Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Проблема способности мыслить самостоятельно.
-
Текст: Л. Толстой. О способности мыслить(1)Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. (2)Избавиться можно только усилиями мысли. (3)Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. (4)Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.
(5)Хотя и не мысль открыла нам то, что надо любить, - мысль не могла открыть нам этого, - но мысль важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви. (6)Вот это-то усилие мысли против того, что мешает любви, это-то усилие мысли важнее, нужнее и дороже всего.
(7)Если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. (8)А если бы он не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно. (9)И потому нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить.
(10)Люди говорят о нравственном и религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях человека. (11)В действительности же есть только один руководитель - совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. (12)Голос этот несомненно решает для каждого человека, что ему должно и чего не должно делать. (13)И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком усилием мысли.
(14)Если бы человек не знал, что глаза могут видеть, и никогда не раскрывал бы их, он был бы очень жалок. (15)Так же, и еще более, жалок человек, если он не понимает, что ему дана сила мысли для того, чтобы спокойно переносить всякие беды. (16)Если человек разумен, то ему легко будет переносить всякие беды: первое, потому что разум скажет ему, что всякие беды проходят и часто превращаются в доброе, а второе то, что для разумного человека всякая беда на пользу. (17)А между тем люди, вместо того, чтобы смотреть прямо в глаза беде, стараются увернуться от нее.
(18)Не лучше ли радоваться тому, что бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли, и благодарить его за то, что он подчинил нашу душу только тому, что в нашей власти - нашему разуму. (19)Он ведь не подчинил нашей души ни родителям нашим, ни братьям, ни богатству, ни телу нашему, ни смерти. (20)Он, по благости своей, подчинил ее одному тому, что от нас зависит, - нашим мыслям.
(21)Вот эти-то мысли и чистоту их и должны мы для нашего блага блюсти всеми силами.
(22)Когда мы узнаем новую мысль и признаем ее верною, нам кажется, что мы уже давно знали ее и теперь только вспомнили то, что знали. (23)Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. (24)Только не заглушай ее ложью, и рано или поздно она откроется тебе.
(25)Часто бывает, что придет мысль, которая кажется и верной и вместе странной, и боишься поверить ей. (26)Но потом, если хорошенько подумаешь, то видишь, что та мысль, которая казалась странной, - самая простая истина, такая, что, если раз узнал, в нее уже нельзя перестать верить.
(27)Всякая великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. (28)Первая ступень: "Это так нелепо, что не стоит и обсуждать". (29)Вторая ступень: "Это безнравственно и противно религии". (30)Третья ступень: "Ах! это так всем известно, что не стоит и говорить про это".
(31)Хорошо было бы, если бы мудрость могла переливаться из того человека, в котором ее много, в того, в ком ее мало, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока в обоих будет равно. (32)Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.
(По Л.Н. Толстому)
Рассуждая над вопросом важности преобладания в сознании собственных мыслей, а не идей, навязанных окружением, автор подчёркивает, что самоконтроля и учения раздельно. Мысли и совесть неразрывны. Это единое целое, помогающее человеку существовать в сложных жизненных обстоятельствах.
Способность мыслить и умение верить, по мнению Л.Толстого, тоже неотделимые друг от друга понятия. Разумный человек, несмотря на все невзгоды, которые он может встретить на жизненном пути, всегда будет убеждён: всякие беды легко переносимы. Рассуждения над неприятными ситуациями и извлечение из них уроков, соответствующих выводов пойдут на пользу думающему.
Оба приведённых примера, дополняя друг друга, показывают важность способности человека думать. Думать самостоятельно, потому что любое решение зависит от внутреннего самоконтроля и веры, то есть разумных мыслей. Сопоставляя мысли с совестью и верой, Л. Толстой подчёркивает зависимость самостоятельного мышления.
Автор утверждает, что «истина лежит в душе человека», а его задача – уметь вовремя ёё рассмотреть, не «насыщаясь» ложью, «поглощая» чужие идеи. Часто люди не видят истину, которая так близко, она кажется абсурдной, слишком простой. Важно доверять только собственному мироощущению.
С мнением автора нельзя не согласиться, потому что жизнь человека «только в его руках», точнее в мыслях. Решение проблем и радости мгновений зависят только от самостоятельных суждений. Например, в произведении А.Платонова «Котлован» второстепенный герой Чиклин был подвержен идеям социализма, классовому разделению общества, поэтому он работал сверхурочно. С другой стороны, героя можно характеризовать как чуткого и доброго человека: он думал о маленькой девочке Насте, гибель которой ознаменовала крах всякой веры в прежнюю жизнь, победу социального строя над личностью. Идеи и принципы нового «общества» так захватывают мысли Чиклина, что под их влиянием он становится жестоким.
Умение мыслить – это не просто процесс, позволяющий выполнить работу. Это инструмент, помогающий жить, чувствовать, любить, делать правильный выбор. Количество счастливых моментов в жизни человека зависит от его умения мыслить, рассуждать над ошибками, главное – самостоятельно, ведь истина «может быть радом с тобой».
Здравствуйте, Ирина!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
Комментарий: + 3 балла
Пример 1 в сочинении указан с логическими и фактическими нарушениями. Маркеры введения примера отсутствуют, и эксперт вынужден догадываться, что именно в сочинении является примером. На мой взгляд, примером является следующее:
Рассуждая над вопросом важности преобладания в сознании собственных мыслей, а не идей, навязанных окружением, автор подчёркивает, что самоконтроля и учения раздельно. Мысли и совесть неразрывны. Это единое целое, помогающее человеку существовать в сложных жизненных обстоятельствах. |
Пример 2 -- тезис о неразрывной связи мысли и веры, а также суждение о способности думающих людей легче переносить невзгоды -- в сочинении присутствует. Пояснения к этому примеру нет.
Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована с ошибками. Нельзя считать полноценным анализом связи фразу о том, что Толстой сопоставляет мысли с совестью и верой, поскольку Толстой ничего подобного не делает.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.
Автор утверждает, что «истина лежит в душе человека», а его задача – уметь вовремя ёё рассмотреть, не «насыщаясь» ложью, «поглощая» чужие идеи. Часто люди не видят истину, которая так близко, она кажется абсурдной, слишком простой. Важно доверять только собственному мироощущению. |
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Балл обнулен из-за обнуления критерия К3.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Ошибки:
Например, в произведении А.Платонова «Котлован» второстепенный герой Чиклин был подвержен идеям социализма, классовому разделению общества, поэтому он работал сверхурочно. С другой стороны, героя можно характеризовать как чуткого и доброго человека |
Нелогичен и сам пример. Вы пытаетесь доказать, что человек должен мыслить самостоятельно. Но пересказанный эпизод из "Котлована" этот тезис не иллюстрирует.
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл.
Ошибки: К10
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
Ошибки: нет
Опечатка:
самостоятельно, ведь истина «может быть радом с тобой». |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.
Ошибки:
Мысли - двигатель, помогающий принимать решения или переживать беды, благодаря которому человек осознает правильность своего выбора, понимает ЗПТ ради чего, какой цели, он идет именно по этому пути. |
С мнением автора нельзя не согласиться, потому что жизнь человека «только в его руках», точнее ЗПТ в мыслях. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Рассуждая над вопросом важности преобладания в сознании собственных мыслей |
Рассуждения над неприятными ситуациями и извлечение из них уроков |
Например, в произведении А.Платонова «Котлован» второстепенный герой Чиклин был подвержен идеям социализма, классовому разделению общества, поэтому он работал сверхурочно. |
Количество счастливых моментов в жизни человека зависит от его умения мыслить, рассуждать над ошибками, главное – самостоятельно, ведь истина «может быть радом с тобой». |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
Ошибки:
Рассуждая над вопросом важности преобладания в сознании собственных мыслей, а не идей, навязанных окружением, автор подчёркивает, что самоконтроля и учения раздельно. |
Сопоставляя мысли с совестью и верой, Л. Толстой подчёркивает зависимость самостоятельного мышления. |
Решение проблем и радости мгновений зависят |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста. Удачи!