ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Важность умения самостоятельно мыслить

  • Текст: Л. Толстой. О способности мыслить
    (1)Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. (2)Избавиться можно только усилиями мысли. (3)Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. (4)Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.
    (5)Хотя и не мысль открыла нам то, что надо любить, - мысль не могла открыть нам этого, - но мысль важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви. (6)Вот это-то усилие мысли против того, что мешает любви, это-то усилие мысли важнее, нужнее и дороже всего.
    (7)Если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. (8)А если бы он не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно. (9)И потому нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить.
    (10)Люди говорят о нравственном и религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях человека. (11)В действительности же есть только один руководитель - совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. (12)Голос этот несомненно решает для каждого человека, что ему должно и чего не должно делать. (13)И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком усилием мысли.
    (14)Если бы человек не знал, что глаза могут видеть, и никогда не раскрывал бы их, он был бы очень жалок. (15)Так же, и еще более, жалок человек, если он не понимает, что ему дана сила мысли для того, чтобы спокойно переносить всякие беды. (16)Если человек разумен, то ему легко будет переносить всякие беды: первое, потому что разум скажет ему, что всякие беды проходят и часто превращаются в доброе, а второе то, что для разумного человека всякая беда на пользу. (17)А между тем люди, вместо того, чтобы смотреть прямо в глаза беде, стараются увернуться от нее.
    (18)Не лучше ли радоваться тому, что бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли, и благодарить его за то, что он подчинил нашу душу только тому, что в нашей власти - нашему разуму. (19)Он ведь не подчинил нашей души ни родителям нашим, ни братьям, ни богатству, ни телу нашему, ни смерти. (20)Он, по благости своей, подчинил ее одному тому, что от нас зависит, - нашим мыслям.
    (21)Вот эти-то мысли и чистоту их и должны мы для нашего блага блюсти всеми силами.
    (22)Когда мы узнаем новую мысль и признаем ее верною, нам кажется, что мы уже давно знали ее и теперь только вспомнили то, что знали. (23)Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. (24)Только не заглушай ее ложью, и рано или поздно она откроется тебе.
    (25)Часто бывает, что придет мысль, которая кажется и верной и вместе странной, и боишься поверить ей. (26)Но потом, если хорошенько подумаешь, то видишь, что та мысль, которая казалась странной, - самая простая истина, такая, что, если раз узнал, в нее уже нельзя перестать верить.
    (27)Всякая великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. (28)Первая ступень: "Это так нелепо, что не стоит и обсуждать". (29)Вторая ступень: "Это безнравственно и противно религии". (30)Третья ступень: "Ах! это так всем известно, что не стоит и говорить про это".
    (31)Хорошо было бы, если бы мудрость могла переливаться из того человека, в котором ее много, в того, в ком ее мало, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока в обоих будет равно. (32)Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.

    (По Л.Н. Толстому)
01.02.2022 01:53:58
Автор: Евгения Злобина

Каждый человек наделён сознанием, но всякий ли умеет думать? Мудрость - это ценное качество, необходимое людям в жизни, в особенности при принятии решений. Нужно учиться рационально мыслить, формирую собственное мнение, благоразумно жить по установленным принципам нравственности. Именно проблеме важности умения самостоятельно мыслить посвящён текст Л. Толстого "О способности мыслить".

Рассуждая над вопросом умения самостоятельно мыслить, автор говорит, что для достижения мудрости необходимо учиться думать своей головой, формировать собственное мнение: "А если бы он не понимал, зачем он живёт... он не мог бы знать, что хорошо и что дурно". Потребление чужих мыслей и убеждений не приведёт к истинной мудрости. Автор показывает, что рациональность помогает пережить человеку многие тяготы жизни: "...потому что разум скажет ему, что всякие беды проходят и часто превращаются в доброе, а второе то, что для разумного человека всякая беда на пользу". Способность мыслить самостоятельно помогает человеку преодолевать жизненные трудности, зная, что они лишь закаляют характер и будут являться помощниками на пути понимания истины и приобретения мудрости. Оба приведённых примера, дополняя друг друга, показывают, что каждый человек наделён сознанием, однако не всякий умеет думать. Только при самостоятельной мыслительной деятельности, при умении рационально рассуждать, анализировать и делать выводы человек может обрести мудрость, познать истину.

Автор утверждает, что чужие убеждения не помогают и не имеют значения для человека, который сам не способен самостоятельно размышлять, формируя свою точку зрения: "Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать". Именно поэтому людям нужно "блюсти всеми силами" чистоту своих мыслей.

С мнением автора нельзя не согласиться, потому что способность самостоятельно размышлять является важным умением в жизни человека. Читая текст Л. Толстого, невольно вспоминается роман И. С. Тургенева "Отцы и дети". Примером немения думать своей головой является Аркадий Кирсанов, который попал под влияние своего товарища Евгения Базарова. Базаров признавал себя нигилистом, он отрицал все старые ценности, нравственные устои и не признавал никаких авторитетов. Аркадий Кирсанов обсуждает вместе с отцом поэзию, красоту природы, а потом и вовсе влюбляется. Нигилисты же рассматривают любовь только как физиологию, считают, что "природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник", что "порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта". Виктор Ситников и Кукшина тоже не являются представителями нигилизма, следуют лишь моде. Человек должен учиться самостоятельно мыслить и формировать личные мнение, а не следовать чужим убеждениям, смысл которых он не понимает.

Способность мыслить является важным умением в жизни человека, ведь именно оно помогает принимать рациональные решения. Надо думать своей головой, не опираться на чужую мудрость, при этом не осознавая её значения. Именно способность мыслить самостоятельно, чистоту своих размышлений и умение формировать собственное мнение, не руководствуясь чужим, человеку нужно беречь и постоянно развивать в себе.
Количество слов - 429

Добрый день, Евгения. В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста +1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно, но: проблемный вопрос вы  написали в сочинении не с помощью вопросительного предложения, а  в повествовательном предложении:
Именно проблеме важности умения самостоятельно мыслить посвящён текст Л. Толстого "О способности мыслить".
Это, конечно, не является ошибкой, но вам  для удобства лучше писать  проблему  вопросительным предложением, тогда авторскую позицию легко будет обозначить  в форме ответа на вопрос. Вступление к К1  считаю неуместным, поскольку оно больше соответствует выводам.
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
K2 - Пример 1 +1 балл
Пример 1 приведён. Опять же в качестве рекомендации могу сказать: оформляйте примеры так, чтобы было  понятно проверяющему, где у вас начинается и заканчивается первый пример с пояснением, второй пример начинайте с другого  абзаца, куда надо включить и пояснение, а смысловую связь между примерами и анализ этой связи пишите отдельным абзацем. Это не будет ошибкой, так как в каждом из этих абзацев мысль новая.
K2 - Пояснение к примеру 1 +1 балл
Пояснение к примеру 1 имеется
K2 - Пример 2 +1 балл
Пример 2 приведён
K2 - Пояснение к примеру 2 +1 балл
Пояснение к примеру 2 имеется
K2 - Указание на связь между примерами +1 балл
Я ставлю 1 балл, но хочу предупредить, что не следует  любую связь между примерами называть дополнением( как обычно мы видим при проверке сочинений); в данном случае у вас связь  правильнее  назвать подтверждением:
1 пример:
"А если бы он не понимал, зачем он живёт... он не мог бы знать, что хорошо и что дурно".
2 пример:
"...потому что разум скажет ему, что всякие беды проходят и часто превращаются в доброе, а второе то, что для разумного человека всякая беда на пользу".
Ваш 2 пример подтверждает мысль, которую вы процитировали в первом примере. Можно, конечно, сказать и про дополнение( в данном случае эти слова синонимы), но на реальном экзамене вид связи определяйте более точно.
K2 - Анализ связи между примерами - 0 баллов
Анализ связи не засчитан, так как это набор слов, не относящихся к примерам.
Оба приведённых примера, дополняя друг друга, показывают, что каждый человек наделён сознанием, однако не всякий умеет думать. Только при самостоятельной мыслительной деятельности, при умении рационально рассуждать, анализировать и делать выводы человек может обрести мудрость, познать истину.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста +1 балл
Автор утверждает, что чужие убеждения не помогают и не имеют значения для человека, который сам не способен самостоятельно размышлять, формируя свою точку зрения: "Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать". Именно поэтому людям нужно "блюсти всеми силами" чистоту своих мыслей.
Если соотнести ПА, как вы её выразили в данном абзаце, с постановкой проблемы, то можно найти точки соприкосновения:
Именно проблеме важности умения самостоятельно мыслить посвящён текст Л. Толстого "О способности мыслить".
Но то, что выделено красным цветом, никак не соотносится с проблемой-не надо писать лишнего. Ставлю балл за К3 с большой натяжкой.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста +1 балл
Отношение к ПА содержит согласие, тезис(очень слабенький), обоснование. И опять НО: вы привели в пример Аркадия Кирсанова как человека, не умеющего самостоятельно мыслить и принимать решения, однако не сказали, к чему это привело. Надо не просто называть произведение и имена героев, необходимо доказывать, рассуждать, делать выводы. И здесь я ставлю вам балл, но на реальном экзамене эксперты относятся ко всем критериям гораздо строже.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения +2 балла
K6 - Точность и выразительность речи +1 балл
Балл снижен из-за речевых ошибок
K7 - Соблюдение орфографических норм +3 балла

Примером немения думать своей головой является Аркадий Кирсанов, который попал под влияние своего товарища
неумения-описка
Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм +3 балла

Автор показывает, что рациональность помогает пережить человеку многие тяготы жизни: "...потому что разум скажет ему, что всякие беды проходят и часто превращаются в доброе, а второе то, что для разумного человека всякая беда на пользу".
Здесь можно  по-другому оформить цитату: вместо двоеточия поставить ЗПТ, далее открыть кавычки и записать цитату как придаточное предложение, закончив его тоже кавычками. Ваш вариант  допустим, поэтому  за ошибку не считаю.


K9 - Соблюдение грамматических норм + 0 баллов
Нужно учиться рационально мыслить, формирую собственное мнение, благоразумно жить по установленным принципам нравственности.
формируЯ
Способность мыслить самостоятельно помогает человеку преодолевать жизненные трудности, зная, что они лишь закаляют характер и будут являться помощниками на пути понимания истины и приобретения мудрости.
Неправильное использование деепричастия: способность помогает(подлежащее плюс сказуемое)- способность не может знать.
Автор утверждает, что чужие убеждения не помогают и не имеют значения для человека,
Ошибка при использовании однородных членов: не имеют значения для человека-это правильно, а не помогают для человека-это неправильно.
Читая текст Л. Толстого, невольно вспоминается роман И. С. Тургенева "Отцы и дети".
Ошибка в использовании деепричастного оборота: роман(подлежащее), вспоминается(сказуемое)-роман не мог читать текст.
Человек должен учиться самостоятельно мыслить и формировать личные мнение, а не следовать чужим убеждениям, смысл которых он не понимает.
личнОЕ мнение-неправильное согласование.
а не следовать чужим убеждениям, смысл которых он не понимает.
смыслА которых он НЕ понимает(при глаголе с отрицанием предпочтителен родительный падеж существительного).
Способность мыслить является важным умением в жизни человека, ведь именно оно помогает принимать рациональные решения.
Местоимение ОНО соотнесено у вас с существительным УМЕНИЕ, но правильнее было бы взять местоимение ОНА, так как помогает нам в принятии решений всё-таки не умение, а СПОСОБНОСТЬ мыслить.

K10 - Соблюдение речевых норм + 0 баллов
автор говорит, что для достижения мудрости необходимо учиться думать своей головой,(нарушение стиля- разговорное)
Потребление(Использование) чужих мыслей и убеждений не приведёт к истинной мудрости. Автор показывает, что рациональность помогает пережить человеку многие тяготы жизни: "...потому что разум скажет ему, что всякие беды проходят
О рациональности в тексте Толстого нет ни слова, непонятно, почему вы неоднократно используете именно его.В данном случае следовало написать СПОСОБНОСТЬ МЫСЛИТЬ.
будут являться помощниками на пути понимания истины и приобретения мудрости.
Мы говорим - путь познания истины, а не путь понимания истины
Автор утверждает, что чужие убеждения не помогают( кому? или в чём?) и не имеют значения для человека,
Примером немения думать своей головой(нарушение стиля) является Аркадий Кирсанов, который попал под влияние своего товарища
Примером неумения думать является Аркадий Кирсанов- неверно, примером неумения  самостоятельно мыслить может быть поведение Аркадия Кирсанова.
который попал под влияние своего товарища Евгения Базарова. Базаров признавал(считал) себя нигилистом, он отрицал все старые ценности, нравственные устои и не признавал никаких авторитетов. Аркадий Кирсанов обсуждает вместе с отцом поэзию, красоту природы, а потом и вовсе(нарушение стиля) влюбляется.
Лексические повторы- подбирайте синонимы.
Виктор Ситников и Кукшина тоже не являются представителями( сторонниками) нигилизма, следуют лишь моде.( а лишь следуют моде)-неправильный порядок слов в предложении, нужен и противительный союз А.

В вашей работе очень часто повторяются одни и те же мысли, вы их просто дублируете. Этого следует избегать. Вот три предложения из вашего сочинения. Это предложения-близнецы:
Способность мыслить является важным умением в жизни человека,
С мнением автора нельзя не согласиться, потому что способность самостоятельно размышлять является важным умением в жизни человека.

Способность мыслить самостоятельно помогает человеку преодолевать жизненные трудности
Надо думать своей головой,(стиль) не опираться на чужую мудрость, при этом не осознавая её значения. Именно способность мыслить самостоятельно, чистоту своих размышлений и умение формировать собственное мнение, не руководствуясь чужим, человеку нужно беречь и постоянно развивать в себе.
Почему мы не должны опираться на чужую мудрость? чистота размышлений- лексическая несочетаемость

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Евгения, как видите, у вас достаточно много речевых и грамматических ошибок, работайте над их устранением. Не дублируйте одну и ту же мысль.Успехов вам!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку