Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

О силе материнской любви

  • Текст: Ю. Яковлев. У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками...
    (1)У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. (2)В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. (3)В пасмурные дни глаза серые — крапинки пропадают совсем. (4)У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. (5)Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперед, как бы желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.
    (6)Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет рядом. (7)И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далекого страшного дня.
    —(8)Ваш сын приговорен к казни.
    (9)Я прислонилась к стене. (10)Потом собралась с силами.
    —(11)Можно мне видеть коменданта?
    (12)Меня пропустили. (13)Комендант сидел на табуретке. (14)На нем был только один сапог. (15)Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.
    (16)Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому что его лицо было желтым и на нем проступали следы недосыпания и усталости. (17)Под глазами начинали вырисовываться темные мешки.
    —(18)Я пришла умолять вас о моем сыне!
    —(19)Умолять? (20)О сыне? (21)Ему надо помочь?
    —(22)Он приговорен к казни.
    (23)Мейер вытер лоб ладонью.
    —(24)Он работал на лесопилке...
    —(25)Ах, лесопилка! —  (26)Он как бы вспомнил о лесопилке. —(27)И ваш сын... (28)Понимаю, понимаю...
    (29)Я не могла взять в толк — издевается он надо мной или сочувствует. (30)Хотела думать, что он сочувствует. (31)Смотрела на него глазами, полными слез.
    —(32)Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового, —  после недолгого молчания сказал комендант.
    —(33)Я отдаю себе отчет, насколько это вам сложно, немыслимо трудно, заговорила я. —  (34)Но умоляю вас войти в мое положение.
    —(35)Понимаю, —  сказал он и как бы ушел в себя.
    (36)Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода. (37)И чтобы он самостоятельно не пришел к отрицательному решению, я заговорила:
    —(38)Ваша мать жива?
    —(39)Моя матушка? —  (40)Он слегка посветлел. —  (41)Моя матушка?
    (42)По-немецки это звучало «мейн муттерхен».
    —(43)Она служит в госпитале в Дюссельдорфе. (44)Старшей фельдшерицей. (45)Вы знаете, —  комендант оживился, —  она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.
    — (46)Все матери похожи друг на друга.
    —(47)Совершенно верно, — он как бы перенесся в далекий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. (48)Потом он сказал:
    —(49)Одного часового убили четверо юношей... (50)Это вполне могли сделать и трое. (51)Не правда ли?
    —(52)Правда, — отозвалась я.
    —(53)А один мог быть задержан случайно. (54) Могло ведь так случиться?
    — (55)Могло, — с готовностью подтвердила я.
    (56)На меня нашло материнское ослепление. (57)Никого вокруг не существовало. (58)Только мой сын. (59)И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок. (60)Пропала гордость. (61)Обязанности перед близкими людьми. (62)Только бы он жил! (63)В надежде выиграть, я играла с Мейером в игру, которую он мне предложил.
    (64)Комендант покосился на часы и сказал:
    —(65)Вам придется поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.
    —(66)Куда мне бежать?
    —(67)Бежать не нужно. (68)Вас довезут на автомобиле. (69)Тут недалеко. (70)Километра полтора. — (71)Он крикнул: — (72)Рехт!
    (73)Появился длинный, худой Рехт. (74)Жаркая, слепящая радость обволокла меня. (75)Я спасла сына!
    (76)Мальчики стояли у освещенной солнцем кирпичной стены. (77)Их было четверо. (78)Все четверо — мои ученики. (79)Они были такими, какими я привыкла их видеть всегда. (80)Только неестественно бледны, словно припекающие лучи не касались их, а скользили мимо. (81)И со стороны казалось, что четверо ребят загорают на солнце.
    (82)Машина остановилась. (83)Я нетерпеливо спрыгнула на землю. (84)Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. (85)Он распрямился и крикнул:
    —(86)Сын госпожи учительницы может отойти от стены! (87)Который из вас сын госпожи учительницы?
    (88)Мой сын не шелохнулся. (89)Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась. (90)Тогда я сделала еще несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. (91)В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, мой сын был крайним справа.
    (92)Он по привычке опустил голову и смотрел исподлобья куда-то в сторону. (93)Я почувствовала — он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. (94)Его веки слегка вздрагивали. (95)Глаза смотрели виновато. (96)Перед кем он чувствовал вину? (97) Передо мной или перед самим собой? (98)Но, может быть, никакой вины в его взгляде не было и то, что я принимала за вину, было печалью расставания?
    (99)Он знал, что сейчас его жизнь находится в моих руках. (100)Стоит мне кивнуть — «вот мой сын», — и не будет кирпичной стены, не будет фашистов с автоматами, не будет удушающего ожидания смерти.
    —(101)Госпожа учительница, пора, — сказал длинный Рехт. — (102)Вы задерживаете казнь... (103)Может быть, здесь нет вашего сына?
    (104)Я вздрогнула. (105)По сердцу рванула мысль: я нахожусь на грани страшного предательства. (106)Спасая сына, я одновременно предаю его. (107)Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. (108)Умирать всегда тяжело. (109)Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек...
    (110)Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне: близость смерти уравняла их в моем сердце.
    —(111)Госпожа учительница!.. (112)Берите любого и уходите. (113)Слышите?
    (114)Слова Рехта, как пули, просвистели над моим ухом. (115)Я взглянула на сына. (116)Кирпичная стена показалась мне сложенной из детских кубиков. (117)А его я увидела совсем маленьким. (118)В кроватке с сеточкой. (119)Его мучила корь. (120)Он метался в жару. (121)Но почему-то не тянулся ко мне, а забился в уголок, чтобы там перестрадать в гордом одиночестве. (122)Он и сейчас не звал меня на помощь.
    (123)Длинный Рехт положил мне руку на плечо. (124)Я повернулась и сказала:
    —(125)Они все мои сыновья.
    (по Ю.Яковлеву)
31.01.2022 23:48:03
Автор: Полина Пешкова

Что такое материнская любовь и как она проявляется? На какие подвиги способна мать ради детей? Именно эти вопросы невольно возникают после прочтения текста Ю.Я. Яковлева.

Рассуждая над этими вопросами, автор рассказывает историю о женщине, сына которой приговорили к казни из-за убийства часового. В тот день, когда героиня узнала, что должно случиться с ее мальчиком, для нее перестало существовать абсолютно все. Мысли были только о том, как спасти родное дитя. Ради его освобождения женщина отчаянно умоляет коменданта о помиловании. Ю.Я. Яковлев показывает, насколько обширная материнская любовь и ее проявление не к родным детям, в эпизоде казни. В самый ответственный момент героиню охватывает мысль, если она сейчас спасется с сыном, то они на всю жизнь будут носить бремя предательства. Ведь те мальчики, которые были вместе с ребенком главной героини — это ее ученики, за которых она несет ответственность, потому что они такие же дети, как и родной ребенок. Женщина пытается поймать взгляд сына, но чувствует лишь одно, что «он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость». Ведь тогда он всю жизнь винил бы себя в смерти товарищей и не смог простить это предательство с своей стороны. Главная героиня – Мать с большой буквы, она совершает подвиг, говоря, что «они все мои сыновья». Таким образом, оба примера дополняют друг друга, показывая смысл «материнской любви» и силу этого удивительного чувства.

Автор утверждает, что материнская любовь – сильнейшее чувство, которое присуще всем мамам на свете. И именно оно помогает принимать правильные решения в самые трудные минуты жизни, словно подталкивает на совершение подвигов.

С мнением автора нельзя не согласиться. Для обоснования своей позиции обращусь к произведению К. Паустовского «Телеграмма». Автор описывает картину: отношения между старой матерью и ее дочерью. Катерина Петровна жила в деревушке в старом доме, а ее дочь Настя работала секретарем союза художников. Она была настолько поглощена своими делами, что не могла навещать родную мать. Однако Катерина Петровна ни в чем не винит дочь. И это доказательство того, что сердце любящей матери безгранично. Но вскоре Катерина Петровна умирает, так и не простившись с дочерью. После смерти матери Настя почувствовала, что никто, кроме ее родной мамы, не смог бы снять с нее такой тяжести. Паустовский показывает на что способна любовь матери к родному ребенку. Это произведение показывают настоящую любовь матери к своим детям: что она ждет и надеется, а в самые трудные минуты готова помочь.

Мать – самый дорогой человек в жизни каждого, ведь она в любой момент даст совет, никогда не оставит в беде, всегда сделает выбор в пользу ребенка. Материнская любовь прекрасна.

Количество слов - 413

Рецензент: Алена Задорина

Здравствуйте, Полина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Приведен один пример, к нему дано пояснение.

Рассуждая над этими вопросами, автор рассказывает историю о женщине, сына которой приговорили к казни из-за убийства часового. В тот день, когда героиня узнала, что должно случиться с ее мальчиком, для нее перестало существовать абсолютно все. Мысли были только о том, как спасти родное дитя. Ради его освобождения женщина отчаянно умоляет коменданта о помиловании. Ю.Я. Яковлев показывает, насколько обширная материнская любовь и ее проявление не к родным детям, в эпизоде казни. В самый ответственный момент героиню охватывает мысль, если она сейчас спасется с сыном, то они на всю жизнь будут носить бремя предательства. Ведь те мальчики, которые были вместе с ребенком главной героини — это ее ученики, за которых она несет ответственность, потому что они такие же дети, как и родной ребенок. Женщина пытается поймать взгляд сына, но чувствует лишь одно, что «он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость». Ведь тогда он всю жизнь винил бы себя в смерти товарищей и не смог простить это предательство с своей стороны. Главная героиня – Мать с большой буквы, она совершает подвиг, говоря, что «они все мои сыновья». Таким образом, оба примера дополняют друг друга, показывая смысл «материнской любви» и силу этого удивительного чувства.
а где два примера? все соединено в пересказе текста и на уровне абзацев, и на уровне структуры, в конце всего комментария дан вывод (один) - соответственно, можно говорить только об одной иллюстрации

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Автор утверждает, что материнская любовь – сильнейшее чувство, которое присуще всем мамам на свете.

где он это утверждает?

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балла.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Ошибки:

Ведь те мальчики, которые были вместе с ребенком главной героини ЗПТ — это ее ученики, за которых она несет ответственность, потому что они такие же дети, как и родной ребенок.
запятая по завершении придат.части (перед тире)
Автор описывает картину: отношения между старой матерью и ее дочерью.
двоеточие здесь не нужно, при приложении ставим ТИРЕ
Паустовский показывает ЗПТ на что способна любовь матери к родному ребенку.
запятая в СПП

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Рассуждая над этими вопросами, автор рассказывает историю о женщине, сына которой приговорили к казни из-за убийства часового.
рассуждая О
Ю.Я. Яковлев показывает, насколько обширная материнская любовь и ее проявление не к родным детям, в эпизоде казни
нужно взять краткую форму прилагательного, т.к. требуется сказуемое
В самый ответственный момент героиню охватывает мысль, если она сейчас спасется с сыном, то они на всю жизнь будут носить бремя предательства.
предлог НА не нужен
Ведь те мальчики, которые были вместе с ребенком главной героини — это ее ученики, за которых она несет ответственность, потому что они такие же дети, как и родной ребенок.

Ведь тогда он всю жизнь винил бы себя в смерти товарищей и не смог простить это предательство с своей стороны.
ведь - подчинит.союз, с него начинается придат.часть СПП. Ошибка в построении СПП (нет главной части)
вместо С должен быть предлог СО
Женщина пытается поймать взгляд сына, но чувствует лишь одно, что «он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость».

Главная героиня – Мать с большой буквы, она совершает подвиг, говоря, что «они все мои сыновья».
ошибка в оформлении цитаты: при таком построении предложения использование местоимений МНОЙ, МОИ некорректно
Таким образом, оба примера дополняют друг друга, показывая смысл «материнской любви» и силу этого удивительного чувства.
не нужны кавычки
И именно оно помогает принимать правильные решения в самые трудные минуты жизни, словно подталкивает на совершение подвигов.
подталкивает К
Она была настолько поглощена своими делами, что не могла навещать родную мать. Однако Катерина Петровна ни в чем не винит дочь.
нарушение видо-временной соотнесенности глаг.форм
Это произведение показывают настоящую любовь матери к своим детям: что она ждет и надеется, а в самые трудные минуты готова помочь.
ошибка в построении сложн.предл.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Именно эти вопросы невольно возникают после прочтения текста Ю.Я. Яковлева.

Рассуждая над этими вопросами, автор рассказывает историю о женщине, сына которой приговорили к казни из-за убийства часового.
повтор
Таким образом, оба примера дополняют друг друга, показывая смысл «материнской любви» и силу этого удивительного чувства.

Автор утверждает, что материнская любовь – сильнейшее чувство, которое присуще всем мамам на свете.
повторы
После смерти матери Настя почувствовала, что никто, кроме ее родной мамы, не смог бы снять с нее такой тяжести.
такой - это какой? на что указывает это указательное местоимение?
В самый ответственный момент героиню охватывает мысль, если она сейчас спасется с сыном, то они на всю жизнь будут носить бремя предательства.
нарушение лекс.сочетаемости
И это доказательство того, что сердце любящей матери безгранично.
нарушение лекс.сочетаемости

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, так как нужно не пересказать весь текст, а выделить одну иллюстрацию, ее пояснить, в новом абзаце привести еще одну иллюстрацию, ее тоже пояснить, затем уже выявить связь между ними и проанализировать ее значение. Очень много грамматических ошибок и речевых недочетов.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку