Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема материнского подвига

  • Текст: Ю. Яковлев. У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками...
    (1)У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. (2)В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. (3)В пасмурные дни глаза серые — крапинки пропадают совсем. (4)У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. (5)Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперед, как бы желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.
    (6)Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет рядом. (7)И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далекого страшного дня.
    —(8)Ваш сын приговорен к казни.
    (9)Я прислонилась к стене. (10)Потом собралась с силами.
    —(11)Можно мне видеть коменданта?
    (12)Меня пропустили. (13)Комендант сидел на табуретке. (14)На нем был только один сапог. (15)Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.
    (16)Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому что его лицо было желтым и на нем проступали следы недосыпания и усталости. (17)Под глазами начинали вырисовываться темные мешки.
    —(18)Я пришла умолять вас о моем сыне!
    —(19)Умолять? (20)О сыне? (21)Ему надо помочь?
    —(22)Он приговорен к казни.
    (23)Мейер вытер лоб ладонью.
    —(24)Он работал на лесопилке...
    —(25)Ах, лесопилка! —  (26)Он как бы вспомнил о лесопилке. —(27)И ваш сын... (28)Понимаю, понимаю...
    (29)Я не могла взять в толк — издевается он надо мной или сочувствует. (30)Хотела думать, что он сочувствует. (31)Смотрела на него глазами, полными слез.
    —(32)Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового, —  после недолгого молчания сказал комендант.
    —(33)Я отдаю себе отчет, насколько это вам сложно, немыслимо трудно, заговорила я. —  (34)Но умоляю вас войти в мое положение.
    —(35)Понимаю, —  сказал он и как бы ушел в себя.
    (36)Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода. (37)И чтобы он самостоятельно не пришел к отрицательному решению, я заговорила:
    —(38)Ваша мать жива?
    —(39)Моя матушка? —  (40)Он слегка посветлел. —  (41)Моя матушка?
    (42)По-немецки это звучало «мейн муттерхен».
    —(43)Она служит в госпитале в Дюссельдорфе. (44)Старшей фельдшерицей. (45)Вы знаете, —  комендант оживился, —  она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.
    — (46)Все матери похожи друг на друга.
    —(47)Совершенно верно, — он как бы перенесся в далекий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. (48)Потом он сказал:
    —(49)Одного часового убили четверо юношей... (50)Это вполне могли сделать и трое. (51)Не правда ли?
    —(52)Правда, — отозвалась я.
    —(53)А один мог быть задержан случайно. (54) Могло ведь так случиться?
    — (55)Могло, — с готовностью подтвердила я.
    (56)На меня нашло материнское ослепление. (57)Никого вокруг не существовало. (58)Только мой сын. (59)И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок. (60)Пропала гордость. (61)Обязанности перед близкими людьми. (62)Только бы он жил! (63)В надежде выиграть, я играла с Мейером в игру, которую он мне предложил.
    (64)Комендант покосился на часы и сказал:
    —(65)Вам придется поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.
    —(66)Куда мне бежать?
    —(67)Бежать не нужно. (68)Вас довезут на автомобиле. (69)Тут недалеко. (70)Километра полтора. — (71)Он крикнул: — (72)Рехт!
    (73)Появился длинный, худой Рехт. (74)Жаркая, слепящая радость обволокла меня. (75)Я спасла сына!
    (76)Мальчики стояли у освещенной солнцем кирпичной стены. (77)Их было четверо. (78)Все четверо — мои ученики. (79)Они были такими, какими я привыкла их видеть всегда. (80)Только неестественно бледны, словно припекающие лучи не касались их, а скользили мимо. (81)И со стороны казалось, что четверо ребят загорают на солнце.
    (82)Машина остановилась. (83)Я нетерпеливо спрыгнула на землю. (84)Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. (85)Он распрямился и крикнул:
    —(86)Сын госпожи учительницы может отойти от стены! (87)Который из вас сын госпожи учительницы?
    (88)Мой сын не шелохнулся. (89)Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась. (90)Тогда я сделала еще несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. (91)В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, мой сын был крайним справа.
    (92)Он по привычке опустил голову и смотрел исподлобья куда-то в сторону. (93)Я почувствовала — он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. (94)Его веки слегка вздрагивали. (95)Глаза смотрели виновато. (96)Перед кем он чувствовал вину? (97) Передо мной или перед самим собой? (98)Но, может быть, никакой вины в его взгляде не было и то, что я принимала за вину, было печалью расставания?
    (99)Он знал, что сейчас его жизнь находится в моих руках. (100)Стоит мне кивнуть — «вот мой сын», — и не будет кирпичной стены, не будет фашистов с автоматами, не будет удушающего ожидания смерти.
    —(101)Госпожа учительница, пора, — сказал длинный Рехт. — (102)Вы задерживаете казнь... (103)Может быть, здесь нет вашего сына?
    (104)Я вздрогнула. (105)По сердцу рванула мысль: я нахожусь на грани страшного предательства. (106)Спасая сына, я одновременно предаю его. (107)Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. (108)Умирать всегда тяжело. (109)Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек...
    (110)Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне: близость смерти уравняла их в моем сердце.
    —(111)Госпожа учительница!.. (112)Берите любого и уходите. (113)Слышите?
    (114)Слова Рехта, как пули, просвистели над моим ухом. (115)Я взглянула на сына. (116)Кирпичная стена показалась мне сложенной из детских кубиков. (117)А его я увидела совсем маленьким. (118)В кроватке с сеточкой. (119)Его мучила корь. (120)Он метался в жару. (121)Но почему-то не тянулся ко мне, а забился в уголок, чтобы там перестрадать в гордом одиночестве. (122)Он и сейчас не звал меня на помощь.
    (123)Длинный Рехт положил мне руку на плечо. (124)Я повернулась и сказала:
    —(125)Они все мои сыновья.
    (по Ю.Яковлеву)
01.02.2022 00:45:56
Автор: Ксения Рябцовская

В чем сила материнской любви?  Именно проблеме материнского подвига посвящен текст Ю. Яковлева
Размышляя над вопросом  о том, на что способно материнское сердце, автор  описывает тяжелые военные годы. Сын  учительницы работал на лесопилке. Вместе с тремя товарищами его приговорили к казни за убийство часового. Для матери это был неимоверный удар,  она почувствовала страх потерять сына.   Женщина отчаянно умоляла коменданта о пощаде ребенка, для неё никого  больше не существовало. Она была готова на все, лишь бы сын остался жив (Предложение 59). Автор показывает, что для  матери на первом месте стоит ребенок, и она будет делать все, чтобы с ним ничего не случилось.  Ю. Я. Яковлев  акцентирует внимание на эпизоде с последних минут перед казнью детей.  У  кирпичной стены вместе с сыном героини стояли три мальчика. Все они были её учениками.  Женщина понимала, если она спасет  своего сына, то предаст остальных ребят, которые стали  такими же родными. «…близость смерти  уравняла их в моем сердце,» - именно к такому выводу приходит учительница перед казнью детей.  После чего она говорит, что все они её сыновья. Этот пример показывает, что в момент опасности не существуют понятий «свои» и «чужие» дети. Материнское сердце открыто для всех. Оба примера дополняя друг друга, помогают увидеть всю силу материнской любви. Они дают понять, на что способно материнское сердце.
Автор утверждает, что материнская любовь безгранична. Она подталкивает человека на великие подвиги, помогает принимать важные решения в ответственные моменты. Это чувство свойственно всем матерям.
С мнением автора нельзя не согласиться. Действительно, доброта материнского сердца не знает границ.   Главная героиня повести Виталия  Закруткина «Матерь Человеческая»  Мария лишилась во время войны семьи и дома. Не осталось ничего. В этот тяжелый период она нашла в себе силы двигаться дальше ради той новой жизни, которую носила под сердцем.  Она позаботилась об беспризорной скотине, похоронила девочку Саню,   ухаживала за больным немецким подростком Вернером Брахтом.   Женщина приняла под свой кров семерых сирот и стала для них любящей матерью. Все эти поступки показывают, что материнская любовь безгранична.
Таким образом, мать в жизни ребенка – главный человек, который никогда его не предаст и не оставит в беде. Она всегда будет делать все, чтобы спасти его от непоправимых  действий. Материнская любовь удивительна. Цените матерей!  
Количество слов - 348

Рецензент: Алена Задорина

Здравствуйте, Ксения!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена неверно, анализа нет.

Оба примера дополняя друг друга, помогают увидеть всю силу материнской любви.
Связь указана неверно, примеры противопоставлены

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: +1 балл.

Ошибки:

Автор показывает, что для  матери на первом месте стоит ребенок, и она будет делать все, чтобы с ним ничего не случилось.  Ю. Я. Яковлев  акцентирует внимание на эпизоде с последних минут перед казнью детей.  
пошла новая мысль, вторую иллюстрацию нужно оформить в отд.абзац

K6 - Точность и выразительность речи +1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Ошибки:

Автор показывает, что для  матери на первом месте стоит ребенок, и она будет делать все, чтобы с ним ничего не случилось.
лишняя запятая при однород.соподчинении придат. в СПП
«…близость смерти  уравняла их в моем сердце,» - именно к такому выводу приходит учительница перед казнью детей.
запятая тут не нужна, т.к. есть указательное слово "такой". Предложение начинаем с прописной буквы.
Оба примера ЗПТ дополняя друг друга, помогают увидеть всю силу материнской любви.
запятая при деепр.обороте

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Ю. Я. Яковлев  акцентирует внимание на эпизоде с последних минут перед казнью детей.  
как это: "эпизод с последних минут"?
После чего она говорит, что все они её сыновья.
неоправданная парцелляция (придат.часть отделена от главной)
Этот пример показывает, что в момент опасности не существуют понятий «свои» и «чужие» дети.
не существуЕт
Она позаботилась об беспризорной скотине, похоронила девочку Саню,   ухаживала за больным немецким подростком Вернером Брахтом.
О

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

В чем сила материнской любви?  Именно проблеме материнского подвига посвящен текст Ю. Яковлева
Размышляя над вопросом  о том, на что способно материнское сердце,
тавтология
Она всегда будет делать все, чтобы спасти его от непоправимых  действий.
нарушение лекс.сочетаемости

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, а именно над анализом связи между иллюстрациями, а также уделить внимание грамматике.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку