Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема способности мыслить самостоятельно.

  • Текст: Л. Толстой. О способности мыслить
    (1)Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. (2)Избавиться можно только усилиями мысли. (3)Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. (4)Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.
    (5)Хотя и не мысль открыла нам то, что надо любить, - мысль не могла открыть нам этого, - но мысль важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви. (6)Вот это-то усилие мысли против того, что мешает любви, это-то усилие мысли важнее, нужнее и дороже всего.
    (7)Если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. (8)А если бы он не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно. (9)И потому нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить.
    (10)Люди говорят о нравственном и религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях человека. (11)В действительности же есть только один руководитель - совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. (12)Голос этот несомненно решает для каждого человека, что ему должно и чего не должно делать. (13)И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком усилием мысли.
    (14)Если бы человек не знал, что глаза могут видеть, и никогда не раскрывал бы их, он был бы очень жалок. (15)Так же, и еще более, жалок человек, если он не понимает, что ему дана сила мысли для того, чтобы спокойно переносить всякие беды. (16)Если человек разумен, то ему легко будет переносить всякие беды: первое, потому что разум скажет ему, что всякие беды проходят и часто превращаются в доброе, а второе то, что для разумного человека всякая беда на пользу. (17)А между тем люди, вместо того, чтобы смотреть прямо в глаза беде, стараются увернуться от нее.
    (18)Не лучше ли радоваться тому, что бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли, и благодарить его за то, что он подчинил нашу душу только тому, что в нашей власти - нашему разуму. (19)Он ведь не подчинил нашей души ни родителям нашим, ни братьям, ни богатству, ни телу нашему, ни смерти. (20)Он, по благости своей, подчинил ее одному тому, что от нас зависит, - нашим мыслям.
    (21)Вот эти-то мысли и чистоту их и должны мы для нашего блага блюсти всеми силами.
    (22)Когда мы узнаем новую мысль и признаем ее верною, нам кажется, что мы уже давно знали ее и теперь только вспомнили то, что знали. (23)Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. (24)Только не заглушай ее ложью, и рано или поздно она откроется тебе.
    (25)Часто бывает, что придет мысль, которая кажется и верной и вместе странной, и боишься поверить ей. (26)Но потом, если хорошенько подумаешь, то видишь, что та мысль, которая казалась странной, - самая простая истина, такая, что, если раз узнал, в нее уже нельзя перестать верить.
    (27)Всякая великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. (28)Первая ступень: "Это так нелепо, что не стоит и обсуждать". (29)Вторая ступень: "Это безнравственно и противно религии". (30)Третья ступень: "Ах! это так всем известно, что не стоит и говорить про это".
    (31)Хорошо было бы, если бы мудрость могла переливаться из того человека, в котором ее много, в того, в ком ее мало, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока в обоих будет равно. (32)Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.

    (По Л.Н. Толстому)
02.02.2022 02:20:45
Автор: Ирина Аристархова

Количество счастливых моментов в жизни (хотя радости прожитых мгновений не подвластны счету) зависит от внутреннего настроя самого человека. Мысли - двигатель, помогающий принимать решения или переживать беды, благодаря которому человек осознает правильность своего выбора, понимает ради чего, какой цели, он идет именно по этому пути. Л. Толстой в тексте поднимает проблему способности мыслить самостоятельно.

Рассуждая над вопросом важности преобладания в сознании собственных мыслей, а не идей, навязанных окружением, автор подчёркивает, что самоконтроля и учения раздельно. Мысли и совесть неразрывны. Это единое целое, помогающее человеку существовать в сложных жизненных обстоятельствах.

Способность мыслить и умение верить, по мнению Л.Толстого, тоже неотделимые друг от друга понятия. Разумный человек, несмотря на все невзгоды, которые он может встретить на жизненном пути, всегда будет убеждён: всякие беды легко переносимы. Рассуждения над неприятными ситуациями и извлечение из них уроков, соответствующих выводов пойдут на пользу думающему.

Оба приведённых примера, дополняя друг друга, показывают важность способности человека думать. Думать самостоятельно, потому что любое решение зависит от внутреннего самоконтроля и веры, то есть разумных мыслей. Сопоставляя мысли с совестью и верой, Л. Толстой подчёркивает зависимость самостоятельного мышления.
    
Автор утверждает, что «истина лежит в душе человека», а его задача – уметь вовремя ёё рассмотреть, не «насыщаясь» ложью, «поглощая» чужие идеи. Часто люди не видят истину, которая так близко, она кажется абсурдной, слишком простой. Важно доверять только собственному мироощущению.

С мнением автора нельзя не согласиться,  потому что жизнь человека «только в его руках», точнее в мыслях. Решение проблем и радости мгновений зависят только от самостоятельных суждений. Например, в произведении А.Платонова «Котлован» второстепенный герой Чиклин был подвержен идеям социализма, классовому разделению общества, поэтому он работал сверхурочно. С другой стороны, героя можно характеризовать как чуткого и доброго человека: он думал о маленькой девочке Насте, гибель которой ознаменовала крах всякой веры в прежнюю жизнь, победу социального строя над личностью. Идеи и принципы нового «общества» так захватывают мысли Чиклина, что под их влиянием он становится жестоким.

Умение мыслить – это не просто процесс, позволяющий выполнить работу. Это инструмент, помогающий жить, чувствовать, любить, делать правильный выбор. Количество счастливых моментов в жизни человека зависит от его умения мыслить, рассуждать над ошибками, главное – самостоятельно, ведь истина «может быть радом с тобой».
Количество слов - 356

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Ирина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

Комментарий: + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан с логическими и фактическими нарушениями. Маркеры введения примера отсутствуют, и эксперт вынужден догадываться, что именно в сочинении является примером. На мой взгляд, примером является следующее:

Рассуждая над вопросом важности преобладания в сознании собственных мыслей, а не идей, навязанных окружением, автор подчёркивает, что самоконтроля и учения раздельно. Мысли и совесть неразрывны. Это единое целое, помогающее человеку существовать в сложных жизненных обстоятельствах.
Красным цветом я отметила суждение, которого в тексте Толстого нет. Зеленым - суждение, которое непонятно по смыслу. Синим -- то, что можно с большой натяжкой принять за пример. Таким образом, никакого пояснения примера в абзаце нет.

Пример 2 -- тезис о неразрывной связи мысли и веры, а также суждение о способности думающих людей легче переносить невзгоды -- в сочинении присутствует. Пояснения к этому примеру нет.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована с ошибками. Нельзя считать полноценным анализом связи фразу о том, что Толстой сопоставляет мысли с совестью и верой, поскольку Толстой ничего подобного не делает.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

Автор утверждает, что «истина лежит в душе человека», а его задача – уметь вовремя ёё рассмотреть, не «насыщаясь» ложью, «поглощая» чужие идеи. Часто люди не видят истину, которая так близко, она кажется абсурдной, слишком простой. Важно доверять только собственному мироощущению.
Ирина, вдумайтесь в эту фразу. Она означает, что человек не должен прислушиваться к мудрецам, не должен никогда и ничему учиться, поскольку важно "доверять лишь собственному мироощущению". Разве мог великий философ и просветитель Толстой такое сказать? К сожалению, вы совершенно не поняли текст, выхватили из него второстепенные фрагменты, попытавшись выдать их за позицию Толстого.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Балл обнулен из-за обнуления критерия К3.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Например, в произведении А.Платонова «Котлован» второстепенный герой Чиклин был подвержен идеям социализма, классовому разделению общества, поэтому он работал сверхурочно. С другой стороны, героя можно характеризовать как чуткого и доброго человека
Нелогичная связка. Когда используется фраза "с другой стороны", предполагается, что далее будет противоположная мысль. У вас после этой фразы идет совершенно не связанная с предыдущим суждением мысль, не являющаяся противопоставлением.

Нелогичен и сам пример. Вы пытаетесь доказать, что человек должен мыслить самостоятельно. Но пересказанный эпизод из "Котлована" этот тезис не иллюстрирует.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл.

Ошибки: К10

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

Опечатка:

самостоятельно, ведь истина «может быть радом с тобой».
рядом

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Ошибки:

Мысли - двигатель, помогающий принимать решения или переживать беды, благодаря которому человек осознает правильность своего выбора, понимает ЗПТ ради чего, какой цели, он идет именно по этому пути.
Пропущена запятая перед придаточным предложением. Лишняя запятая подчеркнута.
С мнением автора нельзя не согласиться,  потому что жизнь человека «только в его руках», точнее ЗПТ в мыслях.
Пропущена запятая после вводного слова.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Рассуждая над вопросом важности преобладания в сознании собственных мыслей
Правильно: рассуждая О вопросе...
Рассуждения над неприятными ситуациями и извлечение из них уроков
Правильно: рассуждения О неприятных ситуациях.
Например, в произведении А.Платонова «Котлован» второстепенный герой Чиклин был подвержен идеям социализма, классовому разделению общества, поэтому он работал сверхурочно.
Нарушение управления. Подвержен идеям (чего?) классового разделения общества.
Количество счастливых моментов в жизни человека зависит от его умения мыслить, рассуждать над ошибками, главное – самостоятельно, ведь истина «может быть радом с тобой».
Правильно: рассуждать ОБ ошибках.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Рассуждая над вопросом важности преобладания в сознании собственных мыслей, а не идей, навязанных окружением, автор подчёркивает, что самоконтроля и учения раздельно.
Отсутствует важное для понимания смысла слово или словосочетание.
Сопоставляя мысли с совестью и верой, Л. Толстой подчёркивает зависимость самостоятельного мышления.
Смысловая недостаточность: непонятно, зависимость ОТ ЧЕГО подчеркивает Толстой. Слово "зависимость" требует обязательного пояснения.
Решение проблем и радости мгновений зависят
Что такое "радости мгновений"? Непонятно.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку