Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Какую роль совесть играет в жизни человека?

  • Текст: Л.Толстой. О душе
    (1)Кто ты? – (2)Человек. – (3)Какой человек? (4)Чем отличаешься от других? – (5)Я таких-то родителей сын, дочь, я старый, я молодой, я богатый, я бедный.
    (6)Каждый из нас особенный от всех других людей человек: мужчина, женщина, старик, мальчик, девочка; и в каждом из нас, особенном человеке, живет во всех одно и то же во всех духовное существо, так что каждый из нас вместе и Иван, и Наталья, и одно и то же во всех духовное существо. (7)И когда мы говорим: я хочу, то иногда это значит то, что хочет этого Иван или Наталья, – иногда же то, что хочет этого то духовное существо, которое во всех одно. (8)Так что бывает так, что Иван или Наталья хотят чего-нибудь одного, а духовное существо, которое живёт в них, не хочет этого, а хочет совсем другого.
    (9)Кто-то подходит к двери. (10)Я спрашиваю: Кто там? (11)Отвечают: – Я. – (12)Кто я? – (13)Да я, – отвечает тот, кто пришел. (14)А пришел крестьянский мальчик. (15)Он удивляется тому, что можно спрашивать о том, кто это я. (16)Он удивляется потому, что чувствует в себе то единое духовное существо, которое одно во всех, и потому удивляется тому, что можно спрашивать о том, что должно быть известно всякому. (17)Он отвечает о духовном я, я же спрашиваю о том окошке, через которое смотрит это я.
    (18)Говорить, что то, что мы называем собою, есть только тело, что и мой разум, и моя душа, все только от тела, говорить так, все равно, что говорить, что то, что мы называем нашим телом, есть только та пища, которой питается тело. (19)Правда, что тело мое это только переделанная телом пища и что без пищи не было бы тела, но тело мое не пища. (20)Пища это то, что нужно для жизни тела, но не тело.
    (21)То же и про душу. (22)Правда, что без моего тела не было бы того, что я называю душой, но все-таки душа моя не тело. (23)Тело только нужно для души, но тело не душа. (24)Не было бы души, я бы и не знал, что такое мое тело.
    (25)Начало жизни не в теле, а в душе.
    (26)В каждом человеке живут два человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. (27)Один – слепой человек – ест, пьет, работает, отдыхает, плодится и делает все это, как заведенные часы. (28)Другой – зрячий, духовный человек – сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек.
    (29)Зрячую, духовную часть человека называют совестью. (30)Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. (31)Стрелка компаса двигается с места только тогда, когда тот, кто несет ее, сходит с того пути, который она показывает. (32)То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. (33)Но стоит человеку сойти с настоящего пути, и совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился.
    (34)Когда мы слышим про то, что человек сделал что-нибудь дурное, мы говорим: совести у него нет.
    (35)Что же такое совесть?
    (36)Совесть это голос того единого духовного существа, которое живет во всех.
    (37)Совесть – это сознание того духовного существа, которое живет во всех людях. (38)И только тогда, когда она такое сознание, она верный руководитель жизни людей. (39)А то часто люди считают за совесть не сознание этого духовного существа, а то, что считается хорошим или дурным теми людьми, с которыми они живут.
    (40)Голос страстей может быть громче голоса совести, но голос страстей совсем другой, чем тот спокойный и упорный голос, которым говорит совесть. (41)И как ни громко кричат страсти, они все-таки робеют перед тихим, спокойным и упорным голосом совести. (42)Голосом этим говорит вечное, божественное, живущее в человеке.
    (43)Философ Кант говорил, что две вещи больше всего удивляют его. (44)Одно: это звезды на небе, а другое: это закон добра в душе человека.
    (45)Истинное доброе в тебе самом, в твоей душе!

    (По Л.Н. Толстому)
01.02.2022 21:18:50
Автор: Грачёв Анатолий

Какую роль совесть играет в жизни человека? Именно над этим вопросом размышляет Л.Н Толстой в предложенном для анализа тексте.

Рассуждая об этой проблеме, автор пишет, что “совесть-это сознание того духовного существа, которое живет во всех людях. И только тогда, когда она такое сознание, она верный руководитель жизни людей.” Часто люди ошибочно считают, что совесть “считается хорошим или дурным теми людьми, с которыми они живут”. Этот пример доносит мысль о том, что совесть необходима людям и ее прямое значение заключается в урегулировании общественных отношений.

Кроме того, Л.Н Толстой считает, что “как ни громко кричат страсти, они все-таки робеют перед тихим, спокойным и упорным голосом совести”, ведь совесть молвит “вечное, божественное, живущее в человеке”. Этим примером автор хочет показать, что моральная ответственность имеет большое влияние на человека, в противовес крикам страсти.

Оба примера, дополняя друг друга, позволяют понять, что совесть- это то чувство, которое вызывает ответственность перед собой, перед своим духовым существом.  

Автор считает, что “Совесть-это голос того единого духовного существа, которое живет во всех” и для каждого, она выступает в роле жизненного ориентира, который помогает человеку найти истинный путь.

Я разделяю мнение автора и тоже считаю, что советь играет большую роль в жизни, ведь только благодаря ней, мы сможем найти себя.

Например, в романе-эпопеи Л.Н Толстого “Война и мир” Пьер Безухов обязан выполнить приказ по убийству Наполеона, однако его душа не позволила ему это совершить и донесла до него мысль о том, что «Надо жить, надо любить, надо верить!», так на конкретном примере мы в очередной раз убеждаемся, что совесть имеет основополагающее значение в жизни человека и способна направить на истинный путь.

Прочитав текст, можно сделать вывод о том, что совесть играет важную роль в жизни человека. Только благодаря ей можно познать истину и найти правильный путь. Не будь её, человечество бы столкнулось с большим рядом проблем.
Количество слов - 307

Рецензент: Наталья Белина

Здравствуйте, Анатолий!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан, но в пояснении отсутствует авторское видение проблемы.

Пример 2 указан, но пояснение не раскрывает содержание приведённого примера.

Не увлекайтесь цитированием. Помните о том, что цитата должна подтверждать мысль, которую вы развиваете, а не заменять её. Не цитируйте больше одного предложения и всегда комментируйте, объясняйте цитаты.

Взаимосвязь между примерами определена верно, но проанализирована формально.

Обратите внимание, что анализ связи пишется по следующей схеме: вид связи + расшифровка связи (ЧТО именно ЧЕМ именно дополняется) + роль связи.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Автор считает, что “Совесть-это голос того единого духовного существа, которое живет во всех” и для каждого, она выступает в роле жизненного ориентира, который помогает человеку найти истинный путь.

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

Во-первых, позиция автора подменяется цитированием. Во-вторых, позиция автора формулируется слишком широко, неточно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, но обоснование тезиса выглядит неубедительным. Как решение не убивать человека может помочь «найти себя»?

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

Этот пример доносит мысль о том, что совесть необходима людям и ее прямое значение заключается в урегулировании общественных отношений.

Смысловой пропуск. Непонятно, что вы имеете в виду.

Этим примером автор хочет показать, что моральная ответственность имеет большое влияние на человека, в противовес крикам страсти.

Смысловой пропуск. В чём именно проявляется это влияние?

Я разделяю мнение автора и тоже считаю, что советь играет большую роль в жизни, ведь только благодаря ней, мы сможем найти себя.

Семантическая неполнота. Почему вы считаете, что только благодаря совести «мы сможем найти себя»?

В своём сочинении вы часто используете словосочетания «большое влияние», «большая роль», «важная роль», «основополагающее значение», однако они никак не конкретизируют ваши мысли.

Не будь её, человечество бы столкнулось с большим рядом проблем.

Ещё один пример семантической неполноты. С какими проблемами «человечество бы столкнулось»?

Я разделяю мнение автора и тоже считаю, что советь играет большую роль в жизни, ведь только благодаря ней, мы сможем найти себя.

Прочитав текст, можно сделать вывод о том, что совесть играет важную роль в жизни человека.
Неоправданное повторение изложенной выше мысли. Заключение дублирует аргументацию собственного мнения.
Например, в романе-эпопеи Л.Н Толстого “Война и мир” Пьер Безухов обязан выполнить приказ по убийству Наполеона, однако его душа не позволила ему это совершить и донесла до него мысль о том, что «Надо жить, надо любить, надо верить!», так на конкретном примере мы в очередной раз убеждаемся, что совесть имеет основополагающее значение в жизни человека и способна направить на истинный путь.

Несоразмерность частей высказывания: этот абзац состоит из одного предложения. Я бы вам посоветовала не выстраивать очень длинные конструкции. Они затрудняют понимание сказанного из-за нагромождения придаточных, деепричастных оборотов, прямой речи и т.д. Кроме того, в таких предложениях высока вероятность допущения большого количества ошибок.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Балл снижен, т.к. по критерию К10 не был получен максимальный балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Опечатка:

Я разделяю мнение автора и тоже считаю, что советь играет большую роль в жизни, ведь только благодаря ней, мы сможем найти себя.

Правильно: совеСть.

Ошибки:

Автор считает, что “Совесть-это голос того единого духовного существа, которое живет во всех” и для каждого, она выступает в роле жизненного ориентира, который помогает человеку найти истинный путь.

Ошибка в правописании падежного окончания имени существительного. Правильно: в ролИ.

Например, в романе-эпопеи Л.Н Толстого “Война и мир” Пьер Безухов обязан выполнить приказ по убийству Наполеона, однако его душа не позволила ему это совершить и донесла до него мысль о том, что «Надо жить, надо любить, надо верить!» <…>

Ошибка в правописании падежного окончания имени существительного. Правильно: в романе-эпопеЕ.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

Ошибки:

Этим примером автор хочет показать, что моральная ответственность имеет большое влияние на человека, в противовес крикам страсти.

Лишняя запятая. Оборот с предлогом «в противовес» может обособляться, если располагается между подлежащим и сказуемым, находится не в начале и не в конце предложения, содержит объяснение того, о чем говорится в предложении (источник: Грамота.ру).

Словосочетание «крикам страсти» лучше выделить кавычками. Во-первых, эти слова принадлежат Л.Н. Толстому. Во-вторых, это слова, употребленные в особом, необычном значении.

Я разделяю мнение автора и тоже считаю, что советь играет большую роль в жизни, ведь только благодаря ней, мы сможем найти себя.

Лишняя запятая.
Автор считает, что “Совесть-это голос того единого духовного существа, которое живет во всех” ЗПТ и для каждого, она выступает в роле жизненного ориентира, который помогает человеку найти истинный путь.
Ошибки в постановке знаков препинания в сложном предложении.

Автор считает, что “Совесть-это голос того единого духовного существа, которое живет во всех” и для каждого, она выступает в роле жизненного ориентира, который помогает человеку найти истинный путь.

Например, в романе-эпопеи Л.Н Толстого “Война и мир” Пьер Безухов обязан выполнить приказ по убийству Наполеона, однако его душа не позволила ему это совершить и донесла до него мысль о том, что «Надо жить, надо любить, надо верить!» <…>

Цитата как часть предложения должна начинаться со строчной буквы.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Я разделяю мнение автора и тоже считаю, что советь играет большую роль в жизни, ведь только благодаря ней, мы сможем найти себя.

Ошибка в употреблении местоимения. Правильно: благодаря ЕЙ.

Например, в романе-эпопеи Л.Н Толстого “Война и мир” Пьер Безухов обязан выполнить приказ по убийству Наполеона, однако его душа не позволила ему это совершить и донесла до него мысль о том, что «Надо жить, надо любить, надо верить!» <…>

Нарушение управления. Например: приказ (какой?) убить Наполеона.

<…> так на конкретном примере мы в очередной раз убеждаемся, что совесть имеет основополагающее значение в жизни человека и способна направить на истинный путь.

Недочёт в построении предложения с однородными членами. Лучше: совесть имеет значение … и может направить… / совесть значима … и способна.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

Этот пример доносит мысль о том, что совесть необходима людям и ее прямое значение заключается в урегулировании общественных отношений.

Неудачное сочетание слов. Лучше: с помощью примера автор доносит до читателя мысль о… Избегайте канцелярита (выделен красным).

Оба примера, дополняя друг друга, позволяют понять, что совесть- это то чувство, которое вызывает ответственность перед собой, перед своим духовым существом.

Неудачное сочетание слов. Лучше: совесть – это чувство ответственности.

Опечатка привела к речевой ошибке. Правильно: духовНым существом.

Я разделяю мнение автора и тоже считаю, что советь играет большую роль в жизни, ведь только благодаря ней, мы сможем найти себя.

Семантическая неполнота. Правильно: в жизни людей / человека.

Например, в романе-эпопеи Л.Н Толстого “Война и мир” Пьер Безухов обязан выполнить приказ по убийству Наполеона, однако его душа не позволила ему это совершить и донесла до него мысль о том, что «Надо жить, надо любить, надо верить!» <…>

Неудачное сочетание слов. Лучше: голос совести.

<…> так на конкретном примере мы в очередной раз убеждаемся, что совесть имеет основополагающее значение в жизни человека и способна направить на истинный путь.

Пропуск слова. Правильно: способна направить ЕГО…

Прочитав текст, можно сделать вывод о том, что совесть играет важную роль в жизни человека.

Уместнее было бы написать «проанализировав текст».

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов

Ошибки:

Например, в романе-эпопеи Л.Н Толстого “Война и мир” Пьер Безухов обязан выполнить приказ по убийству Наполеона, однако его душа не позволила ему это совершить и донесла до него мысль о том, что «Надо жить, надо любить, надо верить!», так на конкретном примере мы в очередной раз убеждаемся, что совесть имеет основополагающее значение в жизни человека и способна направить на истинный путь.

Вы читали «Войну и мир»? Чей же приказ должен был выполнить Пьер Безухов?

Герой произведения однажды вспомнил о пророчестве, связанном с Наполеоном, и «вычислил», что l'Russe Besuhof равно 666 (как и имя французского императора). По этой причине Пьер Безухов решил, что именно ему предначертано убить Наполеона (т. 3, ч. 1, глава XIX).

Кроме того, цитата, которую вы приводите в качестве доказательства, никак не могла повлиять на решение персонажа (т 2, ч. 2, глава XII). Воплотить замысел Пьеру Безухову не удалось, т.к. он попал в плен.

Общие рекомендации: следует усилить работу над логикой изложения своего сочинения, речевым и грамматическим оформлением мыслей, аргументацией своего мнения.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 10

Возврат к списку