Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема милосердия в военное время

  • Текст: К. Паустовский. Лефортовские ночи
    (1)Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. (2)С него отправлялись эшелоны на фронт. (3)По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых.
    (4)Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны. (5)Внутри вагонов были устроены подвесные пружинные койки.
    (6)Ждать приходилось долго. (7)Мы курили около вагонов. (8)Каждый раз к нам подходили женщины в теплых платках и робко спрашивали, скоро ли будут грузить раненых. (9)Самые эти слова - "грузить раненых",- то есть втаскивать в вагоны, как мертвый груз, живых, изодранных осколками людей, были одной из нелепостей, порожденных войной.
    - (10)Ждите!- отвечали мы. (11)Женщины, вздохнув, отходили на тротуар, останавливались в тени и молча следили за тяжелой вокзальной дверью.
    (12)Женщины эти приходили к вокзалу на всякий случай - может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе.
    (13)Все мы, кондукторы, люди разных возрастов, характеров и взглядов, больше всего боялись, чтобы какая-нибудь из этих женщин не нашла при нас родного искалеченного человека.
    (14)Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. (15)Иные из женщин плакали от жалости. (16)Раненые, сдерживая стоны, успокаивали женщин доходчивыми словами. (17)Эти слова простой русский человек носит в себе про черный день и поверяет только такому же простому, своему человеку.
    (18)Раненых вносили в вагоны, и начинался томительный рейс через ночную Москву. (19)Вожатые вели вагоны медленно и осторожно.
    (20)Чаще всего мы возили раненых в главный военный госпиталь в Лефортово. (21)С тех пор воспоминание о Лефортове связано у меня с осенними холодными ночами. (22)Прошло уже много лет, а мне все чудится, что в Лефортове всегда стоит такая ночь и в ней светятся скучными рядами окна военного госпиталя. (23)Я не могу отделаться от этого впечатления потому, что с той поры я ни разу не был в Лефортове и не видел военный госпиталь и обширный плац перед ним при дневном свете.
    (24)В Лефортове мы помогали санитарам переносить тяжелораненых в палаты и бараки, разбросанные в саду вдалеке от главного корпуса. (25)Там по дну оврага шумел пахнувший хлором ручей. (26)Переносили раненых мы медленно и потому зачастую простаивали в Лефортове до рассвета.
    (27)Иногда мы возили раненых австрийцев. (28)В то время Австрию насмешливо называли "лоскутной империей", а австрийскую армию - "цыганским базаром". (29)Разноплеменная эта армия производила на первый взгляд впечатление скопища чернявых и невероятно худых людей в синих шинелях и выгоревших кепи с оловянной кокардой и насквозь пробитыми на ней буквами "Ф" и "И". (30)Это были инициалы впавшего в детство австрийского императора Франца-Иосифа.
    (31)Мы расспрашивали пленных и удивлялись: кого только не было в этой армии! (32)Там были чехи, немцы, итальянцы, тирольцы, поляки, босняки, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, цыгане, герцеговинцы, гуцулы и словаки... (33)О существовании некоторых из этих народов я и не подозревал, хотя окончил гимназию с пятеркой по географии.
    (34)Однажды вместе с нашими ранеными ко мне в вагон внесли длинного, как жердь, австрийца в серых обмотках. (35)Он был ранен в горло и лежал, хрипя и поводя желтыми глазами. (36)Когда я проходил мимо, он пошевелил смуглой рукой. (37)Я думал, что он просит пить, нагнулся к его небритому, обтянутому пересохшей кожей лицу и услышал клекочущий шепот. (38)Мне показалось, что австриец говорит по-русски, и я даже отшатнулся. (39)Тогда я с трудом повторил:
    - (40)Есмь славянин! (41)Полоненный у велика-велика битва... брат мой.
    (42)Он закрыл глаза. (43)Очевидно, он вкладывал в эти слова очень важный для него и непонятный мне смысл. (44)Очевидно, он долго ждал случая, чтобы сказать эти слова. (45)Потом я долго раздумывал над тем, что хотел сказать этот умирающий человек с запекшимся от крови бинтом на горле. (46)Почему он не пожаловался, не попросил пить, не вытащил из-за пазухи за стальную цепочку полковой значок с адресом родных, как это делали все раненые австрийцы? (47)Очевидно, он хотел сказать, что сила ломит и солому и не его вина, что он поднял оружие против братьев. (48)Эта мысль соединилась в горячечном его сознании с памятью о кровавом сражении, куда он попал по воле "швабов" прямо из своей деревни. (49)Из той деревни, где растут вековые ореховые деревья, бросая широкую тень, и по праздникам пляшет на базаре под шарманку ручной динарский медведь.

    (По К. Г. Паустовскому*)
    * Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.
01.02.2022 22:35:28
Автор: Алина Пост

В предложенном для анализа тексте Константин Георгиевич Паустовский поднимает проблему милосердия в военное время.
Комментируя данную проблему, стоит обратить внимание на предложения 14-16, в которых описывается поведение женщин, приходивших к вокзалу во время выгрузки раненых. "Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. Иные из женщин плакали от жалости". Мы видим, что женщины проявляли сочувствие по отношению ко всем раненым, понимая, что, независимо от происхождения или родства, всем пострадавшим на войне было нелегко, все они заслуживали жалости и доброты.
Далее автор обращает внимание на то, каким образом доставлялись раненые в госпиталь. "Вожатые вели вагоны медленно и осторожно". Читатель осознаёт: вожатые понимали, что пострадавшие на войне испытывали сильную боль, и старались довести их аккуратно, бережно. Дороги могли быть неровными, и во время поездки раненых могло трясти. Здоровый человек практически не обращает внимания на тряску в дороге, но получившим на войне ранения людям каждое неосторожное движение могло причинять болезненные ощущения. Поступок вожатых должен быть оценён в полной мере, потому что они исполняли свою работу, проявляя заботу о своих пассажирах во время поездки в госпиталь, хотя могли бы этого и не делать.
  Оба примера, дополняя друг друга, показывают, как милосердие проявляется в поступках разных людей и помогают понять, что в условиях войны каждый добрый поступок был важен.
  Позиция автора ясна. Константин Георгиевич Паустовский считает, что милосердие  необходимо в тяжёлое время войны. Проявление сочувствия и сострадания помогало пострадавшим людям, ведь таким образом они получали необходимую поддержку и заботу,  им становилось легче.
  Я полностью согласна с позицией автора. Действительно, такие важные качества, как милосердие и доброта особенно ценятся в тяжёлые времена, ведь именно тогда проявлять заботу и небезразличие труднее всего. Некоторые поступки, совершённые в военные годы, можно приравнять к геройским.  В романе Маркуса Зусака "Книжный вор" семья немцев приютила  еврея Макса и прятала его у себя в подвале. Это было очень опасно. Если бы Макса нашли, то всю семью могли расстреляли. Данный пример показывает, как люди, несмотря на опасность быть убитыми, проявили  милосердие по отношению к нуждающемуся в помощи человеку, помогли ему выжить. Далеко не каждый способен на такое, именно поэтому поступок немецкой семьи особенно вызывает уважение.
  Хочется верить, что читатели задумаются о проблеме, поднятой в тексте К.Г. Паустовского, и осознают, насколько для людей важно милосердие.
Количество слов - 381

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Алина! Вам удалось написать хорошую работу, которая показывает, что вы знаете структуру сочинения, критерии оценивания.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 (милосердие женщин по отношению к раненым) в сочинении указан, пояснен.

Комментируя данную проблему, стоит обратить внимание на предложения 14-16, в которых описывается поведение женщин, приходивших к вокзалу во время выгрузки раненых. "Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос.
Хочу дать совет: старайтесь не использовать в комментарии ссылку на номера предложений. Конечно, это не запрещено, но, на мой взгляд, стилистически не оправдано. Лучше использовать элемент пересказа (например, Комментируя проблему, обратимся к содержанию текста... На мой взгляд, самым ярким примером, помогающим понять проблему, является...).

Кроме того, поясняя пример, вы упускаете важный факт: женщины приходили на вокзал в надежде, что смогут узнать что-то о своих близких (предложение 12).

Пример 2 (милосердие вожатых, перевозивших раненых в госпиталь в Лефортово) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно, но с речевой шероховатостью.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла

Ошибки: нет.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки:

Позиция автора ясна. Константин Георгиевич Паустовский считает, что милосердие  необходимо в тяжёлое время войны.

Лучше перестроить предложение: К.Г. Паустовский считает, что во время войны очень важно быть (оставаться) милосердным.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки:

Это было очень опасно. Если бы Макса нашли, то всю семью могли расстреляли.

Опечатка (нужно: растреляТЬ). Наверное, вы переделывали текст и не заметили опечатку.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Ошибки:

Оба примера, дополняя друг друга, показывают, как милосердие проявляется в поступках разных людей ЗПТ и помогают понять, что в условиях войны каждый добрый поступок был важен.
Нет запятой в конце придаточного предложения.
Действительно, такие важные качества, как милосердие и доброта ЗПТ особенно ценятся в тяжёлые времена, ведь именно тогда проявлять заботу и небезразличие труднее всего.
Пропущена запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

"Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. Иные из женщин плакали от жалости".
Далее автор обращает внимание на то, каким образом доставлялись раненые в госпиталь. "Вожатые вели вагоны медленно и осторожно".

Неверное включение цитаты, цитата без вводящих слов.  
Во втором случае ошибку можно избежать, если после первого предложения поставить двоеточие.
Далее автор обращает внимание на то, каким образом доставлялись раненые в госпиталь: "Вожатые вели вагоны медленно и осторожно".

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

"Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. Иные из женщин плакали от жалости". Мы видим, что женщины проявляли сочувствие по отношению ко всем раненым, понимая, что, независимо от происхождения или родства, всем пострадавшим на войне было нелегко, все они заслуживали жалости и доброты.
В цитате уже дважды встретилось слово "женщины", вы снова его повторяете.
Дороги могли быть неровными, и во время поездки раненых могло трясти.Здоровый человек практически не обращает внимания на тряску в дороге, но получившим на войне ранения людям каждое неосторожное движение могло причинять болезненные ощущения.
Повторы.
Позиция автора ясна. Константин Георгиевич Паустовский считает, что милосердие  необходимо в тяжёлое время войны.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет

Общие рекомендации: следует усилить работу над грамматикой, речевым оформлением (старайтесь избегать повторов).

Желаю удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку