуацией, грамматикой.
Желаю удачи!