Не путайте:
- Кристаллический – кристальный.
- Металл – алюминий.
- Артиллерия – кавалерия.
- Жужжать – дрожать.
- Баллы – цимбалы.
- Иммиграция – эмиграция.
- Дилемма – проблема.
- Балл (оценка) – бал (танцы).
- Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
- Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.
Проблема таланта
-
Текст: Б. Пастернак. О музыке(1)Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина. (2)Музыкально лепетать я стал незадолго до первого с ним знакомства. (3)К его возвращенью я был учеником одного поныне здравствующего композитора. (4)Мне оставалось еще только пройти оркестровку. (5)Говорили всякое, впрочем, важно лишь то, что, если бы говорили и противное, все равно жизни вне музыки я себе не представлял. (6)Но у меня не было абсолютного слуха. (7)Так называется способность узнавать высоту любой произвольно взятой ноты. (8)Отсутствие качества, ни в какой связи с общею музыкальностью не стоящего, но которым в полной мере обладала моя мать, не давало мне покоя. (9)Если бы музыка была мне поприщем, как казалось со стороны, я бы этим абсолютным слухом не интересовался. (10)Я знал, что его нет у выдающихся современных композиторов, и, как думают, может быть, и Вагнер, и Чайковский были его лишены. (11)Но музыка была для меня культом, то есть той разрушительной точкой, в которую собиралось все, что было самого суеверного и самоотреченного во мне, и потому всякий раз, как за каким-нибудь вечерним вдохновеньем окрылялась моя воля, я утром спешил унизить ее, вновь и вновь вспоминая о названном недостатке.
(12)Тем не менее у меня было несколько серьезных работ. (13)Теперь их предстояло показать моему кумиру. (14)Устройство встречи, столь естественной при нашем знакомстве домами, я воспринял с обычной крайностью. (15)Первую вещь я играл еще с волнением, вторую – почти справясь с ним, третью – поддавшись напору нового и непредвиденного. (16)Случайно взгляд мой упал на слушавшего.
(17)Следуя постепенности исполнения, он сперва поднял голову, потом – брови, наконец, весь расцветши, поднялся и сам и, сопровождая изменения мелодии неуловимыми изменениями улыбки, проплыл ко мне по её ритмической перспективе.
(18)Все это ему нравилось. (19)Я поспешил кончить. (20)Он сразу пустился уверять меня, что о музыкальных способностях говорить нелепо, когда налицо несравненно большее, и мне в музыке дано сказать свое слово. (21)В ссылках на промелькнувшие эпизоды он подсел к роялю, чтобы повторить один, наиболее его привлекший. (22)Оборот был сложен, я не ждал, чтобы он воспроизвел его в точности, но произошла другая неожиданность, он повторил его не в той тональности, и недостаток, так меня мучивший все эти годы, брызнул из-под его рук, как его собственный.
(23)Полагаясь, на превратность гаданья, я задумал надвое. (24)Если на признанье он возразит мне: «Боря, но ведь этого нет и у меня», тогда – хорошо, тогда, значит, не я навязываюсь музыке, а она сама суждена мне. (25)Если же речь в ответ зайдет о Вагнере и Чайковском, о настройщиках и так далее, – но я уже приступал к тревожному предмету и, перебитый на полуслове, уже глотал в ответ:
– (26)Абсолютный слух? (27)После всего, что я сказал вам? (28)А Вагнер? (29)А Чайковский? (30)А сотни настройщиков, которые наделены им?
(31)Он говорил о вреде импровизации, о том, когда, зачем и как надо писать. (32)Он справился о моем образовании и, узнав, что я избрал юридический факультет за его легкость, посоветовал немедленно перевестись на философское отделение историко-филологического, что я на другой день и исполнил.
(33)Пока он говорил, я думал о происшедшем. (34)Сделки своей с судьбою я не нарушал. (35)О худом выходе загаданного помнил. (36)Развенчивала ли эта случайность моего кумира? (37)Нет, никогда, – с прежней высоты она подымала его на новую. (38)Отчего он отказал мне в том простейшем ответе, которого я так ждал? (39)Это его тайна. (40)Когда-нибудь, когда уже будет поздно, он подарит меня этим упущенным признаньем. (41)Как одолел он в юности свои сомненья? (42)Это тоже его тайна, она-то и возводит его на новую высоту.
(43)Я шел переулками, чаще надобности переходя через дорогу. (44)Совершенно без моего ведома во мне таял и надламывался мир, еще накануне казавшийся навсегда прирожденным. (45)Я шел, с каждым поворотом все больше прибавляя шагу, и не знал, что в эту ночь уже рву с музыкой.
(По Б.Л. Пастернаку)
Борис Леонидович Пастернак (1890 – 1960) – русский поэт, писатель и переводчик. Один из крупнейших русских поэтов ХХ века.
Комментируя данную проблему обратимся к предложению 17. Автор описывает крайне позитивную реакцию кумира на музыку, написанную мальчиком. Читатель понимает, что несмотря на отсутствие у ученика абсолютного слуха, он способен сочинять и исполнять прекрасную музыку.
Однако, в предложении 44-45, после того, как кумир мальчика не признал свой недостаток, юный музыкант решил больше не заниматься музыкой. Автор акцентирует внимание на том, что уход от темы кумира, который не признал своего недостатка, сломили дух героя и привел к отказу от музыки.
Данные примеры, противопоставляясь друг другу, показывают, что как бы ни велико было мастерство человека, без уверенности в своих способностях люди часто сдаются и бросают занятия.
Позиция автора ясна: без веры в себя человек не добьется больших высот.
Я полностью согласен с мнением автора. Действительно, часто одаренные люди сдаются, потому что сомневаются в своих силах и навыках, и наоборот- не имеющие талант с рождения, достигают небывалых высот благодаря уверенности в своих силах. Примером тому является Мухаммед Али. Али с детства был болезненным и слабым ребенком, однако он ни на минуту не сомневался, что станет великим боксером и прикладывал титанические усилия, что сделало его лучшим в своем деле.
Хочется верить, что прочитав текст Бориса Пастернака, многие задумаются о том, как важно стремиться к своей цели, ни на минуту не сомневаясь в своих возможностях.
Здравствуйте!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
Рекомендация
обратимся к предложению 17 |
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0 баллов
Ошибки:
сломили дух героя |
Действительно, часто одаренные люди сдаются |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Ошибки: нет максимума по К 10
K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0 баллов
Ошибки:
Талант или вера, что важнее для человека? |
В таких предложениях ставится ДВОЕТОЧИЕ: фраза распадается на две части с четким интонационным делением, отличающиеся смысловой насыщенностью, предельной краткостью, эмоциональной выразительностью.
Комментируя данную проблему ЗПТ обратимся к предложению 17. |
Читатель понимает, что ЗПТ несмотря на отсутствие у ученика абсолютного слуха, он способен сочинять и исполнять прекрасную музыку. |
Однако, в предложении 44-45, после того, |
что ЗПТ как бы ни велико было мастерство человека, без уверенности |
не имеющие талант с рождения, ЛИШНЯЯ ЗПТ достигают небывалых высот благодаря уверенности в своих силах. |
Хочется верить, что ЗПТ прочитав текст Бориса Пастернака, многие задумаются |
K9 - Соблюдение грамматических норм + 0 баллов
Ошибки:
1.уход 3.от темы 2.кумира |
сломили дух героя и привел к отказу от музыки. |
не имеющие талант с рождения |
как бы ни велико было мастерство человека |
K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл
Ошибки:
крайне позитивную реакцию кумира на музыку, написанную мальчиком. |
Почему Вы решили, что МАЛЬЧИК? Говорится: выбирает направление для поступления- не так уж мал.
Автор описывает крайне позитивную реакцию кумира на музыку, написанную мальчиком. Читатель понимает, что несмотря на отсутствие у ученика абсолютного слуха, он способен сочинять и исполнять прекрасную музыку. |
Однако, в предложении 44-45, после того, как кумир мальчика не признал свой недостаток, юный музыкант решил больше не заниматься музыкой. Автор акцентирует внимание на том, что уход от темы кумира, который не признал своего недостатка, сломили дух героя и привел к отказу от музыки. |
Повтор слова МУЗЫКА
Данные примеры, противопоставляясь друг другу, показывают |
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над глубиной понимания текста, точностью словоупотребления. Обратите внимание на пунктуацию: хотите ставить лишние запятые, неверно определяете границы деепричастных оборотов.
Удачи на ЕГЭ!