Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Роль совести в жизни человека

  • Текст: Л.Толстой. О душе
    (1)Кто ты? – (2)Человек. – (3)Какой человек? (4)Чем отличаешься от других? – (5)Я таких-то родителей сын, дочь, я старый, я молодой, я богатый, я бедный.
    (6)Каждый из нас особенный от всех других людей человек: мужчина, женщина, старик, мальчик, девочка; и в каждом из нас, особенном человеке, живет во всех одно и то же во всех духовное существо, так что каждый из нас вместе и Иван, и Наталья, и одно и то же во всех духовное существо. (7)И когда мы говорим: я хочу, то иногда это значит то, что хочет этого Иван или Наталья, – иногда же то, что хочет этого то духовное существо, которое во всех одно. (8)Так что бывает так, что Иван или Наталья хотят чего-нибудь одного, а духовное существо, которое живёт в них, не хочет этого, а хочет совсем другого.
    (9)Кто-то подходит к двери. (10)Я спрашиваю: Кто там? (11)Отвечают: – Я. – (12)Кто я? – (13)Да я, – отвечает тот, кто пришел. (14)А пришел крестьянский мальчик. (15)Он удивляется тому, что можно спрашивать о том, кто это я. (16)Он удивляется потому, что чувствует в себе то единое духовное существо, которое одно во всех, и потому удивляется тому, что можно спрашивать о том, что должно быть известно всякому. (17)Он отвечает о духовном я, я же спрашиваю о том окошке, через которое смотрит это я.
    (18)Говорить, что то, что мы называем собою, есть только тело, что и мой разум, и моя душа, все только от тела, говорить так, все равно, что говорить, что то, что мы называем нашим телом, есть только та пища, которой питается тело. (19)Правда, что тело мое это только переделанная телом пища и что без пищи не было бы тела, но тело мое не пища. (20)Пища это то, что нужно для жизни тела, но не тело.
    (21)То же и про душу. (22)Правда, что без моего тела не было бы того, что я называю душой, но все-таки душа моя не тело. (23)Тело только нужно для души, но тело не душа. (24)Не было бы души, я бы и не знал, что такое мое тело.
    (25)Начало жизни не в теле, а в душе.
    (26)В каждом человеке живут два человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. (27)Один – слепой человек – ест, пьет, работает, отдыхает, плодится и делает все это, как заведенные часы. (28)Другой – зрячий, духовный человек – сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек.
    (29)Зрячую, духовную часть человека называют совестью. (30)Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. (31)Стрелка компаса двигается с места только тогда, когда тот, кто несет ее, сходит с того пути, который она показывает. (32)То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. (33)Но стоит человеку сойти с настоящего пути, и совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился.
    (34)Когда мы слышим про то, что человек сделал что-нибудь дурное, мы говорим: совести у него нет.
    (35)Что же такое совесть?
    (36)Совесть это голос того единого духовного существа, которое живет во всех.
    (37)Совесть – это сознание того духовного существа, которое живет во всех людях. (38)И только тогда, когда она такое сознание, она верный руководитель жизни людей. (39)А то часто люди считают за совесть не сознание этого духовного существа, а то, что считается хорошим или дурным теми людьми, с которыми они живут.
    (40)Голос страстей может быть громче голоса совести, но голос страстей совсем другой, чем тот спокойный и упорный голос, которым говорит совесть. (41)И как ни громко кричат страсти, они все-таки робеют перед тихим, спокойным и упорным голосом совести. (42)Голосом этим говорит вечное, божественное, живущее в человеке.
    (43)Философ Кант говорил, что две вещи больше всего удивляют его. (44)Одно: это звезды на небе, а другое: это закон добра в душе человека.
    (45)Истинное доброе в тебе самом, в твоей душе!

    (По Л.Н. Толстому)
06.02.2022 19:54:22
Автор: Елена Тимофеева

Какова роль совести в жизни человека? Над этим вопросом размышляет Л.Н. Толстой.
В первой части текста автор говорит о том, что в каждом человеке находятся два начала – телесное и духовное, но только от нас зависит какое из них будет преобладать. Толстой убежден, что телесное начало дано человеку для удовлетворения физических потребностей: в еде и воде, работе и отдыхе. Духовное начало же принято считать совестью, которая является стрелкой компаса для человека. Этим примером автор хотел показать нам две стороны человека, которые должны находиться в балансе.
Также автор подчеркивает, что мы слышим два голоса: громкий голос страстей и спокойный, но упорный голос совести. И  в нём заключено нечто вечное и божественное, что есть в человеке. И писатель призывает слушать голос совести. Этим примером автор призывает слушать совесть и совершать добрые поступки.
Два этих примера дополняют друг друга. В первом примере автор говорит о том, как важен баланс между телесным и духовным началом, а во втором о том, что совесть направляет людей на правильный путь.
Позиция автора понятна. Лев Николаевич Толстой считает, что совесть – это голос духовного существа, которое находится внутри человека. Совесть наш духовный руководитель, который направляет по жизни людей.
Я разделяю позицию автора. Невозможно переоценить роль совести в нашей жизни. Совесть становится для человека внутренним ограничителем, который предупреждает нас о том, что мы поступаем неправильно и старается направить на путь истинный. Так, в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» главная героиня бросила отца уезжает в столицу с богатым женихом. Но годы спустя, вернувшись домой, она горька плачет. Став матерью, девушка поняла ошибку, и раскаивается перед отцом, но было поздно: отец умер. Так совесть показала  какую роковую ошибку совершила в юности девушка.
Таким образом, благодаря голосу совести человек совершенствуется и познает себя. Благодаря совести наша душа очищается, а чувство вины пробуждает давно уснувшие чувства.
Количество слов - 293

Здравствуйте, Елена!

Ваше сочинение написано понятным языком, вы справляетесь с комментированием, но у вас страдает умение "следовать" за проблемным вопросом в комментариях и микровыводах, из-за чего даже верные рассуждения теряются. Кроме того, обратите внимание на то, что вам нужно поработать с пунктуацией русского языка и повторить виды речевых ошибок. Повторите также оформление цитат, потому что не всегда авторские "находки" могут быть похожи на нашу привычную речь.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан верно, пояснен не в соответствии с заявленной проблемой. Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами указана, но ее нельзя засчитать, поскольку отсутствует микровывод по первому примеру. Анализ связи не засчитывается, если на зачтена связь.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора сформулирована верно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора указано, сформулировано

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки:

Также автор подчеркивает, что мы слышим два голоса

Начало абзаца со слова "также" недопустимо.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Нет максимума по К10

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

она горька плачет
Опечатка? Тем обиднее терять балл (нар. "горькО")

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.

от нас зависит какое из них будет преобладать.
Нужна зпт перед союзным словом в СПП
Совесть наш духовный руководитель
Нужно тире между подлежащим и сказуемым, выраженным им.сущ. в именит.падеже
предупреждает нас о том, что мы поступаем неправильно и старается направить на путь истинный
Необходима зпт, закрывающая придаточную часть в составе СПП
главная героиня бросила отца уезжает в столицу
Нужна зпт между однородными сказуемыми
совесть показала какую роковую ошибку совершила в юности девушка
Необходима зпт перед союзным словом в СПП

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

совестью, которая является стрелкой компаса для человека

Потерялось оформление точечной цитаты - кавычки

голос духовного существа,
Потерялось оформление точечной цитаты - кавычки
который направляет по жизни людей
Необоснованная инверсия, мешающая сильному управлению глагола
главная героиня бросила отца уезжает в столицу

Нарушение видо-временной соотнесенности глаголов

девушка поняла ошибку, и раскаивается перед отцом, но было поздно
Нарушение видо-временной соотнесенности глаголов

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Этим примером автор хотел показать нам две стороны
Избыточность: местоимение лишнее.
Совесть наш духовный руководитель
Избыточность: местоимение лишнее.
И в нём заключено нечто вечное и божественное, что есть в человеке. И писатель призывает слушать голос совести.
Избыточность: многосоюзие.
благодаря голосу совести человек совершенствуется и познает себя. Благодаря совести наша душа очищается
Тавтология
чувство вины пробуждает давно уснувшие чувства.
Тавтология
совесть – это голос духовного существа, которое находится внутри человека. Совесть наш духовный руководитель
Тавтология
Этим примером автор призывает

Речевая несочетаемость: нельзя призывать примером.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Елена, вам стоит следить за тем, чтобы не терялась ниточка "проблемный вопрос - ответ" и чтобы не было нагромождения одинаковых слов в соседних предложениях.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 12

Возврат к списку