Не путайте:
- Кристаллический – кристальный.
- Металл – алюминий.
- Артиллерия – кавалерия.
- Жужжать – дрожать.
- Баллы – цимбалы.
- Иммиграция – эмиграция.
- Дилемма – проблема.
- Балл (оценка) – бал (танцы).
- Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
- Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.
Проблема материнской любви
-
Текст: Ю. Яковлев. У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками...(1)У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. (2)В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. (3)В пасмурные дни глаза серые — крапинки пропадают совсем. (4)У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. (5)Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперед, как бы желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.
(6)Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет рядом. (7)И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далекого страшного дня.
—(8)Ваш сын приговорен к казни.
(9)Я прислонилась к стене. (10)Потом собралась с силами.
—(11)Можно мне видеть коменданта?
(12)Меня пропустили. (13)Комендант сидел на табуретке. (14)На нем был только один сапог. (15)Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.
(16)Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому что его лицо было желтым и на нем проступали следы недосыпания и усталости. (17)Под глазами начинали вырисовываться темные мешки.
—(18)Я пришла умолять вас о моем сыне!
—(19)Умолять? (20)О сыне? (21)Ему надо помочь?
—(22)Он приговорен к казни.
(23)Мейер вытер лоб ладонью.
—(24)Он работал на лесопилке...
—(25)Ах, лесопилка! — (26)Он как бы вспомнил о лесопилке. —(27)И ваш сын... (28)Понимаю, понимаю...
(29)Я не могла взять в толк — издевается он надо мной или сочувствует. (30)Хотела думать, что он сочувствует. (31)Смотрела на него глазами, полными слез.
—(32)Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового, — после недолгого молчания сказал комендант.
—(33)Я отдаю себе отчет, насколько это вам сложно, немыслимо трудно, заговорила я. — (34)Но умоляю вас войти в мое положение.
—(35)Понимаю, — сказал он и как бы ушел в себя.
(36)Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода. (37)И чтобы он самостоятельно не пришел к отрицательному решению, я заговорила:
—(38)Ваша мать жива?
—(39)Моя матушка? — (40)Он слегка посветлел. — (41)Моя матушка?
(42)По-немецки это звучало «мейн муттерхен».
—(43)Она служит в госпитале в Дюссельдорфе. (44)Старшей фельдшерицей. (45)Вы знаете, — комендант оживился, — она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.
— (46)Все матери похожи друг на друга.
—(47)Совершенно верно, — он как бы перенесся в далекий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. (48)Потом он сказал:
—(49)Одного часового убили четверо юношей... (50)Это вполне могли сделать и трое. (51)Не правда ли?
—(52)Правда, — отозвалась я.
—(53)А один мог быть задержан случайно. (54) Могло ведь так случиться?
— (55)Могло, — с готовностью подтвердила я.
(56)На меня нашло материнское ослепление. (57)Никого вокруг не существовало. (58)Только мой сын. (59)И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок. (60)Пропала гордость. (61)Обязанности перед близкими людьми. (62)Только бы он жил! (63)В надежде выиграть, я играла с Мейером в игру, которую он мне предложил.
(64)Комендант покосился на часы и сказал:
—(65)Вам придется поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.
—(66)Куда мне бежать?
—(67)Бежать не нужно. (68)Вас довезут на автомобиле. (69)Тут недалеко. (70)Километра полтора. — (71)Он крикнул: — (72)Рехт!
(73)Появился длинный, худой Рехт. (74)Жаркая, слепящая радость обволокла меня. (75)Я спасла сына!
(76)Мальчики стояли у освещенной солнцем кирпичной стены. (77)Их было четверо. (78)Все четверо — мои ученики. (79)Они были такими, какими я привыкла их видеть всегда. (80)Только неестественно бледны, словно припекающие лучи не касались их, а скользили мимо. (81)И со стороны казалось, что четверо ребят загорают на солнце.
(82)Машина остановилась. (83)Я нетерпеливо спрыгнула на землю. (84)Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. (85)Он распрямился и крикнул:
—(86)Сын госпожи учительницы может отойти от стены! (87)Который из вас сын госпожи учительницы?
(88)Мой сын не шелохнулся. (89)Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась. (90)Тогда я сделала еще несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. (91)В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, мой сын был крайним справа.
(92)Он по привычке опустил голову и смотрел исподлобья куда-то в сторону. (93)Я почувствовала — он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. (94)Его веки слегка вздрагивали. (95)Глаза смотрели виновато. (96)Перед кем он чувствовал вину? (97) Передо мной или перед самим собой? (98)Но, может быть, никакой вины в его взгляде не было и то, что я принимала за вину, было печалью расставания?
(99)Он знал, что сейчас его жизнь находится в моих руках. (100)Стоит мне кивнуть — «вот мой сын», — и не будет кирпичной стены, не будет фашистов с автоматами, не будет удушающего ожидания смерти.
—(101)Госпожа учительница, пора, — сказал длинный Рехт. — (102)Вы задерживаете казнь... (103)Может быть, здесь нет вашего сына?
(104)Я вздрогнула. (105)По сердцу рванула мысль: я нахожусь на грани страшного предательства. (106)Спасая сына, я одновременно предаю его. (107)Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. (108)Умирать всегда тяжело. (109)Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек...
(110)Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне: близость смерти уравняла их в моем сердце.
—(111)Госпожа учительница!.. (112)Берите любого и уходите. (113)Слышите?
(114)Слова Рехта, как пули, просвистели над моим ухом. (115)Я взглянула на сына. (116)Кирпичная стена показалась мне сложенной из детских кубиков. (117)А его я увидела совсем маленьким. (118)В кроватке с сеточкой. (119)Его мучила корь. (120)Он метался в жару. (121)Но почему-то не тянулся ко мне, а забился в уголок, чтобы там перестрадать в гордом одиночестве. (122)Он и сейчас не звал меня на помощь.
(123)Длинный Рехт положил мне руку на плечо. (124)Я повернулась и сказала:
—(125)Они все мои сыновья.
(по Ю.Яковлеву)
Размышляя над проблемой, автор приводит в качестве примера рассказчицу, сына которой ожидала казнь за преступление: «И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок». На данном примере мы видим, что мать готова пойти на любые жертвы, чтобы защитить своего ребёнка. Далее Яковлев, чтобы показать стремление женщины принять выбор своего сына, обращает внимание на размышления учительницы, не желающей предавать самого родного человека:«По сердцу рванула мысль: я нахожусь на грани страшного предательства. Спасая сына, я одновременно предаю его». Таким образом, оба примера, дополняющие друг друга, помогают понять, что настоящая любящая мать будет уважать и принимать желания своего ребёнка, несмотря на всевозможные трагические последствия.
Автор считает, что настоящая мать способна всегда понять своего ребёнка, принять его любой выбор, поддержать в трудной ситуации.
Я согласна с мнением Яковлева и считаю, что любовь матери - самое сильное чувство. Для аргументации своей позиции приведу пример из читательского опыта. В произведении Кедрина «Сердце матери» казак совершает страшный поступок по отношению к своей маме: вырывает её сердце, чтобы доказать свою преданность возлюбленной. По дороге к девушке мужчина, поскользнувшись, роняет сердце, но оно лишь спрашивает: «Не ушибся, сынок?» Этот пример показывает, что мать из-за любви к ребёнку способна простить ему даже предательство.
В заключение хотелось бы сказать, что мы должны с вниманием и заботой относиться к своим самым родным людям, оберегать их от переживаний.
Здравствуйте, Алина!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 4 балла
Пример 1(стремление матери спасти сына) в сочинении указан, слабо пояснен.
Пример 2 (согласие матери принять выбор сына) указан, слабо пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена формально, не проанализирована: не показано, что именно чем дополняется и с какой целью.
Комментарий проблемы выполнен на поверхностном уровне. Не расставлены смысловые и эмоциональные акценты: читателю кажется, что сын учительницы -- преступник, хотя это не так. Непонятно, почему и кого сын предал бы, если бы мать его спасла. Не показана трагичность материнского выбора, отягощенного условиями войны.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Ошибки:
Размышляя над проблемой, автор приводит в качестве примера рассказчицу, сына которой ожидала казнь за преступление: «И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок». |
Далее Яковлев, чтобы показать стремление женщины принять выбор своего сына, обращает внимание на размышления учительницы, не желающей предавать самого родного человека:«По сердцу рванула мысль: я нахожусь на грани страшного предательства. Спасая сына, я одновременно предаю его». |
K6 - Точность и выразительность речи: + 2 балла.
Ошибки: нет
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
Ошибки: нет
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.
Ошибки: нет
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.
Ошибки: нет
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.
Ошибки:
Таким образом, оба примера, дополняющие друг друга, помогают понять, что настоящая любящая мать будет уважать и принимать желания своего ребёнка, несмотря на всевозможные трагические последствия. |
Сочетание "настоящая любящая мать" неудачное, лучше заменить его: мать, которая по-настоящему любит ребенка, ...
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки: нет
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы. Удачи!