Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Значение способности мыслить в жизни человека

  • Текст: Л. Толстой. О способности мыслить
    (1)Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. (2)Избавиться можно только усилиями мысли. (3)Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. (4)Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.
    (5)Хотя и не мысль открыла нам то, что надо любить, - мысль не могла открыть нам этого, - но мысль важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви. (6)Вот это-то усилие мысли против того, что мешает любви, это-то усилие мысли важнее, нужнее и дороже всего.
    (7)Если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. (8)А если бы он не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно. (9)И потому нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить.
    (10)Люди говорят о нравственном и религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях человека. (11)В действительности же есть только один руководитель - совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. (12)Голос этот несомненно решает для каждого человека, что ему должно и чего не должно делать. (13)И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком усилием мысли.
    (14)Если бы человек не знал, что глаза могут видеть, и никогда не раскрывал бы их, он был бы очень жалок. (15)Так же, и еще более, жалок человек, если он не понимает, что ему дана сила мысли для того, чтобы спокойно переносить всякие беды. (16)Если человек разумен, то ему легко будет переносить всякие беды: первое, потому что разум скажет ему, что всякие беды проходят и часто превращаются в доброе, а второе то, что для разумного человека всякая беда на пользу. (17)А между тем люди, вместо того, чтобы смотреть прямо в глаза беде, стараются увернуться от нее.
    (18)Не лучше ли радоваться тому, что бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли, и благодарить его за то, что он подчинил нашу душу только тому, что в нашей власти - нашему разуму. (19)Он ведь не подчинил нашей души ни родителям нашим, ни братьям, ни богатству, ни телу нашему, ни смерти. (20)Он, по благости своей, подчинил ее одному тому, что от нас зависит, - нашим мыслям.
    (21)Вот эти-то мысли и чистоту их и должны мы для нашего блага блюсти всеми силами.
    (22)Когда мы узнаем новую мысль и признаем ее верною, нам кажется, что мы уже давно знали ее и теперь только вспомнили то, что знали. (23)Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. (24)Только не заглушай ее ложью, и рано или поздно она откроется тебе.
    (25)Часто бывает, что придет мысль, которая кажется и верной и вместе странной, и боишься поверить ей. (26)Но потом, если хорошенько подумаешь, то видишь, что та мысль, которая казалась странной, - самая простая истина, такая, что, если раз узнал, в нее уже нельзя перестать верить.
    (27)Всякая великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. (28)Первая ступень: "Это так нелепо, что не стоит и обсуждать". (29)Вторая ступень: "Это безнравственно и противно религии". (30)Третья ступень: "Ах! это так всем известно, что не стоит и говорить про это".
    (31)Хорошо было бы, если бы мудрость могла переливаться из того человека, в котором ее много, в того, в ком ее мало, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока в обоих будет равно. (32)Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.

    (По Л.Н. Толстому)
31.01.2022 22:15:09
Автор: Мария Николаева

Что случится с людьми, если они перестанут мыслить? Насколько серьёзны будут последствия? Именно проблеме значения способности мыслить в жизни человека посвящён текст Л.Н. Толстого.
Размышляя над вопросом физических и духовных возможностей людей, автор отмечает, что телесными усилиями невозможно избавиться от пороков. Только ясная мысль способна "излечить" человека. Люди были бы совсем беспомощны в борьбе со своими страхами, сомнениями и соблазнами, если бы не умели подчинять свои действия разуму: "Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым". Самопознание и самосовершенствование реально только в случае, когда человек живёт осознанно.
Л.Н.Толстой подчёркивает, что именно способность размышлять, оценивать свои и чужие поступки позволяет увидеть наши недостатки: "Мысль важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви". Анализируя свои действия, мы делаем для себя важные выводы, находим то, что мешает нам полноценно жить.
Оба примера, дополняя друг друга, показывают, что способность мыслить необходима человеку так же, как, например, умение разговаривать или ходить. В чём это проявляется? Без способности мыслить люди не смогли бы бороться со своими грехами, не умели бы себя контролировать.
Автор утверждает, что человек, не умеющий думать, не понимает, зачем и для чего он живёт. Это высказывание подтверждает мысль о том, что возможность рассуждать имеет большое значение в нашей жизни.
С мнением автора нельзя не согласиться. Что было бы с человеком, если бы мысль перестала направлять его? Пожалуй, тогда все его стремления и усилия потеряли бы смысл, а жизнь превратилась бы в бездумное, бесцельное существование. Читая текст Л.Н. Толстого, невольно вспоминаешь сюжет антиутопии А. Платонова "Котлован". В этом произведении люди бесконечно трудятся на благо будущего поколения, но не до конца понимают, оправдана ли их непрекращающаяся физическая работа, осуществима ли идея, в которую они вкладывают столько сил. Мысль перестала быть двигателем жизни этих героев. Противопоставлен им Вощев. В антиутопическом мире А. Платонова никто не задумывается о поиске смысла человеческого существования. Только Вощев стремится найти ответы на философские вопросы, которые неинтересны остальным. Поиск истины - глупая затея для всех, кроме него. Произведение А. Платонова показывает то, что произойдёт с людьми, если они перестанут мыслить и подчинят свою жизнь только физическому труду.
Хочется верить, что после прочтения текста Л.Н. Толстого многие задумаются о своей собственной жизни, осознают, насколько важна способность мыслить в жизни каждого человека.
Количество слов - 366

Здравствуйте, Мария!

Ваше сочинение написано  хорошо, вы владеете словом, справляетесь с комментированием и пишете грамотно, однако есть небольшие помарки в логике, которые кажутся досадными.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами указана верно. Микровывод первого примера — способность мыслить помогает самопознанию и самосовершенствованию. Микровывод второго примера — способность мыслить помогает выявлять важные жизненные законы. Это явное сочетание. Анализ связи не засчитывается, так как не указано, в чем заключается дополнение одного примера другому.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора сформулирована верно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора сформулировано верно

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

В чём это проявляется? Без способности мыслить люди не смогли бы бороться со своими грехами, не умели бы себя контролировать.

Композиционный недочет. Это утверждение возможно в позиции автора, но его не должно быть в анализе связи, т.к. анализ комментирует, что именно дают два примера для понимания текста, здесь не нужно расписывать понимание содержания.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Нет максимума по К10

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балл.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Самопознание и самосовершенствование реально

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Самопознание и самосовершенствование реальны

Произведение А. Платонова показывает то, что

Нарушение построения сложного предложения: не нужно "то"

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

вопросом физических и духовных возможностей
Речевая несочетаемость
многие задумаются о своей собственной жизни, осознают, насколько важна способность мыслить в жизни каждого
Тавтология

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Мария, вам стоит следить за тем, чтобы в тексте были только оправданные вопросительные предложения, а также за грамматикой синтаксических конструкций.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 21

Возврат к списку