Запомни!

   Не пишутся буквы Д и Т в словах:
   поскользнуться
   пощёчина
   почерк
   поручик

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема нравственности

  • Текст: Ю. Яковлев. У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками...
    (1)У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. (2)В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. (3)В пасмурные дни глаза серые — крапинки пропадают совсем. (4)У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. (5)Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперед, как бы желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.
    (6)Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет рядом. (7)И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далекого страшного дня.
    —(8)Ваш сын приговорен к казни.
    (9)Я прислонилась к стене. (10)Потом собралась с силами.
    —(11)Можно мне видеть коменданта?
    (12)Меня пропустили. (13)Комендант сидел на табуретке. (14)На нем был только один сапог. (15)Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.
    (16)Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому что его лицо было желтым и на нем проступали следы недосыпания и усталости. (17)Под глазами начинали вырисовываться темные мешки.
    —(18)Я пришла умолять вас о моем сыне!
    —(19)Умолять? (20)О сыне? (21)Ему надо помочь?
    —(22)Он приговорен к казни.
    (23)Мейер вытер лоб ладонью.
    —(24)Он работал на лесопилке...
    —(25)Ах, лесопилка! —  (26)Он как бы вспомнил о лесопилке. —(27)И ваш сын... (28)Понимаю, понимаю...
    (29)Я не могла взять в толк — издевается он надо мной или сочувствует. (30)Хотела думать, что он сочувствует. (31)Смотрела на него глазами, полными слез.
    —(32)Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового, —  после недолгого молчания сказал комендант.
    —(33)Я отдаю себе отчет, насколько это вам сложно, немыслимо трудно, заговорила я. —  (34)Но умоляю вас войти в мое положение.
    —(35)Понимаю, —  сказал он и как бы ушел в себя.
    (36)Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода. (37)И чтобы он самостоятельно не пришел к отрицательному решению, я заговорила:
    —(38)Ваша мать жива?
    —(39)Моя матушка? —  (40)Он слегка посветлел. —  (41)Моя матушка?
    (42)По-немецки это звучало «мейн муттерхен».
    —(43)Она служит в госпитале в Дюссельдорфе. (44)Старшей фельдшерицей. (45)Вы знаете, —  комендант оживился, —  она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.
    — (46)Все матери похожи друг на друга.
    —(47)Совершенно верно, — он как бы перенесся в далекий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. (48)Потом он сказал:
    —(49)Одного часового убили четверо юношей... (50)Это вполне могли сделать и трое. (51)Не правда ли?
    —(52)Правда, — отозвалась я.
    —(53)А один мог быть задержан случайно. (54) Могло ведь так случиться?
    — (55)Могло, — с готовностью подтвердила я.
    (56)На меня нашло материнское ослепление. (57)Никого вокруг не существовало. (58)Только мой сын. (59)И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок. (60)Пропала гордость. (61)Обязанности перед близкими людьми. (62)Только бы он жил! (63)В надежде выиграть, я играла с Мейером в игру, которую он мне предложил.
    (64)Комендант покосился на часы и сказал:
    —(65)Вам придется поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.
    —(66)Куда мне бежать?
    —(67)Бежать не нужно. (68)Вас довезут на автомобиле. (69)Тут недалеко. (70)Километра полтора. — (71)Он крикнул: — (72)Рехт!
    (73)Появился длинный, худой Рехт. (74)Жаркая, слепящая радость обволокла меня. (75)Я спасла сына!
    (76)Мальчики стояли у освещенной солнцем кирпичной стены. (77)Их было четверо. (78)Все четверо — мои ученики. (79)Они были такими, какими я привыкла их видеть всегда. (80)Только неестественно бледны, словно припекающие лучи не касались их, а скользили мимо. (81)И со стороны казалось, что четверо ребят загорают на солнце.
    (82)Машина остановилась. (83)Я нетерпеливо спрыгнула на землю. (84)Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. (85)Он распрямился и крикнул:
    —(86)Сын госпожи учительницы может отойти от стены! (87)Который из вас сын госпожи учительницы?
    (88)Мой сын не шелохнулся. (89)Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась. (90)Тогда я сделала еще несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. (91)В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, мой сын был крайним справа.
    (92)Он по привычке опустил голову и смотрел исподлобья куда-то в сторону. (93)Я почувствовала — он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. (94)Его веки слегка вздрагивали. (95)Глаза смотрели виновато. (96)Перед кем он чувствовал вину? (97) Передо мной или перед самим собой? (98)Но, может быть, никакой вины в его взгляде не было и то, что я принимала за вину, было печалью расставания?
    (99)Он знал, что сейчас его жизнь находится в моих руках. (100)Стоит мне кивнуть — «вот мой сын», — и не будет кирпичной стены, не будет фашистов с автоматами, не будет удушающего ожидания смерти.
    —(101)Госпожа учительница, пора, — сказал длинный Рехт. — (102)Вы задерживаете казнь... (103)Может быть, здесь нет вашего сына?
    (104)Я вздрогнула. (105)По сердцу рванула мысль: я нахожусь на грани страшного предательства. (106)Спасая сына, я одновременно предаю его. (107)Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. (108)Умирать всегда тяжело. (109)Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек...
    (110)Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне: близость смерти уравняла их в моем сердце.
    —(111)Госпожа учительница!.. (112)Берите любого и уходите. (113)Слышите?
    (114)Слова Рехта, как пули, просвистели над моим ухом. (115)Я взглянула на сына. (116)Кирпичная стена показалась мне сложенной из детских кубиков. (117)А его я увидела совсем маленьким. (118)В кроватке с сеточкой. (119)Его мучила корь. (120)Он метался в жару. (121)Но почему-то не тянулся ко мне, а забился в уголок, чтобы там перестрадать в гордом одиночестве. (122)Он и сейчас не звал меня на помощь.
    (123)Длинный Рехт положил мне руку на плечо. (124)Я повернулась и сказала:
    —(125)Они все мои сыновья.
    (по Ю.Яковлеву)
01.02.2022 20:21:27
Автор: Александр Беляев

    Всю жизнь человека преследует нравственный выбор. Порой, он тяжелый и ответственный, от него может зависеть даже чья-то жизнь. Что же делать в подобный момент? Этим вопросом и задается автор текста Юрий Яковлев.
    Рассуждая над проблемой, автор рассказывает историю женщины, её сына приговорили к казни за убийство часового. От безысходности женщина умоляет коменданта, чтобы тот отменил принятое решение. Мужчина оказывается перед сложным нравственным выбором, от которого зависит жизнь другого человека. Колеблясь, он все же встал на сторону матери, понял её тяжёлое состояние и решил спасти жизнь юноши, сохранив тем самым человечность.
    Однако, главная героиня оказалась "на грани предательства", ведь поняла, что если спасёт сына, она предаст юношу и всех его товарищей, которые были ее учениками: "я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне, близость смерти уравняла их в моём сердце", она нарекает парней "своими сыновьями". Этот поступок показывает, что решение, которое, на первый взгляд, кажется единственным правильным, может оказаться ошибочным, что только так можно сохранить нравственность.
    Оба примера, дополняя друг друга показывают тяжесть принятия решений в нравственных вопросах.
    Автор утверждает, что каким бы тяжёлым не был выбор, всегда нужно мыслить здраво и оставаться человеком.
    С мнением автора нельзя не согласится, поскольку хорошо оценить ситуацию, принять правильное решение в тяжёлые жизненные моменты действительно трудно. Наглядным примером является сцена казни Остапа из произведения Н.Гоголя "Тарас Бульба". Тарас сдержал себя, потому что понима, что он не в силах что-либо изменить, но все же не смог сдержать крик и откликнулся, когда сын взревел свои последние слова. Это было опрометчиво, но по-человечески, без этой поддержки Остапу было бы гораздо труднее вытерпеть свои последние минуты. От правильного решения порой зависит судьба другого человека, тогда выбор становится еще сложнее.
    Подобная ситуация была описана Р.Матесоном в произведении "Нажмите на кнопку", где главным героям была предложена возможность получить деньги в обмен на чью-то жизнь. Девушка в тайне от мужа нажала на кнопку, после чего потеряла дорогого ей человека. Она сделала неправильный с точки зрения морали выбор, это повлекло за собой последствия. В любой, даже самой ужасной и неприятной ситуации нужно оставаться человеком, ни одна жизнь не стоит сокровищ и богатства.
    Человечность - вот самое дорогое, что есть на Земле, это всегда нужно помнить. Все люди сталкиваются с нравственным выбором, но не каждый способен принять верное решение. Пускай будет трудно, но её нужно хранить и соблюдать, и только тот, кто живёт по этим правилам будет по-настоящему богат. В любой ситуации нужно всегда оставаться человеком.
    
Количество слов - 397

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Александр!
Вы поняли текст очень по-своему. Я проверила лояльно, понимая, что работа учебная. Не уверена, что на реальном ЕГЭ со мной согласились бы все эксперты.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно (см. описание в К 10)

K2 - Комментарий + 5 баллов

С огромным скрипом принимаю пример 1 и пояснение 1 (искажение позиции автора, см. К12)
Пример 2 указан, пояснен.
С тем же скрипом принимаю указание на связь, проанализирована формально, поэтому не засчитывается. Нужно "разведение" примеров: покажите, КАК ИМЕННО второй пример дополняет первый.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно, поверхностно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
Не нужно двух примеров дял обоснования собственного мнения.  Проверяться будет только один.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0 баллов.

Ошибки:

Этот поступок показывает, что решение, которое, на первый взгляд, кажется единственным правильным, (1) может оказаться ошибочным, что (2) только так можно сохранить нравственность.
1 противоречит 2
Вы неверно строите предложение- от этого рождается логическая ошибка: непонятно, правильно или ошибочно, есть нравственность или отсутствует. Задайте себе вопрос: "Что я хочу сказать?" Проговорите- возможно, так родится нужная фраза.
От правильного решения порой зависит судьба другого человека, тогда выбор становится еще сложнее.
Как зависела судьба Остапа, обречённого на гибель?
 Подобная ситуация была описана Р.Матесоном
Гибель Остапа подобна чему?..

K6 - Точность и выразительность речи: 0 балл

Много неточностей в словоупотреблении, нарушений в пострении ПП и СС

K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла

Ошибки:

Однако, главная героиня оказалась "на грани предательства", ведь поняла, что если спасёт сына, она предаст юношу и всех его товарищей, которые были ее учениками: "я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне, близость смерти уравняла их в моём сердце", она нарекает парней "своими сыновьями".
Вы оформляете цитату как прямую речь- нужна прописная буква.
каким бы тяжёлым не был выбор, всегда нужно мыслить здраво
НИ был (нет отрицания)

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0  баллов

Ошибки:

Однако, ЛИШНЯЯ ЗПТ  главная героиня оказалась "на грани предательства", ведь поняла, что ЗПТ если спасёт сына, она предаст юношу и всех его товарищей, которые были ее учениками: "я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне, близость смерти уравняла их в моём сердце", она нарекает парней "своими сыновьями".
принять правильное решение в тяжёлые жизненные моменты действительно трудно
Вводное слвоо обособляется
Это было опрометчиво, но по-человечески,НЕ ЗПТ, а  ДВОЕТОЧИЕ без этой поддержки Остапу было бы гораздо труднее вытерпеть свои последние минуты.
Второе ПП объясняет смысл первого ПП
В любой, даже самой ужасной и неприятной ситуации нужно оставаться человеком, ДВОЕТОЧИЕ, а НЕ ЗПТ ни одна жизнь не стоит сокровищ и богатства.
даже самой ужасной и неприятной ситуации- или ни одной ЗПТ не надо, или с двух сторон
только тот, кто живёт по этим правилам ЗПТ будет по-настоящему богат
Граница придаточной части в СПП

K9 - Соблюдение грамматических норм: 0 баллов

Ошибки:

Рассуждая над проблемой
Рассуждая О

автор рассказывает историю женщины, её сына приговорили к казни за убийство часового.
сына КОТОРОЙ

Ошибка в построении сложного предложения

...если спасёт сына, она предаст юношу и всех его товарищей, которые были ее учениками: "я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне, близость смерти уравняла их в моём сердце", ТЧК она нарекает парней "своими сыновьями".
Перегруженное предложение- нужно разделить его на части.
Если Вы оформляете цитату как прямую речь- расставляйте знаки препинания по правилу о прямой речи- после неё КАВЫЧКИ ЗАКРЫВАЮТСЯ, ЗАПЯТАЯ И ТИРЕ перед словами автора (К 8)
Этот поступок показывает, что решение, которое, на первый взгляд, кажется единственным правильным, может оказаться ошибочным, что только так можно сохранить нравственность.
единственнО правильным
показывают тяжесть принятия решений в нравственных вопросах.
решений ПО вопросАМ
Все люди сталкиваются с нравственным выбором, но не каждый способен принять верное решение. Пускай будет трудно, но её нужно хранить
ЕЁ-что?

K10 - Соблюдение речевых норм: 0 баллов

Ошибки:

Всю жизнь человека преследует нравственный выбор. Порой, он тяжелый и ответственный, от него может зависеть даже чья-то жизнь.
повтор

преследует нравственный выбор- неудачно выбранное сочетание слов. Почему выбор преследует? Он есть, существует.

Всю жизнь человека преследует нравственный выбор. Порой, он тяжелый и ответственный, от него может зависеть даже чья-то жизнь. Что же делать в подобный момент? Этим вопросом и задается автор текста Юрий Яковлев.
Вопроса нет- есть повествовательное предложение.
подобный момент- ПОДОБНЫЙ ЧЕМУ? Вы назвали несколько ситуаций. Какую именно имеете в виду?
Однако, главная героиня оказалась "на грани предательства", ведь поняла, что если спасёт сына, она предаст юношу и всех его товарищей, которые были ее учениками: "я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне, близость смерти уравняла их в моём сердце", она нарекает парней "своими сыновьями".
повторы слов и форм
Неверно выбранное слово: не нарекает, а называет.

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: 0 баллов

Ошибки:

Мужчина оказывается перед сложным нравственным выбором, от которого зависит жизнь другого человека. Колеблясь, он все же встал на сторону матери, понял её тяжёлое состояние и решил спасти жизнь юноши, сохранив тем самым человечность.
Искажение позиции автора и фактические ошибки: Вы додумываете события. Получается, что фашист был  человечным? Да, у него мелькнула (только мелькнула) жалость, потому что ему ничего не стоило принять решение.
Сопоставьте:
А. Беляев - Ю. Яковлев
сложный выбор-
(13)Комендант сидел на табуретке. (14)На нем был только один сапог. (15)Другой он держал в руке...сказал он и как бы ушел в себя.

Колеблясь, он все же встал на сторону матери, понял её тяжёлое состояние-
Я не могла взять в толк — издевается он надо мной или сочувствует.
Как Вы догадались (автор не говорит, но становится понятно), что все юношги были казнены.
Вот и вся человечность...
Р.Матесоном в произведении "Нажмите на кнопку"
Принято название рассказа- "Кнопка, кнопка"

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста.
Вы рискуете потерять баллы за всю содержательную часть (К1-К4).
Так как не поняли ПА, не выстроилась логика работы. Одно тянет за собой другое.

Александр, у Вас ещё есть время, чтобы усилить работу над сочинением. Начните с изучения моей рецензии.
Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 11

Возврат к списку