Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема способности человека мыслить

  • Текст: Л. Толстой. О способности мыслить
    (1)Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. (2)Избавиться можно только усилиями мысли. (3)Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. (4)Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.
    (5)Хотя и не мысль открыла нам то, что надо любить, - мысль не могла открыть нам этого, - но мысль важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви. (6)Вот это-то усилие мысли против того, что мешает любви, это-то усилие мысли важнее, нужнее и дороже всего.
    (7)Если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. (8)А если бы он не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно. (9)И потому нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить.
    (10)Люди говорят о нравственном и религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях человека. (11)В действительности же есть только один руководитель - совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. (12)Голос этот несомненно решает для каждого человека, что ему должно и чего не должно делать. (13)И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком усилием мысли.
    (14)Если бы человек не знал, что глаза могут видеть, и никогда не раскрывал бы их, он был бы очень жалок. (15)Так же, и еще более, жалок человек, если он не понимает, что ему дана сила мысли для того, чтобы спокойно переносить всякие беды. (16)Если человек разумен, то ему легко будет переносить всякие беды: первое, потому что разум скажет ему, что всякие беды проходят и часто превращаются в доброе, а второе то, что для разумного человека всякая беда на пользу. (17)А между тем люди, вместо того, чтобы смотреть прямо в глаза беде, стараются увернуться от нее.
    (18)Не лучше ли радоваться тому, что бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли, и благодарить его за то, что он подчинил нашу душу только тому, что в нашей власти - нашему разуму. (19)Он ведь не подчинил нашей души ни родителям нашим, ни братьям, ни богатству, ни телу нашему, ни смерти. (20)Он, по благости своей, подчинил ее одному тому, что от нас зависит, - нашим мыслям.
    (21)Вот эти-то мысли и чистоту их и должны мы для нашего блага блюсти всеми силами.
    (22)Когда мы узнаем новую мысль и признаем ее верною, нам кажется, что мы уже давно знали ее и теперь только вспомнили то, что знали. (23)Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. (24)Только не заглушай ее ложью, и рано или поздно она откроется тебе.
    (25)Часто бывает, что придет мысль, которая кажется и верной и вместе странной, и боишься поверить ей. (26)Но потом, если хорошенько подумаешь, то видишь, что та мысль, которая казалась странной, - самая простая истина, такая, что, если раз узнал, в нее уже нельзя перестать верить.
    (27)Всякая великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. (28)Первая ступень: "Это так нелепо, что не стоит и обсуждать". (29)Вторая ступень: "Это безнравственно и противно религии". (30)Третья ступень: "Ах! это так всем известно, что не стоит и говорить про это".
    (31)Хорошо было бы, если бы мудрость могла переливаться из того человека, в котором ее много, в того, в ком ее мало, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока в обоих будет равно. (32)Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.

    (По Л.Н. Толстому)
31.01.2022 21:39:03
Автор: Максим Чернов

                Каждый день человека начинается с мыслей, например, о том, что ему необходимо сделать в течение дня или его предположения о завтрашнем дне. Они идут вместе с нами на протяжении всей жизни, от них нельзя избавиться, мысли частично порождают наши чувства, помогают нам контролировать их. Неспособных к мышлению людей нет. Образы, которые мы видим, запахи, звуки все это порождает ассоциации которые всплывают в нашей голове в виде мыслей. Каждый человек думает по-своему. Кто-то задумывается о проблемах экологии, общества, а другие мыслят в духовной сфере, эти процессы совместимы. Именно проблеме способности человека мыслить посвящен текст Л. Н. Толстого.
                Рассуждая над проблемой автор приводит аргумент, что только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. Обдумывая в голове ту или иную ситуацию, человек способен научиться чувствовать себя храбрым или смиренным, но сможет ли он проявить эти качества, когда они по-настоящему будут нужны? Человек делает себя лучше сначала в мыслях. Он рассуждает чего в нем не хватает, следовательно, ищет пути достижения цели. Человек не может жить вечно, но мудрая мысль, сказанная им, способна существовать века. Суть жизни человека- способность мыслить (предложение 7). Этим люди отличаются от животных, которым присущи инстинкты. У каждого человека свои мысли, а, следовательно, свое мнение на ситуацию.  Дополняя друг друга, примеры подчеркивают, что мыслительная деятельность человека порождает не только мысли и чувства, но и качества характера.
               Автор утверждает, что любой человек способен мыслить, именно в мыслях он улучшает себя. Она самое ценное, что дано человеку от природы.
               С мнением автора нельзя не согласиться, потому что мысли, как и люди, могут быть разные. Общество может обладать коллективным разумом, но у каждого отдельно взятого человека собственное мнение. Невольно вспоминаешь произведение Майка Гелприна «Свеча горела», где книги были заменены техническими науками. Литератор Андрей Петрович не терял надежды найти человека, который возродит любовь общества к книгам. Максим был роботом который получил от природы способность мыслить, он сумел осознать ценность книг. Вместе с мыслями он получил и другие человеческие качества.
                Способность мыслить, самое ценное что есть у человека. Именно они двигают нас вперед.
Количество слов - 330

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Максим!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

проблеме способности человека мыслить посвящен текст Л. Н. Толстого.
Это тема,  не проблема.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

Суть жизни человека- способность мыслить (предложение 7)
Указание на номер предложения не запрещается делать, но лучше не надо: так пишут в 9 классе, когда только учатся создавать сочинение-рассуждение. У Вас должен быть связный текст.
Предлагаю комментарий разделить на 3 абзаца:
1) Пример1+ пояснение 1
2) Пример2+ пояснение 2
3) Связь и её анализ.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

Автор утверждает, что любой человек способен мыслить, именно в мыслях он улучшает себя. Она самое ценное, что дано человеку от природы.
Задайте вопрос к ПА. Каков будет ответ? Это и есть ПРОБЛЕМА.
Соотнесите с тем, как сформулирована проблема у Вас.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 0 баллов.

Ошибки:

Каждый день человека начинается с мыслей, например, о том, что ему необходимо сделать в течение дня или его предположения о завтрашнем дне. Они идут вместе с нами на протяжении всей жизни, от них нельзя избавиться, мысли частично порождают наши чувства, помогают нам контролировать их. Как связаны предложения? Логический провалНеспособных к мышлению людей нет. Образы, которые мы видим, запахи, звуки все это порождает ассоциации которые всплывают в нашей голове в виде мыслей. Логический провал Каждый человек думает по-своему. Кто-то задумывается о проблемах экологии, общества (а ЭКОЛОГИЯ- проблема не общества?), а другие мыслят в духовной сфере, эти процессы совместимы. Логический провал Именно проблеме способности человека мыслить (это ТЕМА) посвящен текст Л. Н. Толстого.
Обдумывая в голове ту или иную ситуацию, человек способен научиться чувствовать себя храбрым или смиренным, но сможет ли он проявить эти качества, когда они по-настоящему будут нужны? Человек делает себя лучше сначала в мыслях.
Какова связь предложений?
Вы задаёте вопрос. Кому он предназначен? Ответа не даёте- значит, эксперту?
Автор утверждает, что любой человек способен мыслить, именно в мыслях он улучшает себя. Она самое ценное, что дано человеку от природы.
               С мнением автора нельзя не согласиться, потому что мысли, как и люди, могут быть разные. Общество может обладать коллективным разумом, но у каждого отдельно взятого человека собственное мнение.
ПА- тезис о том, что способность мысли ценна: так человек улучшает себя.
Ваша позиция- У каждого человека своё мнение.
Как соотносятся эти 2 тезиса?
Максим был роботом который получил от природы способность мыслить
Алогизм
От природы не может быть ничего у робота: это ИСКУССТВЕННЫЙ интеллект.

K6 - Точность и выразительность речи 0 баллов

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0 баллов

Ошибки:

Неспособных к мышлению людей нет. Образы, которые мы видим, запахи, звуки (ТИРЕ перед обобщающим словом) все это порождает ассоциации ЗПТ которые всплывают в нашей голове в виде мыслей.
Рассуждая над проблемой ЗПТ автор приводит аргумент
Запятая на границе ДО
Он рассуждает ЗПТ чего в нем не хватает
Запятая перед придаточным предложением в СПП
У каждого человека свои мысли, а, ЛИШНЯЯ ЗПТ следовательно, свое мнение на ситуацию.
, а следовательно,
, а может быть,
Максим был роботом ЗПТ который получил от природы способность мыслить
СПП
Способность мыслить, ТИРЕ, А НЕ ЗПТ самое ценное ЗПТ что есть у человека.
Тире между подлежащим и сказуемым, ЗПТ в СПП

K9 - Соблюдение грамматических норм: 0 баллов

Ошибки:

Они идут вместе с нами на протяжении всей жизни, от них нельзя избавиться,ТЧК мысли частично порождают наши чувства, помогают нам контролировать их.
Перегруженное предложение- нужно разделить на части.
Кто-то задумывается о проблемах экологии, общества, а другие мыслят в духовной сфере, РАЗДЕЛИТЬ эти процессы совместимы.
Рассуждая над проблемой автор приводит аргумент, что мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым.
ЧТО- неверно выбранный союз
мыслями приучить себя- В мыслях приучить себя
Рассуждая над проблемой
Рассуждая О
Размышляя НАД
Невольно вспоминаешь произведение Майка Гелприна «Свеча горела», где книги были заменены техническими науками.
неверно выбрано союзное слово

K10 - Соблюдение речевых норм:  0 баллов

Ошибки:

Каждый день человека начинается с мыслей, например, о том, что ему (Дню или человеку? неверное употребление личного местоимения) необходимо сделать в течение дня или его предположения о завтрашнем дне (повтор). Они (Кто?Что? Дни, мысли, люди, предположения?) идут вместе с нами (кого Вы имеете  виду?) на протяжении всей жизни, от них нельзя избавиться, мысли частично порождают наши чувства, помогают нам контролировать их. Неспособных к мышлению (тавтология) людей нет. Образы, которые мы видим, запахи, звуки все это (Что именно? Вы столько всего назвали. На что указывает местоимение?) порождает ассоциации которые всплывают в нашей голове в виде мыслей. Каждый человек думает по-своему. Кто-то задумывается о проблемах экологии, общества, а другие мыслят (повторы) в духовной сфере, эти процессы совместимы. Именно проблеме способности человека мыслить посвящен текст Л. Н. Толстого.
повторы
"повисшие" слова
неверное употребление личных и указательного местоимений
мыслят в духовной сфере- лексическая несочетаемость
Обдумывая в голове ту или иную ситуацию, человек способен научиться чувствовать себя храбрым или смиренным, но сможет ли он проявить эти качества, когда они по-настоящему будут нужны? Человек делает себя лучше сначала в мыслях. Он рассуждает чего в нем не хватает, следовательно, ищет пути достижения цели. Человек не может жить вечно, но мудрая мысль, сказанная им, способна существовать века. Суть жизни человека- способность мыслить (предложение 7).
повторы
У каждого человека свои мысли, а, следовательно, свое мнение на ситуацию.  Дополняя друг друга, примеры подчеркивают, что мыслительная деятельность человека порождает не только мысли и чувства, но и качества характера.
               Автор утверждает, что любой человек способен мыслить, именно в мыслях он улучшает себя. Она самое ценное, что дано человеку от природы.
               С мнением автора нельзя не согласиться, потому что мысли, как и люди, могут быть разные.
повторы

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Максим, Вы написали самостоятельную работу- хорошо, это её сильная сторона. Но с трудом можно понять, о чём именно Вы мыслите.И потенциальная сила становится слабостью. Рекомендация: перескажите сжато своё сочинение, не поленитесь. Вы увидите, что это оно состоит из тезисов, никак не связанных между собой. А связь быть должна (и не речевыми повторами, а логикой рассуждения).
Поработайте с черновиком.
Напишите-перескажите- выправьте: уберите все логические несоответствия, вычеркните повторы.  Такая работа принесёт плоды. У Вас ещё есть время на отработку навыка редактирования- дерзайте!

Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку